Продажа Аляски: как в Российской империи решили избавиться от «трех Франций»
Продажа Аляски: как в Российской империи решили избавиться от «трех Франций»
155 лет назад США были проданы последние территории, открытые русскими на американском континенте. С тех пор не умолкает как критика этого решения, так и призывы отыграть его обратно.
30 марта 1867 года в Вашингтоне российский посланник Эдуард Стекль и американский госсекретарь Уильям Сьюард подписали договор о передаче Аляски, открытой в 1732 году российскими мореплавателями, США. Точнее, как их тогда называли, САСШ (Северо-Американские Соединенные Штаты).
Фактически речь шла о продаже этой территории за 7,2 миллиона долларов золотом. Что тогда было равно примерно 11 миллионам российских рублей.
Ныне историки и публицисты приводят множество различных оценок этой суммы. Как представляется, наиболее показательным в будет сравнение с размером доходов государственного бюджета Российской империи за 1867 год – чуть меньше 400 миллионов рублей. То есть, Аляска была оценена приблизительно в 2,5%, 1/40 годового бюджета страны.
Как известно, доходы российского бюджета за 2020 год составили чуть меньше 19 триллионов рублей.
Соответственно, сороковая часть равняется чуть меньше полутриллиона рублей – по докризисному курсу свыше 6 миллиардов долларов. Что не так уж и мало, если вдуматься…
Конечно, критиков продажи Аляски тоже можно понять. Вырученная сумма вроде и немаленькая, но разве это дело, своими территориями торговать? Тем более площадью свыше полутора миллионов квадратных километров – это почти три Франции и свыше половины всего ЕС!
Увы, к моменту заключения сделки, императора Николая I, сказавшего в 1849 году крылатую фразу: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен!», уже не было в живых. Страной управлял его сын, Александр II. Который, при всех его заслугах, был убежденным либералом, и этим все сказано. Так что в Петербурге к северо-западной части американского континента предпочли применить чисто рационально-прагматический подход. Если отбросить политесы, выраженный в духе «с глаз долой – из сердца вон!»
***
Критики этой сделки последующих лет как-то все время забывали, что в своих обвинениях они основываются на «послезнании». Дескать, и золота на Аляске добыли свыше тысячи тонн, и залежи нефти есть богатейшие. Да вот беда – золото там было открыто лишь под конец XIX века, а «черное золото» – так вообще через сто лет!
А к середине XIX века обширные земли населяли от силы тысячи две с половиной русских (в основном – казаков, охотников, администраторов и церковных миссионеров) да тысяч 60 эскимосов. Причем последние далеко не все охотно принимали православие, а нередко и поднимали заметные мятежи.
И основной статьей дохода немногочисленной русской колонии была, в основном, пушнина. Которой из года в год удавалось добывать всё меньше. Так что пришлось ухищряться вплоть до «экспорта» на материк действительно качественного и чистейшего аляскинского льда.
И на США современные критики смотрят обычно через «линзу послезнания» – дескать, как же можно было отдавать столь важный «плацдарм» заклятому историческому врагу?! Но ведь в те годы США предпочитали «изоляционизм» (что-то похожее хотел осуществить в годы своего президентства Дональд Трамп) и, к тому же, имели довольно таки натянутые отношения с бывшей «метрополией» – Великобританией. Которая тогда как раз и была наиболее мощной колониальной империей и главным противником России. Ну а «враг моего врага – мой друг», исходя из древней поговорки…
К тому же в годы Крымской войны британский флот делал попытки напасть даже на Петропавловск-Камчатский, который защищали достаточно серьёзные силы русской армии и флота. Их, увы, держать на Аляске не было никакой возможности…
***
Хотя, конечно, больше в тогдашнем Петербурге не было как раз желания, а не возможности всерьез заботиться о защите и процветании удаленных от столицы рубежей страны. Нет никакого сомнения, что в годы СССР, когда развернулось масштабнейшее освоение Сибири и Дальнего Востока, идея продажи Аляски, будь она нашей, не могла бы прийти в чью-то голову. Во всяком случае, если ее владелец «дружил с головой» и не жаждал ее поскорее потерять.
