От лекарского помощника до командующего флотом
От лекарского помощника до командующего флотом
![](/sites/default/files/wp-content/thumbnails/treskin1.jpg)
28 июля 1900 года родился Владимир Филиппович Трибуц, единственный адмирал, которому по совокупности научных трудов была присуждена учёная степень доктора исторических наук.
«Когда командир ведёт катер в атаку, движение катера очень близко к движению торпеды. Это схватка в упор, лицом к лицу. Только хладнокровие командира, выучка и мужество всего экипажа способны принести успех. К ним, офицерам и матросам торпедных катеров, я бы прежде всего адресовал крылатые слова поэта:
Гвозди бы делать из этих людей,
Не было б в мире крепче гвоздей…»
Это фраза из статьи доктора исторических наук, адмирала Владимира Филипповича Трибуца. А я бы эти слова адресовал и самому флотоводцу, который с мая 1939 по май 1947 года командовал Балтийским флотом. Ему довелось руководить боевыми операциями флота в самой трудной и кровопролитной войне за всю историю Балтики. С его именем связана оборона Таллина, Ханко, Моондзундского архипелага, Ленинграда, победные походы балтийских подводников, мужество катерников, отвага лётчиков, бомбивших Берлин, наступательные операции 1943–1945 годов.
Моряков в роду Трибуца испокон веков не было. Предки – простые крестьяне из помещичьего имения Минской губернии. С отменой крепостного права многие из Трибуцев уехали из обнищавшего села на заработки в Петербург, в Москву. В Петербурге 15 июля (старого стиля) 1900 года в семье малограмотного, но честного человека, служившего околоточным, и родился будущий адмирал. Правда, путь к морю у него был отнюдь не усыпан розами. В августе 1914 года Володя Трибуц стал воспитанником Петроградской военно-фельдшерской школы, а после её окончания служил младшим лекарским помощников в Петроградском Николаевском госпитале, с марта 1918 – лекарским помощником Северного летучего отряда моряков. Затем, после заключения Брестского мира, была Астрахань, должность лекарского помощника при амбулатории плавучего отряда, и лишь в марте двадцатого – назначение лекарским помощником на эсминец «Деятельный». Командиром эсминца был в то время Иван Степанович Исаков, (в будущем прославленный адмирал). Спустя много лет Владимир Филиппович Трибуц так вспоминал о своей службе под командованием Исакова: «Очень скоро я убедился, что этот молодой, красивый, бодрый советский командир пользуется авторитетом экипажа... При любых авралах... Иван Степанович был первым в трюме, либо угольной баржи, либо транспорта, с которого грузили уголь на миноносец "Деятельный". Ну а раз командир первым лезет в трюм, то, естественно, и весь экипаж без всяких исключений тоже брался за эту тяжелую, но нужную для корабля работу». Там, на «Деятельном», созрело у Трибуца желание стать командиром. В 1922 году, после четырёх лет боёв и походов на Волге и Каспии, Владимир Филиппович по рекомендации комиссара минной дивизии Морских сил Каспийского моря был зачислен на подготовительный курс старейшего военно-морского училища, носящего ныне имя М.В. Фрунзе. Здесь он в числе других курсантов совершил дальнее плавание на крейсере «Аврора» и учебном судне «Комсомолец». А после окончания училища был назначен помощником вахтенного начальника (была в те годы такая должность) на линейный корабль «Парижская коммуна». О том, как проходило становление Владимира Филипповича, лучше говорят строчки из приказа № 120 от 26 сентября 1929 года: «Старший вахтенный начальник командир РККФ Трибуц В.Ф. уходит на учёбу в Военно-морскую академию. За трёхлетнее своё пребывание на линкоре т. Трибуц не только проявил отличное качество моряка и командира, но своей энергией и добросовестным отношением немало способствовал делу совершенствования организации службы на корабле и налаживанию морской части. Расставаясь сегодня с командиром РККФ Трибуцем, от лица службы объявляю благодарность за его полезную работу на корабле и желаю дальнейших успехов в борьбе за звания, которые он, несомненно, получит в стенах академии, с тем чтобы в дальнейшем ещё с большим успехом продолжать свою полезную службу в рядах рабоче-крестьянского красного флота».
