Черный список, что ты вьешься над моею головой…
Черный список, что ты вьешься над моею головой…
В начале специальной военной операции, несколько месяцев назад в Сети стали появляться списки театральных артистов, шоуменов, музыкантов, высказавших категорическое осуждение не только СВО, но заодно и России, россиян как народа, русской истории, культуры и менталитета... Поклонники этих артистов в частности и россияне в целом были обескуражены и возмущены обрушившимся на них потоком грязи (что неудивительно). Последовали разговоры о том, что артист по сути маленький ребенок, он может не разбираться в политике, он может быть растерян и напуган, он может вспылить, а на самом деле он патриот – в душе... Все эти разговоры, однако, не восстановили разрушенного доверия.
«Можно простить измену, но нельзя простить предательство», – сказала однажды известная певица, разводясь со своим супругом. Примерно то же можно сказать и об отношениях российской публики с теми, кто стал звездой при ее, публики, посредстве.
В Сети прогнозируемо начали возникать списки тех, кого зритель больше не хотел видеть. Но официальные организации до поры до времени не замечали этих веяний. Но вот наконец-то в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» подняли вопрос: нужен ли некий документ для Министерства культуры, где будут указаны артисты, которые не должны пользоваться государственной финансовой поддержкой, грантами, не должны быть бюджетополучателями?
Александр Малькевич, глава рабочей группы Общественной палаты РФ по противодействию распространению недостоверной информации, ранее говорил о необходимости введения в России официального списка деятелей культуры, которые не могут надеяться на поддержку государства из-за своих политических высказываний. Малькевич предположил, что в «черный список» войдет около пятидесяти артистов, «а если будем смотреть актеров театра и кино, то и до ста дойдем». По его мнению, осенью перечень артистов будет дополнен, после чего будет рассмотрена идея сделать его официальным. До этого о «черном списке» говорили только организаторы концертов, официальной информации о его наличии не было. Вместе с тем появилось предложение сделать и «белый список»: в него планируют включить около семидесяти артистов, которые получат некоторые привилегии.
«Чтобы положить конец каким-либо толкам, мы в Общественной палате считаем: так называемые черные списки должны стать неким документом, возможно, на уровне Министерства культуры. В них будут указаны артисты, которые не должны иметь отношения к государственной финансовой поддержке», – цитирует Малькевича портал «НСН». Замечу, государство не собирается ссылать этих болезных на Соловки с конфискацией (как сделал бы обожаемый ими Запад), а всего лишь предоставляет оппозиционно настроенным творческим натурам искать себе концерты и гастроли без всякой господдержки, на деньги индивидуальных предпринимателей. А то осуждение правительства РФ и политики страны у многих почему-то не ассоциируется с получением от этой страны денег.
На конференции НСН также присутствовал Александр Солонкин, председатель экспертного совета по культуре Молодежного парламента при Госдуме РФ, музыкальный критик Илья Легостаев и Алена Жигалова, пресс-секретарь вице-спикера Госдумы, ведущая YouТube-шоу «Алена, блин!». Во время выступления блогер рассказала о звездах, которые уехали за границу и продолжают негативно высказываться о России.
Ксении Собчак, которая также покидала страну и высказывалась о спецоперации неодобрительно, ее слова крайне не понравились. Поэтому телеведущая раскритиковала журналистку в чрезвычайно нервном тоне: «Вы могли пропустить очередное пропагандистское великолепие про предателей, но я вам не позволю. В Москве прошло феерическое мероприятие “Нежелательные артисты: судьба черного списка шоу-бизнеса”, где обсуждали, кого из артистов населению слушать можно, а кого нет. Пересказ безумия речи эксперта по имени Алена Блин ниже», – написала телеведущая в своем Telegram-канале.
Повторюсь: выступать эти артисты будут – а уж пойдут ли зрители на их выступления... Некоторые, впрочем, железно уверены в собственной популярности.
