Как США начали идеологическую борьбу против СССР
Как США начали идеологическую борьбу против СССР
80 лет назад, 17 февраля 1947 года начала вещать на Советский Союз радиостанция «Голос Америки».
Правда, американцы были не первыми – Би-Би-Си начала транслировать передачи на русском языке 26 марта 1946 года, практически, с началом Холодной войны, стартом которой считается речь Черчилля в Фултоне.
Вашингтон и его сателлиты горели желанием покончить с первым в мире социалистическим государством, но понимали, что победить военным путем страну, недавно разгромившую военную машину Третьего рейха, невозможно. И ставка была сделана на идеологические диверсии, проникающие через радиоэфир.
Украинский советский писатель Юрий Дольд-Михайлик, автор романов «И один в поле воин» и «У черных рыцарей», во второй из этих книг, написанной в 1964 году, устами одного из герое, американского генерала, выразил суть развязанной Западом против СССР психологической войны: «…Я хочу говорить о той новой работе, которую мы обязаны и будем вести. Трудную, куда более трудную и менее заметную, но больше всего необходимую сегодня, – я говорю об идеологическом наступлении на коммунизм! Да, да, именно о наступлении. Развёрнутым фронтом. Во всеоружии форм, способов, методов, которым трудно будет противостоять, ибо они начнут действовать как коррозия, незаметно разъедающая металл. … Да, основное теперь, после войны, – дискредитация самой идеи коммунизма. Самой идеи! Здесь надо учитывать всё: начиная от философских идей, преподнесённых как новейшее достижение идеалистической человеческой мысли, и кончая антисоветским анекдотом <…> Надежда каждой нации – её молодёжь! Мы обязаны сделать так, чтобы эта надежда обманула большевиков. Молодёжь склонна увлекаться, и это надо помнить, подбирая ключи к её умам. Отравляйте душу молодёжи неверием в смысл жизни, пробуждайте интерес к сексуальным проблемам, заманивайте такими приманками свободного мира, как модные танцы, красивые тряпки, специального характера пластинки, стихи, песни… Дети всегда найдут, в чём упрекнуть родителей. Воспользуйтесь этим! Поссорьте молодых со старшим поколением… Я бы мог перечислять и перечислять способы, к которым можно прибегнуть в каждом отдельном случае... Я хочу доказать одно: мы должны быть такими изобретательными в способах психологической войны с коммунизмом, чтобы коммунистическая пропаганда не поспевала за нами!».
Дольд-Михайлик привел также классификацию видов антисоветской пропаганды.
«Белая пропаганда» – упор на тенденциозно подобранные реальные факты, очерняющие СССР, практически без антисоветских комментариев, чаще применяемая в практике Би-Би-Си.
«Серая пропаганда» – такие же тенденциозные факты, но с откровенно враждебными комментариями («Голос Америки»).
«Черная пропаганда» – почти откровенная ложь с антисоветским пропагандистским посылом, чаще всего имевшая место в практике «Радио Свободы».
«Голос Америки» перед началом каждого часового цикла трансляции предупреждал своих слушателей о том, что «радио финансируется Конгрессом США и выражает мнения американского правительства».
Из передач «Голоса Америки» можно было узнать и о том, что «американский рабочий получает тысячу долларов в месяц, а неплохой автомобиль, причем, без очереди, стоит 6 тысяч», и о том, что «на Красной площади мужчина обращался к прохожим со словами «я хочу есть!» (заметим, даже самый «убежденный» бродяга в СССР без труда мог организовать себе сносное питание, хотя бы собирая и сдавая в приемный пункт пустые бутылки, каждая из которых стоила не менее 12 копеек, тогда как буханка хлеба или килограмм творога обходились в 15 копеек).
Конечно, содержание передач «Голоса Америки» было более многогранным, чем восхваление «американского рая» и сожаление о «печальной советской действительности».
Даже советских патриотов привлекала, например, возможность узнать «политические расклады в Политбюро», о чем советская пресса не писала. А где в описании этих «раскладов» была правда, где ложь, понять советским слушателям было невозможно. Годилось и такое, как распространение грязного слуха о «разбитом на свадьбе дочери первого секретаря Ленинградского горкома КПСС Романова сервизе из Эрмитажа».
Диссидентствующих интеллигентов привлекали чтением в эфире «Архипелага Гулаг» или оруэлловского романа «1984». Молодежь – возможностью узнать о модных новинках западной музыки. Для любителей политических детективов транслировали тексты вроде «Журналист для Брежнева, или Смертельные игры», где «на злобу дня» цитировалось спародированное стихотворение Лермонтова «Смерть поэта»: «И вы не смоете всей вашей черной кровью свободной Праги праведную кровь!» (подразумевался ввод советских войск в Чехословакию в августе 1968 года, сорвавший попытку уничтожить социализм в этой стране).
А ещё в годы подъёма социализма западные спецслужбы вели настоящую охоту за любым советским гражданином, оказавшимся в зарубежной поездке с целью добиться отказа от его возвращения на Родину, широко осветив это событие в качестве очередного доказательства преимуществ «свободного мира»! Даже бандитов, вроде отца и сына Бразинскасов, угнавших в Турцию советский пассажирский самолет и убивших стюардессу Надежду Курченко, американцы приютили у себя, дав им политическое убежище…
Кардинальной опасности для советской идеологии в таких передачах не было. Однако для кого-то пропаганда «Голоса Америки» была сродни легкому наркотику, за которым иных начинало тянуть на тяжелые наркотики. А это уже было более серьёзно.
И потом капля долбит камень. Между довольно высоким уровнем материального благосостояния советских граждан и удовлетворением их духовных запросов возникал разрыв, который не могла заполнить партийная пропаганда. В этот разрыв и проникал суррогат, предлагавшийся западными «голосами». А постепенное распространение мещанских настроений все больше противоречило задачам формирования нового человека.
Острая идеологическая борьба в годы Холодной войны неизменно сопутствовала противостоянию двух мировых социально-экономических систем. Сознательный отказ советского политического руководства от этой борьбы, связанный с «новым мышлением» и «перестройкой», быстро повлёк за собой и распад СССР. Причины, по которым Советский Союз потерпел в этой борьбе поражение, ещё подлежат внимательному изучению историков.