«Писать надо о том, от чего не спится по ночам…»
«Писать надо о том, от чего не спится по ночам…»
19 августа Александру Вампилову исполнилось бы 85...
50 лет назад, 17 августа 1972 года, за два дня до 35-летия, нелепая случайность прервала его жизнь – на озере Байкал перевернулась моторная лодка. Вампилов почти доплыл до берега, но в ледяной воде не выдержало сердце.
Сколько планов, творческих задумок и желаний, которым так и не суждено было стать реальностью!
За свою короткую жизнь Александр Валентинович Вампилов (1937-1972) сумел создать те произведения, которые будут впоследствии запоздало признаны режиссёрами и критиками классикой, «сокровищами русской (советской) драматургии второй половины ХХ века».
Вампилов написал пять пьес, столько же, сколько и Чехов. Его уже ставили во многих провинциальных театрах. Ровно месяц не дожил драматург до своих московских премьер, о которых мечтал больше всего на свете.
Свою первую пьесу Вампилов написал в 1962 году. Это была одноактная пьеса «Двадцать минут с ангелом». Затем появились «Прощание в июне», «Случай с метранпажем», «Старший сын», «Утиная охота» (обе – 1970), «Прошлым летом в Чулимске» (1972).
Из газет он ушёл в драматургию. В Москве его принимали очень тяжело, а в провинции успели полюбить: к 1970 году сразу в восьми театрах шла его пьеса «Прощание в июне».
Но Вампилов и писал о провинции и для провинции. Он писал в ту эпоху, когда советский зритель, заряженный патриотизмом под завязку, мучительно ожидал чего-то ещё.
Ольга Вампилова, вдова писателя:
«Мне кажется, что всё то, что он написал, он в это всё очень сильно верил».
Валентин Распутин, близкий друг Вампилова, его однокашник по Иркутскому университету:
«Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта. Вышла на сцену Валентина ("Прошлым летом в Чулимске"), и невольно отступило перед ней все низкое и грязное... Слабые, незащищенные и не умеющие защититься перед прозой жизни люди, но посмотрите, какая стойкая, какая полная внутренняя убежденность у них в главных и святых законах человеческого существования...»
Владимир Лакшин, критик:
«После Вампилова многие другие, притом известные сочинения, стали казаться искусственными, излишне “театральными”, ориентированными на внешность и подобие жизни, а не на саму жизнь.
Когда появился Вампилов, фаворитами в театральном репертуаре были Виктор Розов, Алексей Арбузов, и их успех был заслужен. Сами эти драматурги пришли в театр как рыцари сценической новизны...
Драматургия Вампилова, возникшая на их плечах, была и к ним полемична, как полемично всякое чреватое новизной искусство. Как бы через головы ближайших предшественников Вампилов оглядывался на далёкие вершины – Гоголя, Чехова, Шекспира...
И если уж искать духовного родства Вампилову, то его скорее можно обнаружить не в драматургических жанрах, а в... прозе Абрамова, Белова, Можаева, Трифонова, Распутина...»
Валентин Курбатов, критик:
«Он ушёл, немного не дотянув до пушкинских лет. Друзья с печалью и любовью оглянулись в воспоминания и написали совершенно обыкновенную жизнь.
Кажется, это их смущало, и они всё время должны были чуть «подогревать» слишком простые события, чтобы сделать их соразмерными будущей славе своего вчерашнего товарища.
А между тем самое дорогое как раз и было в этой живой обыкновенности жизни, в полной растворённости Александра в будничном движении времени и поколения».
Пьесы Вампилова лишены заданности и декларативности, их отличает оригинальное сочетание реальности и вымысла, «сочного густого быта и поэтической сказочности» (Товстоногов Г. А. Чувство театра // Театр. – 1977. – № 12. – С. 76), умелое использование элементов водевиля и мелодрамы, открытые, вариативные финалы.
…Одной из главных тем для Вампилова, в силу трагических обстоятельств не успевшего узнать своего отца, стала тема отцовства.
Драматург очень честно говорил нам о проблемах поколения 60-70 годов XX века, о нравственном выборе, перед которым рано или поздно оказывается каждый из нас, о том, как искажаются в будничных обстоятельствах понятия совести и долга.
Вампилов вывел на сцену новый тип героя – мыслящего, рефлексирующего, находящегося в постоянном состоянии разлада с внешним миром и с собственной личностью.
Александр Валентинович успел заглянуть в те уголки души русского человека, куда заказан путь любому современному сценаристу или режиссёру.
***
Александр Валентинович Вампилов родился 19 августа 1937 года в райцентре Кутулик Иркутской области, «похожем на все райцентры России», в семье профессиональных педагогов.
Его отец – Валентин Никитович Вампилов, весьма образованный человек, владевший пятью языками, работал директором Кутуликской школы (его предками были бурятские ламы).
Мать – Анастасия Прокопьевна – работала там же завучем и учителем математики (её предками были православные священники).
До рождения Александра в семье уже было трое детей – Володя, Миша и Галя.
