Вести Нацбеста. Убитый вайб, или Классный фичер сервитутов с узуфруктами
Вести Нацбеста. Убитый вайб, или Классный фичер сервитутов с узуфруктами
Сергей Лебеденко. (Не)свобода. Рукопись
"Либо решай по совести, но досиживай до пенсии судьёй-судейкой,
либо... «господствующий класс»". Из книги
Интересно то, что в постскриптуме романа всё практически разжёвано: вся сюжетная канва. Читатель того не знает. А жаль...
Вообще опасная книга. В ментальном смысле опасная.
Там всё напоминает Толкиена. Только на наш российский лад… (хотел сказать, «чудовищный» лад, — да не буду перебарщивать со спойлерами): «Вам в одиннадцать лет не пришло письмо из Хогвартса — так ходите теперь на весь мир обиженные». — Единственно что во взрослой жизни обижаться будет не на кого: в том урок. Только — на самого себя.
И пользоваться придётся одним лишь правилом, которое наверняка спасёт вам и карьеру, и грядущее: «Просто не надо переходить дорогу Большим дядям!»
«Еще не всех в этой стране удалось запугать!»
Фраза из романа. Диковинная фраза в свете сегодняшних перипетий. Её произнесла одна девушка, у которой арестовали отца по надуманному обвинению. Связанному в реальности с пресловутым театральным делом «о хищениях»-2017.
Книга — художественно переработанная документалка тех (и не только) событий: театрально-концертных — и вокруг них.
Дам квинтэссенцию духа сего произведения на примере одного из эпизодов:
«— …помнишь историю, как генерал СК приказал одного журналиста вывезти в лес за его расследование и закопать, если он не откажется от публикации?
Саша наморщила лоб, пытаясь где-то в тысячах просмотренных новостей за последние годы обнаружить ту самую единственную строчку, которая, встретившись в ленте, ужасает первые минут пять, пока её не сменит следующая.
— Ну...
— Так вот, этим журналистом был Васильич». — Узнали фактуру?
[Кстати, журналистам, тем, кто в теме, — книга ляжет как сыр на масло: даже и в утилитарном смысле. Но не буду уточнять детали, ведь речь о широкой публике.]
То есть повествование привязано к конкретным людям. А вся книга выполнена в квазидокументальной форме — только с выдуманными именами, датами, персонами. Не выдуманы лишь протагонисты. И они просчитываются очень ясно.
С первых строк — профессионально отточенный репортёрский слог. К тому же автор — явно опытный юрист. Так и оказалось (погуглив) на самом деле.
Сергей Лебеденко — известный судебный корреспондент. И пишет от своего лица, о себе. О трудовых буднях, происшествиях. В беллетристической обработке, конечно.
Правда, ощущение, некое послевкусие осталось всё-таки газетно-репортёрское. Словно прочитал качественное расследование. Впрочем, это действительно так.
Очерчена — изнутри и снаружи — будничная жизнь федерального судьи, выносящего далеко не будничные приговоры. За митинг, например. За то же «театральное» дело. Обернувшееся пшиком в натуре. Но которое сим отнюдь не утешительным «пшиком» поломало сразу несколько судеб.
Сложные, порой неудобоваримо сложно-тягучие процессы. Стадии обвинения, защиты. Всё чётко-правильно. Процессуально выверено. Запротоколировано.
Внутренние метания женщины-судьи: домашние, бытовые. Нетривиально-семейные.
Внешние проблемы — рабочие, деловые. Процессы построены на ментовских обязаловках-«палках», всенепременно «положительных» отчётах. Будущих (долгожданных) премиях: все же люди.
Где подследственный, пусть и тяжело больной раком, — всего лишь фишка в Крупной игре. Подобно казино. Только вместо заводного колеса рулетки — тайный движ судебной Управы с её неспокойными обитателями.
Лебеденко и себя выписал — в роли журналиста, также общественного защитника Руцкого. Выписал превосходно. По-корреспондентски отточено, повторюсь.
С другой стороны
Можно представить роман концентрированным дайджестом недавно утёкших инфо-волн: пять, семь лет назад.
Можно вымолвить, автор элементарно пересказал — толково, грамотно — вскипевшую, выкипевшую жизнь (ведь теперь уже совсем иная) добротным газетным языком. С подставными фамилиями, через которые видны настоящие имена.
Пред взором проплывают в суете дней простые, и не совсем, люди. Судьи, их помощники. «Большие дяди»: президент, чинуши, митрополит. Соглашатели и откровенные утырки. Театрально-криминальные тяжбы-перипетии, ещё недавно нешуточно сотрясающие масс-медиа.
Подоплёка обвинений в мошенничестве бизнесменов. Следаки, у которых забирают «хорошие» перспективные наработанные папочки. И которым предлагают подняться на делах подложных, бесчеловечных. Но — нужных кому-то «оттуда». Сверху.
Показана встреча с «высшими силами» мира сего. Представляющими в нашей, точнее, «сочинённой» в кавычках фантомной стране — всеведущую Крышу. Нет, лучше эдак — КРЫШУУУУ-у-у-у-у-у, — слышится жуткий вой-завывание зазря убиенных, порченных Системой душ.
И короче говоря, чтобы стать частью этой Системы — надо… Всех предать.
Адовый итог
Автор разговаривает с нами двумя голосами.
Один голос — процессуальный. Как бы сверху. Другой — человеческий. С точки зрения «терпилы».
Мы, в принципе, всё ведаем из газет, интернета-ютуба. Но — С. Лебеденко даёт приличного размера лупу — вглядеться в Ад поближе.
И мы близко, вплотную видим фееричные пресечения фатумов газетных полос — как адептов многообразных слоёв жизни.
Лицезрим, будто в призме причудливого калейдоскопа, — бескрайние пирамиды переплетений. Уходящие глубоко вниз, в генетическую память. И далеко вверх — в неизбывность. Неизвестность.
Очень чёткие, вразумительные характеристики персонажей. Великолепное знание сторон конфликта — полицейских, розыскников, подозреваемых, адвокатуры.
Ещё история любви затесалась, как назло. Хотя она чуть размягчает жестокость необходимых выводов. Сухие юридические главы (а они, увы, есть) очерчивая лирическими абзацами.
Оперативная «вовремя»-книга. Рассказывающая о насущном.
Одномоментно резко вдруг опоздавшая. Внезапно отставшая во времени. Настолько пронзительно сегодня мир становится… прошлым.
Любопытно, что прочитав постскриптум, — где всё разжёвано для непонятливых: — книгу хочется открыть сначала.
Странный феномен, не правда ли…