Украина: как равнодушные «друзья» превратились во врагов

Недавний соцопрос, проведённый киевскими социологами среди украинцев, показал резкое повышение доли тех, кто негативно относится к советскому прошлому, одновременно преклоняясь перед идеалами бандеровщины. Неужели виновата «российская агрессия»? А, может, специальная военная операция лишь проявила самые гнусные инстинкты тех, кого россияне привычно считали братским народом? 

Если совсем кратко охарактеризовать результаты опроса, проведённого известной киевской социологической группой «Рейтинг», то подавляющее большинство украинцев отреклись практически от всех идеалов и ценностей общей исторической памяти трёх славянских народов, русского, белорусского и украинского, которые принято называть братскими.

Ностальгия по нашему общему дому СССР, где УССР, по признанию даже вменяемых украинских экспертов вроде Вадима Карасёва, являлась не колониальной, а «соимперской», разделяют лишь 11% опрошенных (в 2010 году было 36%, в России сейчас этот показатель – около 63%). Не жалеют о распаде «шестой части суши» 87% украинцев. 
Общая Победа в Великой Отечественной войне? Если ещё 10 лет назад этот праздник имел для большинства опрошенных значительный личный символизм, то в 2022 году для 23% он стал «обыденностью», а для 36% – «пережитком прошлого»!
Да и Днём Победы его теперь считают всего 13% опрошенных (4 года назад этот показатель был 58%), а для 80% он стал лишь «днём памяти».

Самое интересное, что при этом две трети абсолютно уверены, что главный вклад в этот самый «пережиток прошлого» внесли именно украинцы! Готовых отдать должное участию в победе над нацизмом другим странам граждан незалежной в разы меньше, даже их нынешний бесспорный гегемон США получил лишь 30% сторонников. Остальные и того меньше: Великобритания – 27%, Белоруссия – 24%, Россия – 23%, другие страны – 21%.
Если в 2008 году 74% опрошенных считали, что украинские солдаты и офицеры в составе советской армии воевали за советскую Родину, 13% – за освобождение Украины и только 3% – за освобождение Европы, то в 2022 году тех, кто считает, что украинцы воевали за свою землю, стало 44%, за советскую родину – 39%, за освобождение Европы – 7%. 

Единственное, что пока радикально не отринуто, так это положительное отношение к воинам Красной Армии, воевавших с фашизмом – так считает 75% опрошенных. Увы, при этом также положительно (71%) оцениваются и «вояки» ОУН-УПА, стрелявшие в спину красноармейцам как в последние годы войны, так и после её окончания.
Для нынешней Украины это неудивительно. Ведь с первых же дней после победы нацистского путча на Майдане «соросята» и прочие мастера информационно-психологической войны безжалостно эксплуатировали тезис о несчастной «неньке», на которую, как и в 1941 году, напали, только теперь уже не германские фашисты, а «рашисты». 
Соответственно, чёрных красок опрошенные «свидомые» граждане не жалеют и для описания российского общества, в их извращённом понимании, конечно. 41% считает, что в РФ «царит диктатура», 31% – «фашизм», а еще 10% – что даже самый «оголтелый нацизм»! 
Это притом, что в Москве, и в советское время, и после 91 года, никогда не жаловали националистов. Любых, включая русских, понимая угрозу их разрушительных идей для мира в многонациональной стране. Ну да ведь издавна известно – каждый судит о других в меру своей распущенности…
Так что невообразимая идеологическая мешанина в духе «и Богу свечка, и чёрту кочерга» с призывами к «героическим защитникам Украины» вдохновляться не только кровавыми «подвигами» Бандеры и его прихвостней, но и настоящим героизмом бойцов РККА, для «незалежной» вполне логичная и желанная норма. 
А что при этом памятники павшим советским воинам сносятся, и улицы, названные их именами, переименовываются в честь бандеровских палачей? Ну так киевское зомбо-ТВ на этом противоречии внимание такой же зомбированной аудитории не акцентирует, а та уже давно отвыкла от критического мышления. 
Хотя 40% всё-таки против сноса памятников героям Великой Отечественной, «за» только 18%. Но быть против где-то в глубине души, и приложить хоть малейшие усилия для препятствования такому вандализму – увы, вещи разные. Тем более что даже вроде бы несогласные  никак не могут определиться в своём выборе – 61% поддерживает демонтаж монументов, связанных с российской и советской эпохами. А вычленить из советской эпохи чисто военную составляющую просто невозможно. 
Неудивительно, что при таком раскладе поддержка признания ОУН-УПА участниками борьбы за «незалежность» Украины стала просто астрономической – 81%, против только 10%! С 2010 года показатель поддержки вырос в 4 раза, с 2015 – вдвое.
В разы выросли симпатии и к наиболее одиозным фигурам борьбы за эту самую «незалежность»: Ивану Мазепе (в 2012 – 44%, в 2022 – 76%), Симону Петлюре (в 2012 – 26%, в 2022 – 49%) и Степану Бандере (в 2012 – 22%, в 2022 – 74%). 