Валентин Никитович писал жене:
«Я уверен, всё будет хорошо. И, вероятно, будет разбойник-сын, и, боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне я всё вижу писателей.… Не назвать ли его Львом или Александром? У меня, знаешь, вещие сны».
Мальчика назвали Александром в честь Пушкина: это был год 100-летия со дня гибели поэта.
Через несколько месяцев после рождения сына Валентина Никитовича арестовали. На директора школы поступил донос в НКВД. Валентина Никитовича причислили к «панмонголистам»: мол, он, якобы ратовал за воссоединение Бурятии, Монголии и двух национальных округов.
Обвинение было тяжким. Суд приговорил Валентина Никитовича Вампилова к расстрелу, приговор был приведен в исполнение в начале 1938 года под Иркутском. Только через 19 лет его реабилитировали.
Для семьи Вампиловых наступили тяжёлые времена. Перед Великой Отечественной, во время и после войны семья буквально перебивалась с хлеба на воду. Анастасия Прокопьевна продолжала работать в школе, и её зарплаты едва хватало, чтобы содержать себя и четверых малолетних детей.
***
Саша рос вполне обычным мальчишкой. Жить ему помогали книги, за которыми он сидел постоянно, забывая о сне и еде. Растрёпанные библиотечные томики раскрашивали серые голодные будни в радужные цвета, а в школе основным и любимым предметом стала, естественно, литература.
Никаких особенных талантов в нём его близкие долгое время не различали.
«Мы, родные, – вспоминала Анастасия Прокопьевна, – долго не видели в Саше таланта. Он не любил говорить о себе, об успехах и о работе. Да и не так много было у него этих успехов – трудно ему приходилось...».
…Между тем первый талант будущего драматурга проявился ещё в школе. У Саши был прекрасный слух, и он самостоятельно выучился игре на мандолине, домбре, потом на гитаре – старинной, ещё дедовской. Позднее постиг нотную грамоту.
Александр прекрасно пел. У него был несильный, но очень приятный голос, удивительная по простоте и искренности манера исполнения. Склонившийся над гитарой Вампилов сразу покорял любую аудиторию.
***
Окончив школу, Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Здесь встретились и подружились два будущих классика отечественной литературы – Александр Вампилов и Валентин Распутин.
Уже на первом курсе Вампилов стал пробовать свои силы в писательстве, сочиняя короткие комические рассказы. В 1958 году некоторые из них появляются на страницах местной периодики.
Через год Вампилова зачислили в штат иркутской областной газеты «Советская молодежь», где опубликовали его рассказ «Персидская сирень», и в Творческое объединение молодых (ТОМ) под эгидой газеты и Союза писателей.
***
В 1961 году выходит его единственная при жизни книга юмористических рассказов под названием «Стечение обстоятельств».
Начинающий литератор так боялся критиков, что взял псевдоним – А. Санин. Однако его книга им понравилась, и Вампилов со всей страстью отдается своему настоящему призванию.
***
В 1962 году редакция «Советской молодежи» решает послать своего талантливого сотрудника Вампилова в Москву на Высшие литературные курсы Центральной комсомольской школы. Проучившись там несколько месяцев, Александр возвращается на родину и тут же поднимается на одну ступеньку выше в своей служебной карьере: его назначают ответственным секретарем газеты.
В декабре того же года в Малеевке состоялся творческий семинар, на котором Вампилов представил на суд читателей две свои одноактные комедии: «Воронья роща» и «Сто рублей новыми деньгами».
***
В 1964 году Вампилов покидает «Советскую молодежь» и целиком посвящает себя писательству. Он принял участие в семинаре молодых драматургов в Комарово, опубликовал некоторые произведения в двух коллективных сборниках очерков и рассказов иркутских писателей – «Ветер странствий» и «Принцы уходят из сказок», – выпущенных в том же году в Иркутске.
В ноябрьском номере журнала «Театр» за 1964 год вышла в свет его одноактная пьеса «Дом окнами в поле».
***
В 1965-м Вампилов вновь отправляется в Москву в надежде пристроить в один из столичных театров свою новую пьесу «Прощание в июне».
«В Москву, в Москву»! А где же ещё, как не в столичных театрах, которые только и ждут молодых талантливых авторов, можно «пристроить своё творчество в хорошие руки»?
Но эти попытки Вампилова не увенчались успехом: его провинциальные будни и душевные драмы простых людей не привлекли внимания московских режиссёров.
Ему дали понять, что его пьесы не соответствуют образу жизни советского человека и той главной линии, которую указывает партия.
В декабре 1965-го Вампилов поступает на Высшие литературные курсы Литинститута.
Пьеса «Прощание в июне», которую Вампилов вручил Арбузову, произвела на маститого драматурга хорошее впечатление. Поэтому, когда Александр позвонил ему через несколько дней домой, тот пригласил его к себе.
Их встреча длилась несколько часов и произвела на Вампилова потрясающее впечатление. Несколько дней он ходил вдохновленный и рассказывал о ней всем своим друзьям.
