Кантемировская дивизия: советская танковая гвардия

26 июня 1942 года начался боевой путь знаменитой Кантемировской танковой дивизии, тогда ещё просто 17-го танкового корпуса. Впрочем, наибольшую известность этому соединению принесло послевоенное время, когда его нередко использовали в качестве силового аргумента в борьбе за власть в её высших эшелонах.

Весна 1942 года ознаменовалась значительным увеличением выпуска новых танков советской оборонной промышленностью, в целом восстановившей производство после эвакуации в тыловые районы станы уже в декабре. Последнее дало Ставке Верховного Главнокомандования возможность постепенного восстановления армейских танковых частей, понесших тяжёлые потери в первые недели войны.
Уже в апреле было организовано 4 новых танковых корпуса. Быстрыми темпами шла реорганизация штатного состава новых структур, так, например, число включённых в корпуса танковых бригад выросло с двух до трёх. 
Предвоенный мехкорпус имел около полутысячи тяжёлых бронированных машин, входивших в состав трёх танковых дивизий. В корпусе 1942 году число танков в трёх танковых бригадах не превышало 180 единиц.
Заметно увеличилась число тяжёлых и средних танков – доля КВ в новых танковых подразделениях составляла двадцать процентов, Т-34 – сорок процентов. Остальные сорок процентов приходились на лёгкие танки Т-60, обладавшие неплохой для своего класса двухслойной бронёй. Однако их 20-мм автоматическая авиационная пушка ШВАК (Шпитального-Владимирова Авиационная Крупнокалиберная) гарантировала пробивание лобовой брони немецких, даже не самых мощных танков, на расстоянии до 200 метров, что было явно недостаточно.
Тем не менее, такие корпуса стали крупным шагом в сравнении с осенью 41-го года, когда новых танков на формирование чего-то большего, чем отдельные бригады, просто не хватало. Да и бригады эти в то время имели не более полусотни бронированных машин. Тогда как танковый батальон послевоенного времени имел по штату 31 танк, полк – 94, дивизия – больше 300…
Весной 42-го набирающее темпы советское танкостроение смогло обеспечить своей продукцией 25 новых танковых корпусов, в общей сложности включавших в себя около 4,5 тысяч грозных бронированных машин. Это лишь восстановило катастрофические потери советских танкистов в одной только несчастливой для нас битве под Бродами в июне 41-го, когда несколько мехкорпусов РККА потеряли свыше 4800 танков.

В этих условиях в мае 1942 года началось формирование и 17-го танкового корпуса. В конце июня подразделение прибыло на передовую, и 26 июня 1942 года было официально включено в состав Брянского фронта. Что и считается официальным днём рождения будущей Кантемировской дивизии.
Первым его командиром был назначен генерал-майор Фекленко. Личность неоднозначная. Достаточно сказать, что в том же звании он командовал стрелковым корпусом, составлявшим основную часть советских войск в ходе пограничного конфликта на реке Халхин-Гол, но вскоре был отозван в Москву после крайне критического доклада генерала Жукова относительно его руководства. Жуков, как известно, взяв ситуацию в свои руки, довольно быстро принудил к миру зарвавшихся японских провокаторов.
В начале войны Фекленко командовал 19-м механизированным корпусом, также участвовавшим в катастрофическом сражении под Бродами, когда в вверенной его командованию части в строю осталось 66 танков из 491 на начало войны. Хотя у отдельных соседей комкора танков оставалось ещё меньше – 19, а то и 17. Даже в 9-м мехкорпусе будущего маршала Победы Рокоссовского к 10 июля осталось всего 35 бронированных машин из первоначальных трехсот. Увы, полное преобладание в воздухе немецкой авиации и плотное насыщение вражеских войск 88-мм зенитными пушками, способными стрелять по танкам с очень дальнего расстояния, решило исход битвы не в нашу пользу.

К сожалению дебют новосозданного 17-го танкового корпуса в боях июня-июля 1942 года под Воронежем был не самым удачным. Конечно, сыграло свою роль и имевшееся на этом участке фронта преимущество противника в авиации, и противостояние с опытными вражескими танковыми подразделениями, но, так или иначе, спустя 4 дня боёв, боеспособность в корпусе сохранили лишь 38 танков.
За неполных 2 месяца в корпусе сменились три командующих, а первый из них, генерал Фекленко, был отправлен в Сталинград начальником учебного автобронетанкового центра. К непосредственному командованию боевыми подразделениями его больше не допускали, периодически доверяя лишь общее руководство бронетанковыми службами разного уровня.
7 августа 1942 года командующим 17-м танковым корпусом был назначен полковник Полубояров, сохранивший эту должность до самого конца войны, закончив её генерал-лейтенантом, Героем Советского Союза. Только персонально он упоминался в Приказах Верховного Главнокомандующего в качестве примера для подражания 15 раз, а закончил свою военную карьеру в звании маршала и начальника танковых войск всей Советской Армии.
Именно под командованием Павла Павловича Полубоярова танкисты корпуса стремительной атакой овладели 19 декабря 1942 года посёлком Кантемировка западнее Воронежа, тем самым перерезав важнейшую для снабжения крупной немецкой группировки железнодорожную магистраль Ростов-Воронеж, что очень помогло дальнейшему разгрому гитлеровцев. 
За проявленное мужество и героизм, успешное выполнение боевых задач в январе 1943 года подразделение стало 4-м гвардейским танковым корпусом с добавлением почётного названия «Кантемировский».
Дальше были ожесточенные бои на Курской дуге, освобождение Украины, в ходе которого ряд полков и батальонов 4-го гвардейского корпуса получили почётные наименования Шепетовский, Житомирский, Ямпольский, Тернопольский.

