«Не живи с нелюбимой страной»
«Не живи с нелюбимой страной»
По мере того, как нагнетаются похоронные настроения по поводу цензуры, репрессий, запретительства, якобы имеющих место быть в отношении творческой интеллигенции, накапливаются вопросы. Те, кто против «репрессий и запретительства», перечисляют произведения того искусства, «которое считается преступным»
Чего здесь только нет! И деятельность Феминистского антивоенного сопротивления (хождение с плакатиками на сумочках, очевидно), и выходка – ах, да, это был перформанс – художницы Евгении Исаевой, облившей себя красной краской на Невском с воплями: «Сердце кровью обливается!» (с получением восьми суток административного ареста в качестве вознаграждения), и надоевшая уже всем «Большая мать» Олега Кулика, которую он сам упорно именует «комментарием к четвертой волне феминизма» и «отражением борьбы двух гендеров». Меч в могучей корявой руке, дескать, ни при чем. Случайно вписался.
Тут вам и театральные пертурбации, связанные с хлынувшими в Сеть «борцунами и протестунами», которые спешат выразить свое негодование политикой России. В дни военной операции, когда русская армия ведет бои, когда гибнут русские солдаты и мирные люди. В это самое время множеству творческих личностей внезапно пришло в голову, что хорошо было бы пожелать русской армии поражения, русским людям – скорой гибели, а России – стать европейской-американской колонией или чего они там для русской земли хотели…
В ходе осуществления стратегических планов российской богемы Центр им. Мейерхольда демонстративно бросила куратор Елена Ковальская, внезапно покинув свой пост. После нескольких столь же демонстративных акций протеста сотрудники ЦИМа фактически разбежались. Им показалось невозможным работать под руководством лиц другой политической ориентации. Значит, не так уж и дорога была им их работа, их Центр и все прочее. Никита Бетехтин, несколько недель критиковавший театры, разместившие символ Z на своих фасадах, ведущий их список (видимо, чтобы донести кому следует; хотя Чулпан Хаматова утверждает, будто за отказ размещать этот символ руководство театров подвергается избиениям – так неужто не стоило бы пожалеть тех, кто сломался, а не доносить на них? и кто из этих двоих беззастенчиво врет, спрашивается?) – итак, этот милейший человек тоже утратил возможность показать публике свой спектакль «Рождество». Общественность в шоке: как власти могут мешать милейшим людям?
А чего они все хотели? Например, Борис Павлович, постановщик одиозного спектакля «Юдифь», где украинская дева в лучших традициях общеизвестного пропагандистского ролика отрезает голову, как вы думаете, кому? Правильно, русскому генералу. Разве можно было снять это с показа? Разве можно было разгонять компанию экскрецирующих на головы россиянам Михаилов Дурненковых и Римасов Туминасов, отменять постановки Ивана Вырыпаева и Юлии Ауг (название ее спектакля, поставленного в Эстонии – «Х*й войне! Украина. Письма с фронта» – определенно указывает на высокий культурный уровень), отказывать от места в государственных театрах борцам против России вообще и спецоперации в частности? Как можно было с позиций государства реагировать на бурные и неудержимые пожелания нашим солдатам сдохнуть, России опустеть, а россиянам потерять свою страну, свою культуру и уважение к себе?
Заслуженный артист России Сергей Пускепалис в эфире радио Sputnik сказал: «Смятение, которое возникло у эмоционально активных людей без умения анализировать, было для меня понятным. Никому не нравится война, но задачи, которые стояли перед нашим государством, очень серьезные. Люди культуры в этом смысле – дети. Иногда очень злобные, агрессивные, вредные. Пусть эти вредные дети находятся в другом месте, раз они так выбрали». Также Пускепалис считает, что отмена русской культуры за рубежом – это истерика и ханжество, которое демонстрирует истинное лицо ряда западных стран. Но ничего этого не замечают люди искусства, подписывающие петиции и требования, за которые в России их самое большее попросят с места в государственном учреждении. Притом, что безмерно страдающая и глубоко демократическая Украина за подобное поведение своих творческих деятелей затянула бы на шее протестующих петлю – и отнюдь не фигурально.