Фронтмен советской и российской рок-группы «ДДТ» Юрий Шевчук в интервью News.ru прокомментировал информацию о том, что он якобы состоит в негласном «черном списке» артистов: «Я одного суда боюсь – Божьего, остальное все – рок-н-ролл». Кстати, недавно стало известно: Дзержинский суд Санкт-Петербурга вернул административное дело лидера «ДДТ» Юрия Шевчука о дискредитации российской армии в Уфу. На артиста был составлен протокол об административном правонарушении после выступления в столице Башкирии 19 мая. Присутствовавшие на мероприятии люди сообщали, что Шевчук со сцены делился своими рассуждениями о Родине. Однако суд в Санкт-Петербурге вернул составителям протокола материалы дела в отношении музыканта, поскольку в них не было сведений о том, какие именно его высказывания или действия выражали дискредитацию российской армии. Это к грядущим разговорам о гонениях на гениев, которые наверняка воспоследуют.
Актеры Людмила Поргина и Станислав Садальский тоже высказали свое отношение к идее Александра Малькевича. По словам вдовы Николая Караченцова, к артистам стоит относиться сдержанно, поскольку они могут быть излишне эмоциональны и имеют право на ошибку: «Я нахожусь сейчас в Болгарии, тут и русские, и украинцы, и англичане – все. И что же нам теперь – драться? Думаю, что предложение Малькевича – слишком резкое», – заявила она. (Признаться, непонятно, что хотела сказать эта дама, осознала ли она, что комментирует…) Садальского предложение возмутило. Он напомнил, что артисты имеют право на свое мнение: «Я за то, что каждый человек имеет право на собственное мнение!» – подчеркнул он.
Конечно, имеет. И никто у вас, господа деятели искусства, отстаивающие свое право болтать языком без участия мозга, этого права не отнимает. Однако, когда Россию покинули актриса Чулпан Хаматова, юморист Максим Галкин, певица Алла Пугачева, музыкант Андрей Макаревич, шоумен Иван Ургант и другие, они нас, своих зрителей, разочаровали. Россияне осудили их за решение оставить страну в непростое для нее время. Даже поклонников не обрадовала эта самая «растерянность» и пресловутое «свое мнение».
Давайте взглянем на ситуацию не с точки зрения артистов, которых якобы лишили свободы слова (хотя на деле их лишили оплаты этого слова из государственного кармана). Скажите, почему россияне должны по-доброму, со снисходительной улыбкой воспринимать это всё: мат-перемат со стороны какой-нибудь заезжей Манижи (даром что Россия по доброте своей позволила этому существу представлять себя на Евровидении); высказывания, гм, потерявшего то ли совесть, то ли связь с реальностью Шевчука (которого и задерживать не стали, но он не преминул дать интервью с позиций «узника совести»); оплачиваемые Прибалтикой россказни Хаматовой («Россия сошла с ума еще двадцать лет назад... Я могу вернуть звание народной артистки...»); ролики политической направленности бывшего юмориста Галкина (который, похоже, скоро переймет стиль «еще более бывшего» юмориста Шендеровича)? Или зритель, в отличие от шоумена, не вправе иметь свое мнение?
Видимо, «зрительское» право предполагается ограничить негативными комментариями, оставленными артистам в социальных сетях. Или свистом на концерте – как закончилось выступление группы «Би-2» на Суперкубке России по футболу. Подобная реакция может постигнуть и других артистов-оппозиционеров, если те станут выступать на мероприятиях, устроенных государственными организациями.
Почему бы господам артистам, невзлюбившим Россию, не выступать перед публикой, которая не окажется на их концерте вынужденно? Как Константин Меладзе, концерт которого состоится (возможно) 8 марта следующего года. Билеты это мероприятие распродаются уже сейчас и стоят по 70 тысяч рублей, а для самых небогатых посетителей – по 20 тысяч. Организатор, некий индивидуальный предприниматель, уверяет, что концерт состоится непременно. И Меладзе, недавно заявивший, будто завершает творческую карьеру, и вся эта беспощадная к творцам авторитарная Россия, и сам устроитель исправно отработают в нужном направлении, а не как в анекдоте о Ходже Насреддине: «За это время точно кто-нибудь умрет – или я, или султан, или этот ишак».
Итак, вопрос о том, будет ли государство и дальше устраивать и оплачивать ругающим ее деятелям концерты, выступления, гранты и прочее, планируется рассмотреть осенью. При получении официального статуса такой «черный список» даст возможность организаторам урегулировать вопрос о недопуске к участию в концертах «запрещенных» артистов. Почему в кавычках? Да потому, что они понятия не имеют, что такое действительно быть под запретом...
Художник: Анжела Моисеенко.