«Юности честное зерцало»
«Юности честное зерцало»
15 февраля 1717 года вышла в свет книга, которой было суждено выдержать в России множество переизданий.
Доподлинно авторы этой книги не известны, но по сведениям из косвенных источников большинство историков считают таковыми обер-иеромонаха Гавриила (Бужинского), в последующем начальника Славяно-Греко-Латинской Академии, затем епископа Рязанского, и известного соратника Петра I Якова Брюса.
Первые главы этой книги, «Юности честное зерцало», посвящены изложению азов нового правописания, гражданского шрифта, сменившего затейливую церковно-славянскую вязь в начале XVIII века, и обучению правилам написания новых арабских цифр.
Далее идут советы подрастающему поколению юношей, изложенные кратко, доступным языком, иногда в грубоватых выражениях (вроде «не хватай первым блюдо, не жри как свинья, и не дуй в ушное, чтоб везде брызгало, не сопли когда ешь»).
При этом юношеский раздел книги не сводился к изложению требований бытового этикета. Подросткам давались советы «благородного поведения»: изучать иностранные языки, уметь общаться на них, держать слово, не давать невыполнимых обещаний, не злословить за глаза, почитать старших – родителей, начальников…
Зато рекомендации для девушек были написаны цветисто, с использованием примеров из истории, со ссылками на Священное Писание, чувствуется, что писавший был человеком, искушенным в богословии. Так что предположение об авторстве иеромонаха Гавриила вполне оправдано. При Петре учеными богословами были обычно малороссы, выпускники Киево-Могилянской Академии. Царь-реформатор для подъема богословского уровня российского епископата даже запретил ставить архиереями кого-либо, кроме малороссийских монахов. Запрет был отменен лишь спустя 70 лет при Екатерине II.
«Юности честное зерцало» была не первой книгой на Руси, посвящённой воспитанию подрастающего поколения. До неё в Москве знали «Домострой» (XVI век), существовали переводы популярной в Европе книги «О приличии детских нравов» (XVII век), издававшейся в России под названием «Гражданство обычаев детских»; влияние этой последней книги на «Зерцало» очень заметно. Кое-что из того, чему учили в этих книгах подростков, нередко вызывает улыбку: например, громко и на людях не сморкаться, избегать отрыжки, не чавкать за столом, не плевать на пол, ходить в чистой и опрятной одежде и т.п.
Составителем «Домостроя» считается протопоп Сильвестр, бывший одно время духовником Ивана Грозного и полноправным членом Избранной рады. Книга содержит много полезных практических советов «мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». Женщины наставляются в том, как вести домашнее хозяйство – как правильно печь пироги, какие выставлять напитки гостям, куда девать обрезки тканей после шитья и т.п. Идеальная хозяйка по «Домострою» должна хорошо выполнять все домашние работы, чтобы со знанием дела спрашивать о сделанном со слуг.
В книге «Юности честное зерцало» подобных мелочей не найти, эта книга предназначалась для преимущественно для благородного сословия. Юным дворянкам «Зерцало» пыталось прививать в первую очередь понятие о добродетельном поведении – смирение, почтение к родителям, целомудрие, милосердие, приветливость.
Так что уроки домоводства из «Домостроя» в книгу, изданную при Петре, не вошли. От будущих молодых хозяек, как и от их мужей, требовалось в первую очередь мудро руководить слугами, изгоняя из их числа болтливых, неисполнительных, неумелых, тем более склонных к обману, воровству. Следование этим правилам, по мнению авторов «Зерцала», обеспечивало порядок в доме.
«Юности честное Зерцало» в отличие от «Домостроя» носит гораздо более светский характер, если говорить об описании желательного порядка повседневной жизни. Если книга, написанная Сильвестром, начинается наставлениями относительно регулярного посещения церковных служб, исповеди, причастия и др., то в книге для подростков-дворян петровской эпохи церковный характер воспитания ослабевает. Изложение начинается с новой грамматики и «цифири», а требования соблюдения правил церковной жизни обширными выдержками из Писания предназначены, в основном, для девушек. Рекомендации юношам в отношении церковной жизни исчерпываются, в основном, советами вроде того, чтобы «не глазеть на женский пол в храме во время богослужения».
После Петра церковная жизнь в России вообще во многом потеряла своё напряжение; через некоторое время Синоду пришлось даже вводить штрафы за непосещение церкви и долгое пренебрежение таинствами исповеди и причастия.
Однако, как бы то ни было, «Юности честное зерцало» сыграло важную роль в воспитании тогдашней образованной российской молодёжи, став первым для своей эпохи учебником нравственности и этикета, написанным простым и доходчивым языком.