Пять стадий принятия себя эмигрантом

На днях известная актриса Лариса Бравицкая в своем Telegram-канале раскритиковала эмиграцию российских звезд после начала специальной операции, назвав ее «галковщиной». По мнению Л. Бравицкой, галковщина – это специфическое явление, спонтанная эмиграция, крушение всей прошлой, благополучной жизни, добровольный разрыв и отказ от Родины. Галковщина как явление поразила многих талантливых, благополучных и успешных деятелей культуры, считает Бравицкая.

Примером «галковщины» Бравицкая приводит певицу Земфиру, Аллу Пугачеву и телеведущую Жанну Агалакову, которая, по ее мнению, добровольно осталась за границей, отказалась от работы в России и теперь «готова мыть полы и унитазы, но только не возвращаться на Родину». Многим уехавшим солоно пришлось после того, как их поразила потребность внезапно эмигрировать, и на какое-то время они вообразили себя европейцами по всем статьям.

Актер Андрей Соколов, напротив, заявил, что его не удивило поведение звезд, которые уехали за границу. Не переходя на личности, он уточнил, что это тенденция, накопительный результат нарабатывания имиджа. «Они там какое-то время побудут, протянут на выступлениях и накоплениях. А дальше-то что? Обратно?» – интересуется Соколов. Да уж потянулись обратно клявшиеся в вечной нелюбви: среди вновь замеченных на Родине – телеведущий Иван Ургант, актриса Ингеборга Дапкунайте, певица Манижа, комик Семен Слепаков. С неудовольствием полагаем, что эта волна возвращенцев не последняя.

Итак, «галковщина» – неожиданное явление или закономерное? Россияне еще помнят совсем другое отношение к эмигрантам из Советского Союза на Западе. До крушения СССР и окончания холодной войны западная «четвертая власть» способствовала эмиграции и встречала «вырвавшихся из-за железного занавеса» с распростертыми объятиями. Однако в 1991 году ситуация переменилась: эмигранты из России и с постсоветского пространства оказались в положении рядовых просителей, ожидающих в длинной очереди мигрантов из других регионов. Сегодня, даже получив вожделенный вид на жительство или гражданство в других странах, русские подвергаются дискриминации в повседневной жизни: при устройстве на работу, в семейных отношениях, при контактах с органами власти.

Куда ни глянь, везде «зрада», а не «перемога»: гражданин Израиля, русофоб и иноагент Виктор Шендерович жалуется на отношение к русским за рубежом: «По умолчанию, факт русской речи, факт (что я) из Москвы – радости ты этим ни у кого не вызываешь», – рассказал Шендерович в интервью польскому журналисту. Угнетен живущий в Лондоне и иноагент Евгений Чичваркин: «Вы никто, вы русня, пошли вон, вход запрещен, карточку не откроем, квартиру не сдадим, работы не дадим», – жаловался он на отношение к русским депутату Верховной рады Алексею Гончаренко. Страдают Дмитрий и Геннадий Гудковы, у которых много недвижимости в Болгарии. Примеры такого рода можно приводить без конца.

А как они старались при создании фейков и провокаций! И сейчас еще стараются. Геннадий Гудков на днях опубликовал снимок военной колонны, якобы перевозящей «гробы с российскими солдатами». Когда Гудкова уличили во вранье, он попытался оправдаться: «Да. Фото – фейк, признаю, не обратил внимания, но это ничего не меняет. Суть схвачена правильно». Любовь Соболь (также иноагент) громко заявляет, что российская «экономика уходит в рецессию»: «Уровень жизни падает. Пока еще нет критической отметки, но уже стало заметно во всех уголках нашей Родины», – рассказывает живущая в Америке Соболь Майклу Наки, живущему в Вильнюсе. Навальнистка всей душой желает падения экономической системы нашей (а вовсе не ее) страны: «Это прорвется. Хочется, чтобы это порвалось раньше», – заявляет она.

Разбежавшиеся, как тараканы, «инженеры душ» оказались слепы и глухи ко всему русскому, но, к сожалению, немота их не поразила. То и дело слышим от какого-нибудь постмодерниста-копрофила Владимира Сорокина, «писателя на русском языке из Берлина» банально-истерическое, насквозь лживое: «Я недооценил силу путинского безумия. Теперь нам придется похоронить и остальное – новую российскую империю вместе с советской. Путин уничтожил не только свободную прессу и демократический парламент, но также экономику и даже армию, которую он сейчас послал воевать. Вооруженные силы поражены коррупцией, командиры ни в грош не ставят жизнь солдат, боевой дух низок, армия, которую госСМИ и высокопоставленные чиновники постоянно называли грозой всего мира, оказалась совершенно неспособна выполнить задачу Путина – свергнуть власть в Украине за три дня».