Правда, пробить эту пьесу в столице ему так и не удалось: первым её поставил на своей сцене в 1966 году Клайпедский драмтеатр. По этому поводу в декабре того же года Вампилов дал интервью газете «Советская Клайпеда», которое оказалось единственным в жизни драматурга. В том же году Вампилов вступил в Союз писателей СССР.
***
Вампилова не только не давали ставить, его и не печатали какое-то время. Многие сетовали на бюрократизм и конъюнктуру различных цензоров, некоторые пытались помочь.
В период непечатания ему предлагали издать сборник как представителю малой советской народности. Его убеждали:
«Скажи, что ты бурят!»
Но Вампилов неизменно отвечал:
«Я – русский писатель!»
С иронической улыбкой он заявлял:
«Да, меня не ставят, но это пока. Будут ставить, куда они денутся. Замыслов у меня много, я должен жить долго-долго».
***
К 1972 году отношение столичной театральной общественности к пьесам Вампилова чудесным образом поменялось.
«Прошлым летом в Чулимске» взял себе для постановки Театр имени Ермоловой, «Прощание» – Театр имени Станиславского.
В марте проходит премьера «Провинциальных анекдотов» в Ленинградском БДТ в постановке Георгия Товстоногова.
Даже кино обращает внимание на Вампилова: «Ленфильм» подписывает с ним договор на сценарий «Сосновых родников».
***
Казалось, что удача наконец-то улыбнулась талантливому драматургу. Он молод, полон творческих сил и планов. Благополучно складывается и его личная жизнь с женой Ольгой. И вдруг – нелепая гибель.
…17 августа 1972 года, за два дня до своего 35-летия, Вампилов вместе со своими друзьями – Глебом Пакуловым и Владимиром Жемчужниковым – отправился на отдых на Байкал.
По рассказам очевидцев, лодка, в которой были Вампилов и Пакулов, зацепилась за топляк и перевернулась. Пакулов схватился за днище и стал звать на помощь. А Вампилов решил добраться до берега вплавь.
Юрий Нагибин так отозвался на его гибель:
«Гордый Вампилов молчал, и в ледяной воде разорвалось сердце. Спасать надо в первую очередь того, кто молчит…»
Через несколько дней Вампилова хоронили на Радищевском кладбище.
Анастасия Прокопьевна пережила сына на 20 лет, теперь лежат рядом.
***
Не успела остыть земля на могиле Вампилова, как начала набирать обороты его посмертная слава.
Вампилов станет «лидером репертуара», в СССР почти не останется театров, где бы не шли его пьесы. Один только «Старший сын» шёл сразу в 44 театрах страны.
Его пьеса «Утиная охота», где Зилов открывает для себя и читателей, зрителей жуткую правду одиночества, сотворённого своими же руками, впервые была поставлена в молдавском театре «Лучаферул» через четыре года после гибели Вампилова.
Практически одновременно, в 1976-м, в Рижском театре русской драмы её поставил Аркадий Фридрихович Кац.
Пьесы Вампилова поставлены также практически во всех странах Европы, в театрах Японии, Монголии, США. Они переведены на английский, белорусский, болгарский, венгерский, китайский, латышский, лезгинский, молдавский, монгольский, немецкий, норвежский, польский, румынский, сербский, словацкий, французский, чешский, эстонский и другие языки.
В 1976 году на экраны Советского Союза вышел фильм Виталия Мельникова «Старший сын» с блистательным актёрским ансамблем: Леонов, Караченцев и Боярский, в 1979-м – «Отпуск в сентябре», где роль Зилова сыграл Олег Даль, увы, не доживший до премьеры, а в 1981-м Глеб Панфилов снял фильм «Валентина» (по пьесе «Прошлым летом в Чулимске»).
В Кутулике был открыт его музей. На берегу Байкала, на месте гибели драматурга, стоит обелиск «Александр Вампилов».
Из книг и записок Александра Вампилова:
«Человек, раз напечатавший где-нибудь рассказ или стихотворение, уже никогда не остановится писать».
«Каждый человек родится творцом, – говорит Сарафанов в пьесе «Старший сын», – каждый в своём деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нём, осталось после него».
«Писать надо о том, от чего не спится по ночам», – любил повторять Александр Вампилов.
***
Уже более полувека спектакли, поставленные по пьесам Александра Вампилова, не сходят со сцены столичных и региональных театров России.
Пьесы Вампилова, где в каждом слове, жесте, поступке замечательно показаны чувства героев, и в ХХI веке нисколько не потеряли своей актуальности.
Мы так же продолжаем выбирать свой путь, любить, ревновать, надеяться и ждать.
Валентин Распутин:
«...Александр Вампилов – из тех редких имён и явлений в отечественной литературе (сюда я бы отнёс ещё Николая Рубцова), для которых громкие публичные слова как бы малы и “жмут”.
Они – другой меры. Прежде чем говорить о Вампилове, хочется помолчать – и над судьбой его, при жизни не баловавшей признанием, рано оборвавшей эту жизнь, и перед встречей с его героями, стоящими в той стороне, где не бывает тесно от многолюдья, потому что добро, свет, совесть и надежда там негромкие, неземные и убедительные».
Фото из открытых источников