Почему чернеют русалки

Время от времени мы слышим о том, что очередной ремейк, спин-офф, приквел известного сериала, кинофильма или мультфильма «утонул в дислайках», провалился в прокате, получил низкий рейтинг, вызвал недовольство публики задолго до своего появления на экранах. И это нередко связано с попытками создателей «очернить» собственное детище – ввести в состав чернокожих (или голубых/розовых) исполнителей. Причем это всегда оказываются давно знакомые публике персонажи, любимые герои фильмов, сериалов, игр, комиксов, десятилетиями принадлежавшие к белой расе и к лицам традиционной ориентации. Прогиб под толерантные ценности оказывается засчитан где-то в другом месте, далеком от зрительской аудитории. Там продюсеров и режиссеров гладят по головке за выполнение квот на цветных зрителей, инвалидов, нетрадиционно ориентированных, пока зрители приходят в негодование.

Многосерийный проект «Властелина Колец» оброс скандалами еще до выхода первой серии. Его успели обвинить во всех смертных грехах, а разгневанные фанаты даже потребовали остановить съемки. Права стоили компании 250 000 000$, а потенциальные затраты на производство наверняка превысят миллиард. Проект планируется как самый дорогой сериал в истории, поэтому провал станет гвоздем в крышке гроба Amazon. А он им станет, всенепременно. Именно из-за обязательств по выполнению «квот на толерантность».

Кастинг под влиянием разнарядки на персонажей-геев, чернокожих, и Эру Илуватар знает, кого еще; эротика, включенная в сюжет «для оживляжа» – и это в произведении Толкина, который от принципов христианского целомудрия никогда не отходил; попытки приплести Питера Джексона к производству сериала (Джексон уже открестился от него, можно сказать, обеими руками)... Amazon всеми силами пытается спасти рейтинг франшизы, затыкая рот общественному мнению. Систему заморозки снижения рейтинга на сайтах апробировали еще в августе.

Как пишет The Hollywood Reporter, Amazon решил на время закрыть доступ к рейтингу сериала «Властелин колец: Кольца власти» в собственном онлайн-кинотеатре Amazon Prime Video. На данный момент рейтинг шоу не отображается на сайте для зарегистрированных пользователей и в мобильном приложении стримингового сервиса. Поэтому пока нельзя узнать, на сколько баллов «Кольца власти» оценили подписчики Prime Video. На Rotten Tomatoes пользовательский рейтинг составил всего 35%, а на Metacritic оценка юзеров составила 2,3 балла из 10. Показатели более чем скромные. Сериал определенно «не взлетел».

То же самое происходит и с новой «Русалочкой», выход которой ожидается в 2023 году. Expo студия Disney с гордостью презентовала тизерный трейлер своей музыкальной сказки «Русалочка» с «усовершенствованной» главной героиней в исполнении певицы Холли Бэйли (не путать с Хэлли Берри). Ее темная кожа, лоб в шрамах, дреды вместо знакомых всем по мультфильму Disney рыжих волос немедленно стали предметом осмеяния, карикатур и неприятных комментариев.

  

Видеоплощадка, где студия публикует промо-материалы, также скрыла диcлайки, увидеть уровень народного одобрения или осуждения трейлера невозможно. Но не для тех, кто пользуется расширениями. Опубликованный на YouTube-канале Walt Disney Studios ролик собрал свыше 1,1 млн диcлайков всего за два дня после релиза. При этом нашлись зрители, которым видео понравилось: «палец вверх» поставили 313 тысяч человек. Увидеть количество дислайков позволило расширение Return YouTube Dislike, которое отображает количество негативных реакций под роликом.

Под град дислайков попадает всякий черный актер, оказавшийся в роли Русалочки из диснеевской сказки или эльфа из толкиновской саги, не говоря уж о тех, кто играет заведомо белых персонажей – европейских аристократов, античных богов, Анну Каренину, Щелкунчика с его создателем Дроссельмайером. И не потому, что это плохие актеры. Проблема в том и состоит, что пригласившие их продюсеры, обязанные или желающие выехать на повестке, подставляют хороших исполнителей и талантливых молодых актеров своими «творческими решениями».

Актеры демонстрируют корпоративную этику, старательно нахваливая друг друга. 12 сентября артистку публично поддержала Джоди Бенсон, которая озвучила принцессу в оригинальном мультфильме 1989 года: «Холли, ты была просто великолепна! Я так горжусь тобой и твои прекрасным исполнением роли Ариэль!» – однако вряд ли это хоть чему-нибудь поможет. Публика взбешена тем, как ей навязывают инклюзивные ценности. Но и актерам не нравится обрушившаяся на них лавина упреков. И разумеется, они обвиняют публику за столь негативное отношение, каждый раз приписывая дислайки влиянию «токсичного комьюнити» расистов и ксенофобов. Хотя, по большому счету, виновата не публика. Виноваты создатели, поставившие во главу угла надоевшую всем «повестку», а не авторскую мысль. 