Откуда, спрашивается, Сорокину и ему подобным в Берлине (да и в других углах Европы-Америки-Израиля-Турции) знать, каковы планы Путина и боевой дух нашей армии? Кто он, чтобы судить об этом, сидя в тысячах километров от места действия, изображая из себя писателя, хотя он всего лишь «сислиб» из тех, от которых Россия не чаяла избавиться? Но хоть теперь-то «понауехавшие» оставят Россию и заживут распрекрасной новой жизнью, которой грозили зажить нам всем на зависть? А, нет, не заживут. И вот они приветствуют санкции, рукоплещут им, поддакивают, кого бы санкции ни касались – политических деятелей или церковных иерархов; усердно запускают в Сеть фейки; ругань, которую наши бывшие сограждане извергают в адрес России, заставила бы покраснеть и пьяного матроса, арестованного в портовом веселом доме. И все равно их не любят, не привечают, несмотря на искреннее желание угодить.

Когда телеведущий Вячеслав Ковтун, несколько лет безбедно прожив в России, зарабатывая на участии в политических ток-шоу (где неизменно демонстрировал ярую и даже неадекватную антироссийскую позицию), оказался в Польше и разослал свое резюме по телеканалам, другие украинцы тут же потребовали выслать его из Польши. «Участники таких программ получали большие деньги. Я не знаю, зачем он приехал в Польшу, но полякам следует отправить его обратно в Россию, где он работал с 2014 года», – пишет сотрудник польского телевидения по имени Денис. Показательно и то, как Любовь Соболь 12 июня приняла участие в антироссийской акции в Сан-Франциско, жалуясь, что навальнистам сложно продолжать свою борьбу, как давала указания участникам митинга, что нужно делать для наступления прекрасной России будущего. Притом на акцию пришло всего 30 человек, хотя в Сан-Франциско живет не менее 75 тысяч русскоязычных граждан. 

Все потому, что известные в прошлом диссиденты перестали привлекать публику. То ли еще будет! Эта напасть коснется не только скандальных политических демагогов, то бишь общественных деятелей – она неминуемо лишит аудитории артистов, которых публика еще помнит. Оперная певица Анна Нетребко уже призвала на помощь специалистов по кризисным ситуациям, пытаясь убедить культурный мир не обращать внимания на ее прошлые связи с Путиным, пишет The New York Times. У певицы не получается договориться с театрами и концертными залами о выступлениях, от нее требуют демонстрировать более убедительное раскаяние и отказ от своей «исторической родины». 
Вот и закончились первые фазы их жизни в эмиграции. Психологи описывают этот процесс так:

Фаза эйфории. Этот период еще называют «медовым месяцем». Первое время эмигрант не меняет своего поведения, не предпринимает никакой активности, не строит долговременных планов. Его состояние можно характеризовать как эйфорическое, а в психологическом восприятии новой жизни доминируют эмоции. В зависимости от индивидуальных черт характера продолжительность фазы эйфории различна – от пары дней до нескольких месяцев.

«Туристическая» фаза. По мере приобретения информации о новой социальной среде пассивно-созерцательная стадия сменяется «туристической» фазой. В этот момент у человека происходит осознание ситуации, ее осмысление и восприятие себя как части нового окружения. И вот на этой стадии среда начинает оказывать отрицательное влияние. Эмигрант сталкивается с непониманием, бывает отвергнут или, как мы наблюдаем, получает неприятный опыт дискриминации.

Ориентационная фаза. После первых двух стадий наступает фаза, когда эмигранту приходится детально разбираться в тонкостях взаимоотношений – социальных, политических, экономических, бюрократических – внутри общества, в котором он оказался. Это фаза ориентации, когда личность человека требует расширения своего социального пространства. У человека возникают проблемы из-за несоответствия желаемого реальности. Ориентационная фаза является критической точкой. На этой стадии человек более всего подвержен различным соматическим заболеваниям и психическим расстройствам.

Депрессивная фаза. Количественное накопление негативного опыта перетекает в качественное состояние – фазу депрессии. Вне зависимости от психотипа человека, его подготовленности и упертости через депрессивную фазу проходит каждый иммигрант. Разница лишь в длительности этого этапа. Если повезет, в конце этой стадии депрессию сменяют оптимизм и подъем жизненных сил.

Деятельная фаза. Чем более активен и социально адаптирован человек, тем быстрее он перейдет к самореализации. Она может быть разной: одни расширяют круг общения, другие вовлекаются в трудовую деятельность, третьи – в познание.

Хорошо, если у эмиграции пятой (или шестой?) волны всё еще длится ориентационная фаза. Не хочется верить, что бывшие авторитеты и знаменитости так самореализуются – в поливании грязью страны, сделавшей из них звезд, и зачастую совершенно незаслуженно.

 

Художник: Дж. Ч. Доллман.

5
1
Средняя оценка: 3.11429
Проголосовало: 280