Люди, испытывающие ненависть к России, ненависть, так или иначе выраженную задолго до того, как у них начались какие-либо проблемы – почему они так возмущаются невозможностью и дальше занимать свои теплые местечки, свои высокие должности? Почему считают неправомочным отказ публики смотреть спектакли, которые они ставят и в которых играют? Русские люди должны любоваться на этих «гениев чистой красоты», зная, чего именно они желают и русской публике, и самой России? А не многовато ли хотят личности, выдающие речи вроде этой: «России п*здец... *бнем по Москве ракетой, чтобы знали, как на Украину нападать. Будете двадцать лет жить в нищете. Х*й у вас когда авторитет будет в мире. Вернусь, как закончите боевые действия»? Где эти «гении» рассчитывают найти тысячи и тысячи ангелов кротости – или просто мазохистов, чтобы заполнить театральные залы?
Спецоперация хороша уже тем, что открыла все карты. И обнаружилось, что у нас в стране огромное количество людей, чьи либеральные взгляды настолько концентрированы, что не позволяют им вести себя прилично (хотя бы). То есть не материться в адрес страны, где все эти люди живут и работают; в адрес публики, которая ходит на их постановки, платя немалые суммы за билеты; в адрес правительства, которое выделяет бюджет на эти творческие потуги. Ну не могут они молчать!
Если же театр пишет про них что-нибудь такое, как Театр им. Волкова в Ярославле: «Театр считает такие действия драматурга Вырыпаева неприемлемыми в первую очередь по отношению к зрителям. Мы не хотим, чтобы через театральное искусство навязывалась односторонняя политическая позиция, а зритель помимо своей воли втягивался в те или иные акции. Мы уважаем своего зрителя, дорожим его мнением и не сомневаемся, что каждый, кто приходит в наш театр, может и имеет право самостоятельно сформировать и выразить своё мнение» – это воспринимается как тирания. Или как холуйское поведение прихвостней Путина – можете сами выбирать самое «корректное выражение». Потому что протестовать против российской политики – это хорошо, честно, а поддержку выражать – постыдно и фальшиво. Уж так эти «агрессивные дети» всё решили за других.
Прав Пускепалис: пусть будут не здесь, а там, где выберут. В конце концов их никто здесь не держит. Кроме них самих, почему-то цепляющихся за столь нелюбимую ими русскую землю. Песня права:
Улетай, уплывай, мир огромен,
Ты достоин красотки иной,
Что ты ходишь насуплен и тёмен?
Не живи с нелюбимой страной.
Но тебя ведь не выдернешь, сволочь,
Поседевший, несчастный, больной,
Всем назло, завывая и ссорясь,
Ты живёшь с нелюбимой страной.
Толерантный насквозь, либеральный,
Ты под юбку ей лезешь, хмельной,
И, воспряв от подачки банальной,
Снова спишь с нелюбимой страной.
(Андрей Куряев)
Всё, что остается – это помочь обиженным принять достойное решение.
Хотя, конечно, остается вопрос: куда все эти борцы с Россией денутся, кому предложат свои таланты? Если обсуждаемая повсеместно Чулпан Хаматова хотя бы популярной артисткой была, то все эти Ауг, Белые, Хмельницкие, Лютаевы и прочие на что рассчитывают? Где служить будут, в каком кино в Эстонии-Румынии сниматься? (В Голливуде, понятно, только у Зеленского шансы сниматься есть.) Видимо, надеются на возвращение, как сказал Туминас, «когда закончите военные действия». Так ведь Россия их закончит победой, в этом нет сомнений. Как тогда вся эта орда русофобов возвращаться собирается? Прощения попросят и снова займут прежние посты?
Теоретически это возможно. Внезапное сокращение культурной прослойки (некоторые утверждают, что Департамент культуры инициировал увольнение более тысячи человек) на сотни и сотни имен создаст определенные трудности. Но кажется, что трудности эти временные. Нельзя держать на ключевых постах ненавистников и клеветников России. Хватит. Додержались.