От лекарского помощника до командующего флотом
От лекарского помощника до командующего флотом
28 июля 1900 года родился Владимир Филиппович Трибуц, единственный адмирал, которому по совокупности научных трудов была присуждена учёная степень доктора исторических наук.
«Когда командир ведёт катер в атаку, движение катера очень близко к движению торпеды. Это схватка в упор, лицом к лицу. Только хладнокровие командира, выучка и мужество всего экипажа способны принести успех. К ним, офицерам и матросам торпедных катеров, я бы прежде всего адресовал крылатые слова поэта:
Гвозди бы делать из этих людей,
Не было б в мире крепче гвоздей…»
Это фраза из статьи доктора исторических наук, адмирала Владимира Филипповича Трибуца. А я бы эти слова адресовал и самому флотоводцу, который с мая 1939 по май 1947 года командовал Балтийским флотом. Ему довелось руководить боевыми операциями флота в самой трудной и кровопролитной войне за всю историю Балтики. С его именем связана оборона Таллина, Ханко, Моондзундского архипелага, Ленинграда, победные походы балтийских подводников, мужество катерников, отвага лётчиков, бомбивших Берлин, наступательные операции 1943–1945 годов.
Моряков в роду Трибуца испокон веков не было. Предки – простые крестьяне из помещичьего имения Минской губернии. С отменой крепостного права многие из Трибуцев уехали из обнищавшего села на заработки в Петербург, в Москву. В Петербурге 15 июля (старого стиля) 1900 года в семье малограмотного, но честного человека, служившего околоточным, и родился будущий адмирал. Правда, путь к морю у него был отнюдь не усыпан розами. В августе 1914 года Володя Трибуц стал воспитанником Петроградской военно-фельдшерской школы, а после её окончания служил младшим лекарским помощников в Петроградском Николаевском госпитале, с марта 1918 – лекарским помощником Северного летучего отряда моряков. Затем, после заключения Брестского мира, была Астрахань, должность лекарского помощника при амбулатории плавучего отряда, и лишь в марте двадцатого – назначение лекарским помощником на эсминец «Деятельный». Командиром эсминца был в то время Иван Степанович Исаков, (в будущем прославленный адмирал). Спустя много лет Владимир Филиппович Трибуц так вспоминал о своей службе под командованием Исакова: «Очень скоро я убедился, что этот молодой, красивый, бодрый советский командир пользуется авторитетом экипажа... При любых авралах... Иван Степанович был первым в трюме, либо угольной баржи, либо транспорта, с которого грузили уголь на миноносец "Деятельный". Ну а раз командир первым лезет в трюм, то, естественно, и весь экипаж без всяких исключений тоже брался за эту тяжелую, но нужную для корабля работу». Там, на «Деятельном», созрело у Трибуца желание стать командиром. В 1922 году, после четырёх лет боёв и походов на Волге и Каспии, Владимир Филиппович по рекомендации комиссара минной дивизии Морских сил Каспийского моря был зачислен на подготовительный курс старейшего военно-морского училища, носящего ныне имя М.В. Фрунзе. Здесь он в числе других курсантов совершил дальнее плавание на крейсере «Аврора» и учебном судне «Комсомолец». А после окончания училища был назначен помощником вахтенного начальника (была в те годы такая должность) на линейный корабль «Парижская коммуна». О том, как проходило становление Владимира Филипповича, лучше говорят строчки из приказа № 120 от 26 сентября 1929 года: «Старший вахтенный начальник командир РККФ Трибуц В.Ф. уходит на учёбу в Военно-морскую академию. За трёхлетнее своё пребывание на линкоре т. Трибуц не только проявил отличное качество моряка и командира, но своей энергией и добросовестным отношением немало способствовал делу совершенствования организации службы на корабле и налаживанию морской части. Расставаясь сегодня с командиром РККФ Трибуцем, от лица службы объявляю благодарность за его полезную работу на корабле и желаю дальнейших успехов в борьбе за звания, которые он, несомненно, получит в стенах академии, с тем чтобы в дальнейшем ещё с большим успехом продолжать свою полезную службу в рядах рабоче-крестьянского красного флота».