Увы, дореволюционная дворянская элита больше вдохновлялась не освоением и удержанием новых земель, по примеру Петра Великого, а поездками «на воды в Баден-Баден» или в казино Ниццы. Собственно, тот же Николай I, несмотря на совершенно правильные слова насчет «российского флага на новых территориях», еще в начале 40-х годов XIX века допустил продажу форта Росс – «аванпоста» русских владений в Калифорнии – за совершенно незначительную сумму местному авантюристу. А спустя несколько лет там, опять же, обнаружили несметные запасы золота, спровоцировавшие настоящую «золотую лихорадку».
Тут поневоле начнешь верить в мистику. Вот, например, Украина – у нее вместе с «незалежностью» мгновенно проявляется настоящий «талант» приносить поражение своему очередному «стратегическому партнеру». Будь то Швеция при гетманстве Мазепы или кайзеровская Германия при Скоропадском и Петлюре. Теперь вот пришла пора об исторических укро-закономерностях задуматься и Байдену…
А вот у России просто-таки исключительный альтернативный, «светлый» дар – приносить своим партнерам огромные выгоды. И в истории с той же Калифорнией, и, спустя четверть века, с Аляской.
С другой стороны, слишком уж критиковать русских царей того времени за то, что они (вспоминая хрестоматийный эпизод из блестящей кинокомедии насчет «Кемской волости») «казенные земли разбазаривали», не приходится. В те времена такое было в порядке вещей и не обязательно в результате военного поражения.
Тот же Наполеон, например, которого сложно обвинить в отсутствии незаурядных государственнических талантов, тоже продал американцам обширные земли французской колонии Луизиана. По цене за единицу территории всего-то в полтора раза выше, чем обошлась им полувеком позже Аляска – ну так и обширная пойма великой реки Миссисипи была намного более плодородна и заселена.
С заселённостью, кстати, Аляске не везет до сих пор. Даже в последние годы ее население составляет всего чуть больше 700 тысяч человек. Это, напомним, на 1,7 миллионов квадратных километров, в то время, как во Франции на 532 тысячах километров проживает 68 миллионов жителей.
Природные богатства, полезные ископаемые – это, конечно, хорошо, но больно уж там климат холодный. Недаром, и во второй по площади в мире Канаде живет 35 миллионов человек – почти вдесятеро меньше, чем в сравнимых по размеру, но расположенных южнее, США.
Так что к призывам в духе известной песни насчет «не валяй дурака, Америка … отдавай-ка землицу Алясочку!» стоит относиться с долей юмора. Нет, конечно, время от времени «потроллить» «заокеанских партнеров» на этот счет, разумеется, можно. Но, вообще, заключенный договор не предусматривал возможности его «денонсации» и обратного выкупа.
Можно, конечно, пофантазировать – например, на тему очень возможной новой гражданской войны в США после ближайших президентских выборов, на которых, весьма вероятно, против демократов вновь выйдет на бой Трамп. А с учетом того, что Аляска традиционно поддерживает именно республиканцев, то в случае уже откровенного узурпирования власти их оппонентами, вполне возможно отделение этого штата.
Но это пока – не больше, чем конспирология. В духе многолетних ожиданий взрыва Йеллоустоунского супервулкана, должного покончить с американскими амбициями.
А так история с Аляской (как, впрочем, и с той же продажей Калифорнии) служит хорошим уроком поколениям российских политиков насчёт бережного отношения к своим территориям. Даже если они в данный конкретный момент кажутся «бесперспективными».
Ведь если вспомнить недавнюю историю, именно под маркой якобы «накладности содержания союзных республик для России» в Беловежье был «распущен» Советский Союз. А теперь вот приходится вновь собирать его немалой кровью и ценой очень серьезных финансовых издержек…
«Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен!». Эти слова навсегда должны стать непреложным законом для россиян. История с продажей Аляски – одно из ярчайших доказательств правоты этого утверждения.
Художник: С.М. Лоренс.