Вести с Нацбеста: МужЫцкая проза жЫзни: сэкос-мэкос. Психиатрия нравов
Вести с Нацбеста: МужЫцкая проза жЫзни: сэкос-мэкос. Психиатрия нравов
Авилов С. Капибару любят все: роман. — М.: ИД «Городец», 2022. — 296 с. — (Серия «Ковчег»).
«То, что проститутки не целуются в губы, — ложь». Из книги
Да, мировая ложь… — тьфу ты! — проза. Я уже выдавал подобное на этом конкурсе одном человеку. Очередной пошёл...
Да, повтор. Бессмертный сюжетный повтор. Клёвый. Шикарный повтор. Прям-таки шекспировского накала разворот.
Ну, и как обычно, для привлечения внимания, по пунктам:
• Регулярный секос-мэкос;
• Обыкновеннейшая семья;
• Тривиальные (надоевшие) отношения;
• Большой такой маленький дядя-рассуждалкин;
• Тупые пьяные мысли;
• Шикарно очерченная попойка в посёлке на Баренцовом.
Есть великолепные, волшебные места. Блестяще-юморные, как фотовспышка.
Но увы, потом опять, блин…
• Вечная домашняя нудятина;
• «Очаровательное женское упрямство»;
• Рассказ вроде как шестидесятилетнего, хотя герою всего 40;
• Порой включается Пришвин;
• Порой — психолог Михаил Лабковский (ладно хоть не д-р Мясников).
Хорошо то, что писатель рассказывает не о себе. Это видно. Он рассказывает о выдуманном, пусть и очень сублимированном (по Фрейду), протагонисте книги. И сие — правильно. Потому что полудетские дневниковые побасенки «о себе любимом и друзьях» представлены в Нацбесте с перебором, чессговоря.
• Изрядная, чисто писательская чушь;
• Недалёкие (и далёкие тоже) размышлизмы о сущем;
• Алкогольные воспоминания юности;
• Перманентная абсистенция;
• Долгая бредятина о нелёгкой жизни проституток;
• (Не)интересные детали неинтересных событий;
• Мечты сродни мальчуковым, пододеяльным.
Бац! Снова клёвое место. Жизненное. Навроде судьбоносной ошибки — отпустить птаху на волю. Иль типа «слякоти на сердце». Как тогда, в моих 90-х. (Yes — текст воспринимается довольно пристрастно, — как группа YES.)
Не забываем по ходу, что главный герой книги пишет во время действия роман. И то, что мы читаем — именно то, что пишет гл. герой. Понимаете? То есть роман в романе.
Извечный фабульный повтор? — Да, конечно.
Но реприза — из разряда нетленных философских паттернов. Из которых и сделана большая литература. Понимаете?
И снова…
• Тынц-тынц секос-мэкос;
• Секос с женой;
• Грёзы о секосе;
• Стенания о секосе;
• Реальный cекос с реальной чувихой;
• Мнимый секос в секретных уголках памяти.
Под конец — гениальная находка Сергея Авилова!
Смысловое сочетание (а по тексту — размежевание) дорожных путешественнических воспоминаний давней поездки с сыном. И тут же, сегодня, — с проституткой.
Высший класс прозаической ретроспективы. И — трагичный к тому же…
Практически под завязку (после середины) автор уцепился за ту самую ниточку мифологичной схоластики, за которую во все века бьются творцы-сочинители. На грани постижения истины, как говорится. И ведь поймал.
В финале дам психиатрическую таблицу средних степеней восприятия романа:
1. Недоверие
2. Насмешка
3. Привыкание
4. Вовлечённость
5. Восхищение
6. Горький плач по неизбывному
Да к чёрту всё!
Это просто Любовь. Элементарно про Любовь. Любовь с заглавной буквы. И ни о чём больше.
...и не дай вам Бог восприня́ть меня всерьёз.