Молитвы первому пустынножителю
Молитвы первому пустынножителю
200 лет назад, 18 февраля 1822 года, в честь Собора св. Иоанна Предтечи Господня был освящен храм ставшего в будущем знаменитым на всю Россию Иоанно-Предтеченского Скита Оптиной пустыни
Два столетия назад был устроен по афонскому общежительному уставу «Оптинский Афон» – Иоанно-Предтеченский скит, который, по образному выражению И.М. Концевича (1893–1965), стал сердцем Оптиной пустыни, создал её историческую славу.
…Начало пустынножительству на месте будущего Скита положил схимонах Иоанникий, живший в начале XIX века в глубине монастырского леса на малой пасеке. Место, где жил праведник, не было забыто и спустя годы после его кончины.
Калужской епархией управлял в те годы святитель Филарет (в миру – Феодор Георгиевич Амфитеатров, 1779–1857) – один из самых величайших подвижников за всю историю Русской Православной Церкви, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий, архипастырь, отличавшийся особенным монахолюбием и личным аскетическим житием.
Преосвященный Филарет пожелал устроить Иоанно-Предтеченский Скит при Оптиной пустыни. Он пригласил для этого дела преподобного Моисея (в миру – Тимофей Иванович Путилов, 1782–1862), который был представлен ему в 1820 году во время своего паломничества в Оптину.
Будучи привлекаем архипастырской любовью владыки, а также благосклонностью и вниманием отца Даниила, игумена Оптиной пустыни (1821–1825), преподобный Моисей принял их предложение, и в 1821 году преподобные Моисей (Путилов) и его младший брат Антоний (в миру – Александр Иванович Путилов, 1795–1865), подвизавшиеся до того в рославльских лесах, с двумя преданными им монахами, отцом Иларием и отцом Савватием, отправились в Оптину пустынь. Они стали одними из первых насельников новоустроенного скита, укоренив в нём духовные традиции преподобного Паисия (Величковского, 1723–1794).
***
План скита был утверждён владыкой Филаретом со следующей резолюцией:
«1821 года Июня 17-го дня (30 июня по новому стилю – Н.Г.). По сему начертанию строить Скит да благословит Господь Бог, и благодатиею Своею да поможет совершить».
Место для Скита было выбрано в 170 саженях от обители с восточной стороны, в густом лесу.
Оба брата – отец Моисей и отец Антоний – самоотверженно трудились наравне с наёмными рабочими над расчисткой места для постройки, выкорчёвывая пни вековых сосен. Надо было расчистить огромную площадь для постройки Скита.
Расчистив избранное место, выстроили из срубленного леса небольшую келью на юго-восточной стороне будущего Скита и поселились в ней.
Затем обнесли расчищенное место дощатым забором и, наконец, по благословению владыки Филарета, приступили к построению церкви во имя Собора св. Иоанна Предтечи Господня.
***
16/29 августа 1821 года, после ранней обедни, игумен Оптиной пустыни отец Даниил пришёл на назначенное для закладки церкви место, и положа со всеми три земных поклона на восток, произнёс:
«Да будет на месте сем благословение святыя пустыни Иордановы и всех там безмолвствовавших».
После этого о. игумен взял в руки лопатку и первый начал рыть траншею для церковного фундамента.
18/31 августа 1821 года, после обедни, из монастыря в Скит состоялся крестный ход, в котором участвовали игумен Даниил, иеромонахи Феодосий и Иларий, иеродиакон Афанасий, а также скитская братия.
После молебна с водоосвящением, была заложена в Скиту церковь во имя Собора великого и славного Пророка Предтечи и Крестителя Христова Иоанна, первого пустынножителя.
В январе 1822 года отец Моисей поехал за сбором в Москву, откуда возвратился с большими пожертвованиями для Скита, в том числе с церковной утварью для скитского храма.
***
На просьбу отца Моисея о постриге в схиму владыка Филарет ответил строгим отказом, так как предназначал его в скитоначальники, а потом и в настоятели Оптиной путыни.
Затем владыка предложил отцу Моисею принять сан священства. Тот, желая оставаться простым монахом, долго отказывался.
Однако должен был уступить, когда услышал от Преосвященного:
«Если ты не согласишься, то буду судиться с тобой на Страшном суде Господнем».
22 декабря 1821 года/4 января 1822 года отец Моисей был рукоположен владыкой в иеродиакона, а 25 декабря 1821 года/7 января 1822 года – во иеромонаха и определён духовником Оптиной.
А через три года преподобного Моисея избирают настоятелем Оптиной. После него скитоначальником стал его младший брат преподобный Антоний.