Как относиться к вышеприведённым цифрам? Можно, конечно, прибегнуть к уже не новому тезису относительно того, что многие на Украине боятся честно отвечать на заданные вопросы. Однако значимость такого аргумента в данном случае, думается, всё же, не очень велика.
С началом специальной военной операции действительно усилились репрессии СБУ и просто бандеро-патриотов в отношении «пророссийских элементов». Но ведь и не все заданные в исследовании вопросы такие уж острые. 
К примеру, 22% не побоялись сказать о своей симпатии к белорусам, пусть этот показатель и снизился втрое в сравнении с прошлым годом. И к россиянам, живущим на Украине, положительно относится 30% опрошенных, отрицательно – 27%, нейтрально – 38%. То есть, при боязни отрицательно отвечать на какой-нибудь ура-патриотический вопрос, скажем, об отношении к Бандере, желающие без проблем могли бы выбрать пункт «не определился во мнении».
Только вот что-то маловато стало таких «неопределившихся». И в соцсетях уже вовсю бушуют призывы не использовать русский язык – «язык агрессора», и православные верующие ругают патриарха Кирилла «за неосуждение российской агрессии». А немногие оставшиеся на Украине вменяемые люди даже в приватной переписке общаются с автором этой статьи, что называется, вполголоса или эзоповым языком.
Так что не стоит сводить данные «Рейтинга» лишь к «заказухе» (хоть этот элемент тоже имеет место) или боязни граждан честно выражать свои истинные взгляды. Тем более, даже если кто-то вроде бы только на словах поддержал Бандеру, отрекшись от дружбы братских славянских народов, такое мнение рано или поздно станет уже и по-настоящему собственным. 
Не зря ж Христос, призывавший любить и прощать врагов, тем не менее предупреждал: «Кто отречется от Меня перед людьми, от того и Я отрекусь перед Отцом Моим Небесным». Не из-за несуществующей обидчивости или мстительности – просто предавший на словах рано или поздно ищет оправдания своему предательству. И, в конце концов, искренне начинает верить в то, что ранее говорил вроде бы не всерьёз. А какое уж тогда единение с преданным – хоть в этой, хоть в Вечной Жизни?

Эволюция взглядов «маленьких украинцев» (как уничижительно охарактеризовывал своих сограждан ещё первый «майданный» президент Ющенко) как раз и происходила по такому сценарию. В годы СССР подавляющее большинство из них были вполне добропорядочными советскими гражданами, и термин «дружба народов» был для них не пустым звуком. 
И не обижал их никто – наоборот, уровень жизни в УССР был повыше, чем в той же РСФСР. А выходцы из Украины и по сей день занимают немало важных постов в Москве.
Но грянуло «национальное возрождение», потом перекрасившиеся киевские коммуно-ренегаты взяли курс на выход республики из СССР. И главным аргументом, если отбросить прочую «шелуху», был тогда лозунг «кто съел наше сало?!». С прозрачным намёком, что бедных-несчастных украинцев объедают «проклятые москали», а вот если от них отделиться, то «ненька» тут же станет «второй Францией».
Советский писатель польского происхождения Бруно Ясенский писал: «Не бойтесь друзей – они могут лишь предать вас; не бойтесь врагов – они могут лишь убить вас; бойтесь равнодушных, ибо только с их молчаливого согласия совершаются предательства и убийства».
Так и «маленькие украинцы» в своём большинстве, за исключением кучки фанатичных нациков, россиян отнюдь не ненавидели. Просто хотели жить, как во Франции, посмеиваясь над российским менталитетом. При этом, правда, руководствовались методом Емели: «По щучьему веленью, по моему хотению…»
Вначале надеявшись на «несметные сокровища гетмана Полуботка», якобы ждущие их в подвалах Английского банка, потом им на смену пришло ожидание членства в Евросоюзе, должного, как считали на Майдане в 2014 году, обеспечить «борющимся за свободу украинцам» не менее, чем немецкий уровень доходов. 