Чернокожий актер Стив Туссен, который играет богатого флотоводца Корлиса Велариона в приквеле «Игры престолов» от HBO, недавно принял участие в дебатах и рассказал о критике, которую белые фанаты саги обрушили на него за то, что он согласился на эту роль. «Им нравится летающий дракон, – сказал он. – Их не смущают белые волосы и фиолетовые глаза, но богатый черный парень? Это уже перебор».

Но при чем тут богатство? Среди негров, уж извините за употребление нормального слова, а не мертворожденного заменителя, было немало тех, кто разбогател на пиратстве, на работорговле – на купле-продаже своих черных собратьев. (Эту страницу истории активисты BLM не просто переписали бы – они бы стерли ее без следа, если бы могли.) Состоятельная негритянская прослойка существовала очень долго – и кстати, существует и сейчас. Так что Стив Туссен лукавит. Как, впрочем, и все актеры, избегающие прямо называть причину недовольства зрителей.

Публике не нравится, когда в произведении нет достоверности. Луис Маркос, автор книги «Средиземье Дж. Р. Р. Толкина от А до Я», говорит, что подбор чернокожих и смуглых актеров на роли в «Кольцах власти» угрожает правдоподобию всей истории – чернокожий эльф «не воспринимается как нечто органичное, пришедшее из Средиземья. Речь идет о навязанной повестке». Сам автор саги описал эльфов как обладателей исключительно «светлой кожи», а шоураннеры исказили его замысел. Почему они это сделали и продолжают делать – их обязали и принудили? К чему именно – к окончательной потере нажитой за годы аудитории?

Некоторые зрители считают: шоураннеры совершили преступление, попытавшись «леворадикализировать» новый сериал от Amazon «Властелин колец: Кольца власти». Брендон Морс, заместитель главного редактора консервативного новостного сайта RedState, полагает, что продюсеры «Колец власти» выбрали темнокожих актеров, которые выглядят совершенно не так, как их первоначально описывает автор. И все это ради того, чтобы внедрить в мир Толкина «политику социальной справедливости». «Если вы делаете упор на внедрении современных политических настроений, таких как одержимость левых вопросами идентичности, то смещаете фокус с создания хорошей истории,говорит Морс, который написал о своих опасениях эмоциональный очерк. – Вы эффективно создаете пропаганду, а не искусство. Если бы кто-то придумал историю о великом африканском королевстве древности, но один из членов королевской семьи был при этом белым, это сочли бы не очень уместным. Особые проблемы возникли бы в том случае, если бы темный цвет кожи персонажей был заблаговременно определен».

Брэндон Морс в своем очерке также отметил, что «само по себе разнообразие не так уж плохо», но, если сделать такое разнообразие приоритетным, сюжет отступит перед идеологической повесткой дня. И зрители почувствуют фальшь.

Режиссер Тайлер Перри, говоря о том же, отметил, что стремление к успеху будет успешным только в том случае, если оно будет сопровождаться образованием, обучением и временем для приобретения опыта: «Позвольте мне быть очень осторожным и дипломатичным в этом вопросе. Я очень рад тому, что произошло с разнообразием и возможностями для чернокожих актеров, это потрясающе. Но я беспокоюсь, потому что существует такое стремление к разнообразию и найму цветных людей, что я обнаружил ситуации, когда людей буквально проталкивают на роли, к которым они не готовы. В моей студии мы обучаем многих людей, но как только они проходят обучение и начинают что-то понимать в своей работе, их сразу же забирают на какое-то более крупное производство. Чего я не хочу, так это чтобы чернокожие люди занимали места, к которым не готовы, и чтобы люди, которые не являются чернокожими, были сдвинуты с этих мест». Нужно ли говорить, что надежды Тайлера Перри напрасны?

В Сети пишут, что «по данным недавно созванного в Твиттере комитета по изучению генетических свойств русалок, Ариэль-афроамериканка – это обман от Disney, чтобы набрать “классы”: мифические люди с рыбьими хвостами и способностью дышать под водой не могут иметь темную кожу, потому что солнечный свет не проникает так глубоко, и мелатонин не работает». Как человек, имеющий представление о теме, скажу: на большой глубине водятся и рыбы темного окраса, например, меланоцеты, черные удильщики. Окрас помогает им растворяться в темноте, пока их «приманка» – светящееся окончание выроста на голове – приманивает добычу. Вдруг русалоиды произошли от каких-нибудь меланоцетов?

Науки биология, химия, физика плохо работают, когда речь идет о сказках и фэнтези. Зато работает наука психология. Произведение, которое читали и смотрели многие поколения, внедрило в наше сознание весьма определенное представление о персонажах. Изменить их, уже укоренившиеся, привычные и знакомые, невозможно. Можно только грубо разрушить очарование искусства, добиваясь принятия идей инклюзивности в любых проявлениях, вплоть до квот на черных персонажей и исполнителей там, где им, прямо говоря, не место. Так ни в чем не повинный актер становится узурпатором того, что ему не положено, получая весь причитающийся ему хейт. Вот и вся «инклюзивность».

5
1
Средняя оценка: 3.10345
Проголосовало: 203