Правда, зачисленный в академию Владимир Филиппович Трибуц к занятиям приступил не сразу: он участвовал в сложном переходе линкора из Кронштадта в Севастополь. В Бискайском заливе «Парижская коммуна» попала в жестокий шторм. И здесь мужество проявил Трибуц, который возглавил команду моряков во время аварийных работ на верхней палубе. За это Реввоенсовет СССР специальным приказом наградил Владимира Филипповича револьвером «маузер» – «За отличную работу, энергию и выносливость в должности старшего вахтенного начальника линкора "Парижская коммуна"». Те, кому удалось побывать в Центральном военно-морском музее, видимо, обратили внимание на этот маузер с серебряной пластинкой: «Стойкому защитнику пролетарской революции В.Ф. Трибуцу от РВС СССР». А всего за годы службы адмирал был награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, орденом Нахимова I степени, орденом Красной Звезды и многими медалями. Из иностранных наград: польские орден «Крест Грюнвальда» I степени и Крест Храбрых.
В 1980 году Таллинское издательство «Ээсти Раамат» выпустило книгу – биографический очерк о Владимире Филипповиче Трибуце. Авторы подробно рассказали о его службе после окончания Военно-морской академии – старпомом линкора «Марат», командиром эсминца «Яков Свердлов», – о швартовке, выполненной в английском порту на два якоря за 53 минуты (аргентинский линкор затратил на это 13 часов), о службе в должности начальника отдела боевой подготовки штаба Балтфлота. Но наибольшее место в книге занимают эпизоды Великой Отечественной войны. В 39 лет Владимир Филиппович Трибуц был назначен командующим Краснознаменным Балтийским флотом и вынес с флотом всю горечь неудач и радость побед. В начале войны Гитлер заявил, что Балтийский флот обречён и из Таллина не уйдет. Но Трибуц вывел корабли из Таллина, хотя и со значительными потерями: погибло 34 транспорта. Потери в людях составили около 5 тысяч человек. Спустя 25 лет после этого перехода кораблей из Таллина в Кронштадт один из авторов книги «Адмирал Трибуц» спросил Владимира Филипповича:
– Теперь, когда известны все границы минных полей, замыслы и действия противника, не упрекаете ли себя за то, что приказали стать конвоям на якорь?
– Нет! Совесть моя чиста. Тогда я не имел права рисковать.
– Но многие люди остались бы в живых, а суда в строю!
– Возможно. Но командующий флотом не преферансист, который рискует играть мизер с единственной надеждой на удачный расклад карт на руках партнёров.
Таким был человек, стоявший во главе Балтийского флота в самые роковые для него дни и который вместе с ним прошёл сквозь смерть!
«Личное мужество комфлота вселяло бодрость и вызывало безграничное к нему уважение», – писал прославленный подводник Пётр Грищенко.
После войны, в мае 1947 года, Трибуц получил новое назначение – заместителем главнокомандующего войсками Дальнего Востока по Военно-Морским Силам. Через год – назначение начальником Гидрографического управления Военно-Морских Сил СССР, затем служба в Академии имени Ворошилова, в Главном штабе ВМФ. С 1957 года и до увольнения в отставку в 1961 году – руководящая должность в Главной инспекции Минобороны. Прослужив в Военно-морском флоте 43 года и пройдя путь от лекарского помощника до командующего флотом, Владимир Филиппович на 61-м году жизни ушел в отставку.
И на «гражданке» адмирал нашёл интересную для себя работу – стал руководителем одного из секторов Всесоюзного института научной и технической информации. Выбрал он эту работу не случайно. В ней он видел «отдушину», которая отвлекала его от главной работы – проанализировать, обобщить и описать основные события Великой Отечественной войны на Балтике. Находясь в отставке, занимался историей советского флота, подготовил свыше 200 публикаций. В 1963 году вышла книга В. Трибуца «Подводники Балтики атакуют». Затем последовательно на протяжении чуть более десяти лет – ещё три: «Балтийцы наступают», «Балтийцы вступают в бой», «Балтийцы сражаются». Книги Владимира Филипповича, его научные труды так оценил Ю.А. Пантелеев: «В.Ф. Трибуц создал незабываемый гимн молодости, геройству, патриотизму...»
Доктор исторических наук Владимир Филиппович Трибуц длительное время возглавлял и Совет ветеранов Дважды Краснознаменного Балтийского флота. Скончался Владимир Филиппович Трибуц 30 августа 1977 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
В честь прославленного адмирала названа улица в Санкт-Петербурге. Моря и океаны бороздит Большой противолодочный корабль (БПК) «Адмирал Трибуц», входящий в состав Тихоокеанского флота.
В апреле 2015 года в Калининграде после реконструкции вновь открылась Набережная Адмирала Трибуца, которая существовала с советских времён.
На Аптекарском острове Санкт-Петербурга есть Флагманский командный пункт Краснознаменного Балтийского флота, названный «Бункер Трибуца».
Художник: А. Трескин.