Принцип «моя хата с краю» закономерно трансформировался во все более возрастающую ненависть к «москалям». Ведь только за эту ненависть в сочетании с готовностью стать пушечным мясом в гибридной войне Запада против России, Запад реально и соглашался давать «незалежной» хотя бы крохи, да и то преимущественно в виде кабальных кредитов, а не безвозмездной помощи. 
Как бы ни довлело равнодушное «хатаскрайничество», но в глубине души отказ от прежних друзей (тем более от дружбы с народом, с которым сотни лет делили радость и горе) в расчёте на вожделенные «плюшки» от врагов этого братского народа – это психологически очень не комфортно. И напоминает «бочку варенья и корзину печенья», полученную Мальчишом-Плохишом в награду за предательство Мачиша-Кибальчиша и его друзей.
Потому все годы «незалежности» в качестве оправдания этого «предательства равнодушных» и шла лживая накачка ненависти раздуванием мифа о «голодоморе». Теперь вот ему на помощь пришёл не менее лживый миф о «геноциде в ходе российской агрессии». Да-да, в ходе вышеприведённого опроса именно «геноцидом» специальную военную операцию назвали 89% опрошенных! 
Абсурд ситуации в том, что эти якобы «жертвы геноцида» вопят о нём отнюдь не перед неминуемым расстрелом в Бабьем Яру (где зверствовали именно каратели-националисты) или накануне отправки в крематорий Освенцима или Треблинки. Но исключительно в соцсетях, находясь в комфорте своих квартир, бесперебойно обеспеченных и Интернетом, и светом, и водой, и теплом. 
Да и не то что голода, но и реальных перебоев с продуктовым снабжением на Украине не наблюдается – не в последнюю очередь потому, что российская армия щадит мосты через Днепр, тем самым увеличивая риск прохода на украинские позиции натовского тяжёлого вооружения. Хотя, конечно, если зерно будет оправляться режимом Зеленского на Запад теми же ударными темпами, что и ныне, нового голода точно не избежать. 
Так что, снова вспоминая слова Бруно Ясенского, «незалежные патриоты» прошли уже куда более длинный путь, из «просто равнодушных» фальшивых друзей превратившись в ожесточённых врагов тех, кого раньше называли «старшими братьями».

Что теперь с этим всем делать? Для начала хотя бы вникнуть в причины многократного роста влияния «бандеровщины» в период «замороженного конфликта на Донбассе» после победы нацистского путча в Киеве. И понять, что дальнейшие Минские соглашения приведут только к усугублению и так уже почти пиковой ситуации.
Сорняки надо регулярно выпалывать, так как они растут быстрее, чем культурные растения – истина, известная любому огороднику. А пустить дело на самотёк – на поле только сорняки и останутся.
Упование на «финскую модель» добровольной денацификации после знакового краха этой модели в виде недавнего эпатирующего решения парламента Финляндии просить членства в НАТО – это тоже уже вчерашний день. «Финляндизация» и просуществовала столько лет лишь потому, что в Хельсинки не без оснований опасались, что в случае роста реваншистских настроений в дело вместо советских дипломатов вступят советские солдаты. 
Так что не приходится всерьёз говорить о том, что нынешняя Украина с вышеописанными настроениями подавляющего большинства граждан сможет добровольно денацифицироваться. 

Около 90% украинцев считают Бандеру «героем»… Гитлера немцы тоже дружно считали «отцом нации», уже с осени 1933 года отдавая за его нацистскую партию на выборах в Рейхстаг почти 100% голосов! И ничего – после мая 45-го как-то всё пришло в норму, хоть и не сразу… 

5
1
Средняя оценка: 3.00922
Проголосовало: 217