Правда, зачисленный в академию Владимир Филиппович Трибуц к занятиям приступил не сразу: он участвовал в сложном переходе линкора из Кронштадта в Севастополь. В Бискайском заливе «Парижская коммуна» попала в жестокий шторм. И здесь мужество проявил Трибуц, который возглавил команду моряков во время аварийных работ на верхней палубе. За это Реввоенсовет СССР специальным приказом наградил Владимира Филипповича револьвером «маузер» – «За отличную работу, энергию и выносливость в должности старшего вахтенного начальника линкора "Парижская коммуна"». Те, кому удалось побывать в Центральном военно-морском музее, видимо, обратили внимание на этот маузер с серебряной пластинкой: «Стойкому защитнику пролетарской революции В.Ф. Трибуцу от РВС СССР». А всего за годы службы адмирал был награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, орденом Нахимова I степени, орденом Красной Звезды и многими медалями. Из иностранных наград: польские орден «Крест Грюнвальда» I степени и Крест Храбрых.
В 1980 году Таллинское издательство «Ээсти Раамат» выпустило книгу – биографический очерк о Владимире Филипповиче Трибуце. Авторы подробно рассказали о его службе после окончания Военно-морской академии – старпомом линкора «Марат», командиром эсминца «Яков Свердлов», – о швартовке, выполненной в английском порту на два якоря за 53 минуты (аргентинский линкор затратил на это 13 часов), о службе в должности начальника отдела боевой подготовки штаба Балтфлота. Но наибольшее место в книге занимают эпизоды Великой Отечественной войны. В 39 лет Владимир Филиппович Трибуц был назначен командующим Краснознаменным Балтийским флотом и вынес с флотом всю горечь неудач и радость побед. В начале войны Гитлер заявил, что Балтийский флот обречён и из Таллина не уйдет. Но Трибуц вывел корабли из Таллина, хотя и со значительными потерями: погибло 34 транспорта. Потери в людях составили около 5 тысяч человек. Спустя 25 лет после этого перехода кораблей из Таллина в Кронштадт один из авторов книги «Адмирал Трибуц» спросил Владимира Филипповича:
– Теперь, когда известны все границы минных полей, замыслы и действия противника, не упрекаете ли себя за то, что приказали стать конвоям на якорь?
– Нет! Совесть моя чиста. Тогда я не имел права рисковать.
– Но многие люди остались бы в живых, а суда в строю!
– Возможно. Но командующий флотом не преферансист, который рискует играть мизер с единственной надеждой на удачный расклад карт на руках партнёров.
Таким был человек, стоявший во главе Балтийского флота в самые роковые для него дни и который вместе с ним прошёл сквозь смерть!
«Личное мужество комфлота вселяло бодрость и вызывало безграничное к нему уважение», – писал прославленный подводник Пётр Грищенко.
После войны, в мае 1947 года, Трибуц получил новое назначение – заместителем главнокомандующего войсками Дальнего Востока по Военно-Морским Силам. Через год – назначение начальником Гидрографического управления Военно-Морских Сил СССР, затем служба в Академии имени Ворошилова, в Главном штабе ВМФ. С 1957 года и до увольнения в отставку в 1961 году – руководящая должность в Главной инспекции Минобороны. Прослужив в Военно-морском флоте 43 года и пройдя путь от лекарского помощника до командующего флотом, Владимир Филиппович на 61-м году жизни ушел в отставку.
И на «гражданке» адмирал нашёл интересную для себя работу – стал руководителем одного из секторов Всесоюзного института научной и технической информации. Выбрал он эту работу не случайно. В ней он видел «отдушину», которая отвлекала его от главной работы – проанализировать, обобщить и описать основные события Великой Отечественной войны на Балтике. Находясь в отставке, занимался историей советского флота, подготовил свыше 200 публикаций. В 1963 году вышла книга В. Трибуца «Подводники Балтики атакуют». Затем последовательно на протяжении чуть более десяти лет – ещё три: «Балтийцы наступают», «Балтийцы вступают в бой», «Балтийцы сражаются». Книги Владимира Филипповича, его научные труды так оценил Ю.А. Пантелеев: «В.Ф. Трибуц создал незабываемый гимн молодости, геройству, патриотизму...»
Доктор исторических наук Владимир Филиппович Трибуц длительное время возглавлял и Совет ветеранов Дважды Краснознаменного Балтийского флота. Скончался Владимир Филиппович Трибуц 30 августа 1977 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
В честь прославленного адмирала названа улица в Санкт-Петербурге. Моря и океаны бороздит Большой противолодочный корабль (БПК) «Адмирал Трибуц», входящий в состав Тихоокеанского флота.
В апреле 2015 года в Калининграде после реконструкции вновь открылась Набережная Адмирала Трибуца, которая существовала с советских времён.
На Аптекарском острове Санкт-Петербурга есть Флагманский командный пункт Краснознаменного Балтийского флота, названный «Бункер Трибуца».
Художник: А. Трескин.