Спасение польского Кракова в январе 1945 года от полного уничтожения отступавшими гитлеровцами – заслуга не только наших разведгрупп, сорвавших подрыв огромного количества заложенных в городе мин в последний момент. Важную роль сыграло и стремительное наступление на город Кантемировского гвардейского корпуса, не давшего оккупантам времени довести свою бесчеловечную акцию до конца.
Позже корпус одним из первых пересёк Эльбу, брал Дрезден. Правда, выбивать гитлеровцев из Берлина ему не довелось – в последние дни войны танкистам был дан приказ идти на спасение Праги, оставшейся один на один против вооружённого до зубов немецкого гарнизона. 

14 июня 1945 года 4-й гвардейский танковый корпус был преобразован в 4-ю гвардейскую танковую Кантемировскую ордена Ленина Краснознамённую дивизию. 
Хрущёв воспользовался Кантемировской дивизией как силовым аргументом в своей борьбе за власть. Это случилось 26 июня 1953 года во время так называемой ликвидации заговора Берии. На самом деле это было абсолютно беззаконное решение арестовать его как «агента мирового империализма». В этот день около полудня в штаб Кантемировской дивизии в подмосковном Наро-Фоминске поступил приказ министра обороны Булганина большинству танков дивизии с полным боекомплектом в трёхчасовой срок вступить на улицы Москвы.
А ещё за несколько дней до этого Булганин организовал для командования Московского военного округа командно-штабные учения, которые проводятся без физического наличия войск – лишь на картах. Туда отбыли и командующий округом, выходец из органов НКВД генерал Артемьев, и командиры подмосковных Таманской и Кантемировской дивизий. В боевых подразделениях остались лишь их заместители, без колебания взявшие под козырёк, отправив танки на улицы столицы.

Другой исторический момент, в котором сыграли важнейшую роль таманцы и кантемировцы, наступил ровно 4 года спустя во время аппаратного путча против политики Хрущёва в июне 1957 года. 
Правда, на этот раз вклад гвардейцев в исход борьбы в высших эшелонах власти выразился в их бездействии. В полном соответствии с заявлением тогдашнего министра обороны Жукова, поддержавшего Хрущёва: «Без моего приказа ни один танк, ни один солдат не сдвинется с места!». 
Хотя соответствующий приказ выдвинуться в Москву со стороны официального главы государства, председателя Президиума Верховного Совета СССР Ворошилова в гвардейские дивизии и поступил. Но там предпочли подчиниться популярному в войсках маршалу Победы. За что его вскоре и настигла «благодарность» Хрущёва в виде отставки со всех постов и долгой опалы, закончившейся лишь при Брежневе. 

Увы, нечто похожее с участием воинов-кантемировцев, но с ещё более судьбоносными последствиями произошло и в августе 1991 года. Тогда, введённые по приказу ГКЧП в Москву они так и не сделали ничего для ликвидации развала великой страны, после победы либералов пафосно названного «торжеством демократии и восстановлением законности». 
Ельцин, не страдавший излишним гуманизмом, 3 октября 1993 года без колебаний отдал приказ о начале обстрела из мощных 120-мм пушек танков Кантемировской дивизии здания высшего законодательного органа страны. 
Правда, тогда поручить выполнение преступного приказа танкистам-срочникам так и не рискнули – в немногочисленных боевых машинах сидели исключительно офицерские экипажи. Официально – для того, чтобы не подвергать молодую психику тяжёлой нагрузке. 

Конечно, бойцы знаменитого подразделения, покрывшего себя неувядаемой славой на фронтах Великой Отечественной, в использовании их боевой мощи в не самых благовидных целях борьбы за власть не виноваты. Виноваты лишь политики, видимо, вспомнившие об известных моментах эпохи дворцовых переворотов, когда главным аргументом становились как раз гвардейские полки, расквартированные в столице и её окрестностях. 
В остальном все послевоенные годы Кантемировская дивизия действительно полностью соответствовала высокому званию гвардейской, будучи обеспеченной и новейшей боевой техникой и, что особенно важно, являясь подразделением «постоянной готовности». Кантемировцы постоянно повышают уровень подготовки на полигонах, во время учений, являясь одной из самых боеспособных частей в российской армии. 
Увы, с 90-х эти навыки гвардейцам-танкистам приходится не раз применять в боевых условиях. И в ходе внутренних конфликтов на Северном Кавказе, и теперь, в ходе специальной военной операции на Украине. Но недаром слово «гвардия» в переводе означает «защита», и кантемировцы умело защищают Отечество все 80 лет, прошедшие с момента рождения их героического соединения.

5
1
Средняя оценка: 2.81818
Проголосовало: 165