***
Строительство главного храма Скита, где богослужения совершаются по особому скитскому уставу, было завершено в начале 1822 года. Этот деревянный храм срублен из того самого леса, который рос на месте Скита.
1/14 февраля 1822 года из Калужской духовной консистории был получен указ с резолюцией владыки Филарета:
«Домовую для Архиерейского приезда церковь освятить по чиноположению Оптиной Введенской пустыни игумену Даниилу, которому и выдать для сего св. антиминс».
5/18 февраля 1822 игуменом Даниилом (Александровым), как подробно описывает это историческое событие в своей известной книге «Историческое описание Скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни» (СПб., 1862) архимандрит Леонид (Кавелин, 1822-1891), храм был освящён в честь первого пустынножителя – св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
В основание престола была положена частица мощей в честь праздника Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Освящение прошло торжественно, с крестным ходом из обители.
***
В том же 1822 году произошло ещё одно важное событие – в Скит была пожертвована икона св. Иоанна Предтечи.
Это была фамильная икона, переходившая от отца к сыну как благословение, которая хранилась у козельского помещика Ивана Петровича Анисимова.
По сохранившемуся описанию, это был неокладной образ, от древности совершенно потемневший, по краям иконы краска местами облупилась.
Из-за «ненадежного поведения» единственного сына Иван Петрович Анисимов решил передать икону в новоустроенный скит Оптиной пустыни. Скитяне приняли икону с благоговением.
Так как внутренние работы в храме продолжались, икону поставили в ризнице, вместе с другими церковными вещами. Не прошло и полугода, как пожертвовавший икону помещик И.П. Анисимов пришёл в Скит и рассказал братии, что ночью явился ему в сонном видении св. Иоанн Креститель и настоятельно приказал, чтобы он позаботился об его образе, который находится теперь в тёмном месте.
После этих слов братия взяли из ризницы образ Предтечи и поставили в скитском храме во имя св. Пророка Предтечи и Крестителя Христова Иоанна.
В 1831 году усердием одного из благотворителей Скита была пожертвована достаточная сумма на устроение для этой старинной иконы сребро-позлащённой ризы и венца.
Этот образ стал одним из самых почитаемых в Скиту Оптиной пустыни.
***
Именно здесь, в Скиту, зародилось старчество («институт» на православной Руси к тому времени изрядно забытый), сделав это благодатное место «духовным сердцем» Оптиной.
Но преподобный Моисей был перегружен сложными настоятельскими обязанностями, а преподобный Антоний был слаб здоровьем, чтобы взять на себя ведение старчества.
Основателем старчества в Оптиной стал приглашённый преподобным Моисеем иеросхимонах Лев (Наголкин, 1768–1841), как и он сам опытный в духовно-аскетической жизни, обладающий даром рассуждения, твёрдый и смелый.
Временем полного утверждения старчества, которое укрепилось благодаря деятельности преподобного Макария (Иванова, 1788–1860), можно считать начало 1840-х годов.
А своего расцвета старчество достигло при преподобном Амвросии (Гренкове, 1812–1891), за советом и утешением к которому стекались со всей России паломники разных сословий и возраста, люди и знаменитые, и простые.
Старец Амвросий стал прообразом знаменитого старца Зосимы в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского. После смерти трёхлетнего сына Фёдор Михайлович отправился в Оптину.
«Это кающийся», – так впоследствии отозвался о Федоре Михайловиче Старец Амвросий, с которым несколько раз удалось побеседовать писателю.
***
17 ноября 1987 года Оптина пустынь постановлением Правительства СССР была возвращена Церкви.
1 февраля 1990 года Оптиной пустыне была передана бoльшая часть Скита (другая часть оставалась у литературного отдела Козельского музея до 2005 года).
18 марта 1990 года в Скиту вновь освящён возрождённый храм святого Иоанна Предтечи.
В течение года Скит закрыт для посещения паломниками. Исключение составляет келья преподобного Амвросия в «хибарке». Она стала мемориальной и открыта постоянно для посетителей – не только мужчин, но и женщин.
…Ныне круг богослужений в Скиту, как и в прежние времена, начинается с Полунощницы, которая совершается в два часа ночи, затем – утреня и первый час, продолжительность этой службы около трёх часов.
Паломники-мужчины допускаются на богослужения в Скит – «открытые» литургии – только четыре раза в году (женщины не допускаются совсем). Такие дни есть в течение каждого времени года, они приурочены к большим праздникам.
Зимой это 20 января – Собор Иоанна Предтечи, весной – понедельник Светлой Седмицы, летом – 7 июля, праздник Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; и, наконец, осенью – 11 сентября, день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Фото из открытых источников.