Свои или не очень?

Прошло уже несколько выпусков программы «Свои» на Первом телеканале. 

Можно подвести некоторые промежуточные итоги.

Название. Оно многослойно сработало в замечательном, глубоком, запоминающемся кинофильме Дмитрия Месхиева (2004), в котором снялась плеяда выдающихся актеров – Богдан Ступка, Сергей Гармаш, Константин Хабенский, Федор Бондарчук, Анна Михалкова, Михаил Евланов, Наталья Суркова. Картина «Свои» Месхиева по праву может считаться шедевром отечественного кинематографа нового времени.

Есть еще и бесконечный криминальный телесериал с таким названием. Кажется, начиная с 2017 г.

А есть и украинская поговорка «Свiй до свОго по свое».

Есть ли что-либо хорошее в телепередаче «Свои»? Хорошо, что остов, скажем, второго выпуска программы составили композиции группы «Зверобой», чьи ролики на популярном ресурсе набрали уже по два миллиона просмотров. Из четырех, прозвучавших во втором выпуске, отмечу две – «Эти русские мальчики… Эти русские девочки…» и «Едут, едут бэтээры»; хочу подчеркнуть, что обе написаны на слова луганского автора Елены Заславской, уроженки Лисичанска.

В третьем выпуске «Своих» зверобои тоже выступили – с достойной песней «Моя Родина возвращается». Сразу скажу, что не разделяю красноты пафоса их прозвучавшего сочинения «Солнце наше красное», автором которого является участник «Зверобоя», уроженец Мариуполя Алексей Иовчев, в этом году написавший, кстати, хорошую песню «Мой Мариуполь» (почему ее нет в передаче??). Я тоже за социальное государство и против неокапитализма, и постоянно твержу о высотах советского искусства и образования, но я в корне против распространения в православной России нового красного пафоса, особенно на главном телеканале страны. На такой раскачке мы далеко зайдем. А ведь тревожная красная тенденция в сегодняшнем обществе – увы, налицо. 

Группа «Наши» исполнила во втором выпуске программы одну, усредненную, композицию, с повторами в припеве слов «Донбасс за нами», «с нами Бог». Но ведь в первой передаче в исполнении донецкой певицы Натальи Качуры уже прозвучала широко известная драйвовая песня Михаила Хохлова на слова Владимира Скобцова, с забойным припевом: «В полнеба пламя, в полнеба смог! Донбасс за нами и с нами Бог! / В полнеба пламя, в полнеба смог! Россия с нами и с нами Бог!» (качество текста Скобцова не обсуждаю). Я бы на месте цензуры (ее, увы, нет, а должна бы быть!) запретил на какое-то, сколь угодно долгое время употребление такого рода выражений – во избежание профанации высоких понятий. Ну и в данном случае все же необходимо держать в уме, что «Gott mit uns» («С нами Бог») – девиз, изображавшийся на гербе Германской империи, широко использовавшийся в немецких, в том числе гитлеровских войсках, в частности, выбитый на пряжке ремня. 

Предпочтительней была даже неумелая строка «За нами Россия, Москва и Арбат» из заслуженно популярной песни «Комбат, батяня» группы «Любэ». Почему неумелая? Потому что ряд выстроен некорректно. Как если бы «спорт, гребля и байдарка».

Стало совсем тоскливо, когда и в третьем выпуске из уст рэпера Ромы Жигана среди маловразумительных вскриков вновь зазвучали «Донбасс за нами», «Россия за нами!» и даже «Работайте, братья!». Последний клич Героя России Магомеда Нурбагандова, к сожалению, уже изрядно затаскан и профанирован такого рода сочинителями, хотя есть и удачи, скажем, у певицы Юты с авторской рок-песней «Струна»». Но вместо этого федеральному зрителю предлагается малограмотное выкрикивание пресловутого Жигана. Да еще и с беседой с автором о его «творчестве». Можно согласиться, что и такого рода рэп-бит-хипхоп уместен и востребован бойцами во время езды на танке, даже если текст бессвязен и косноязычен, но, спрашивается, зачем и кому он нужен на Первом канале. Однако рэперов – Жигана и других – в программе «Свои» много. Зачем? Кому они свои?

И почему нет, скажем, Юлии Чичериной? И зачем там Газманов, и без того звучащий из каждого утюга.

«Поэзию в виде стихов» в «Своих» решено тоже привлекать. Сейчас патриотические стихи о войне пишут очень многие. Что и понятно. И если в дебютном выпуске программы хорошие стихотворения прочли поэты Анна Долгарева (военкор) и Владислав Артемов (главный редактор литературного журнала «Москва»), то в основном стихи звучат, к сожалению, слабые. С пониманием живой боли отношусь к сердечной стихотворной реплике на трагическую кончину Даши Дугиной. Но за нею к микрофону вышла высоко ценимая мной актриса Ольга Будина, милая, в красивом уместном платье, и прочла взятые из своей почты, на свой вкус опусы двух «поэтесс», одна из которых потом вышла из публики, приглашенной на передачу, и так прямо и сказала: «Я… как поэт… в своем творчестве…» Да, ярость благородная вскипает как волна, да, весь народ сейчас высказывает свои чувства о текущей войне, и на одном только сайте Стихи.ру авторов нынче несколько сот тысяч (!), но должен ведь быть профессиональный отбор для эфира Первого канала! Да дайте вы патриоту и красавице Будиной прочесть хорошие, настоящие стихи! Компетентных редакторов со вкусом и пониманием нет? Не верю!

Московский поэт Игорь Караулов дал в своем Телеграмм-канале краткую оценку третьему выпуску программы «Свои»: «Дима Билан поёт про крылатые качели. Детский коллектив танцует и поёт про мальчика Алёшу. Группа "Куба" душевно поёт про Донбасс. Актёр Данцигер читает басню. Девушка из ТикТока поёт... ну, как-то поёт. Рич и Зверобой как два гвоздя, на которых держится эта картина».

С деталями я не согласен, но в целом картина верная. Слабо поет любимую нами песню Билан, прикрываемый в собственном клипе фотокарточками детей, убиенных украинским террором в Донбассе. Кошмаром безвкусицы и идиотического рвения повеяло от видеоролика с бодро пляшущими детьми в постановочной хореографии, под песню про маленького белгородца, отдававшего честь проходившим по дороге нашим танкам. И ведь кто-то уже успел написать песню, поставить танец, снять ролик! И уровень песни низкий, и детей-то зачем вовлекать в такую песню-пляску? А Алёша щемяще трогателен, да. Сам, без псевдокультурного обрамления.

В качестве автора-чтеца сатирических стишков на украинскую тему в студии в каждом выпуске «Своих» выступает некий актер-баснописец Григорий Данцигер – не смешно, плоско, бесталанно, постыдно до рвоты.

Автор-исполнитель Юлия Славянская в песне «Меня лечил донецкий врач» своим надрывным припевом «Господи, помилуй!» напомнила худшие страницы творчества Жанны Бичевской, когда та ушла от фольклора.

Несколько утешило стихотворение «Бабушка крестила вертолеты» А. Долгаревой, продекламированное молодым чтецом.

А этот позор зачем на Первом канале?

не найти человека добрее
чем обычный русский солдат
он отдать паек последний
голодному будет рад

Этот опус завершается, разумеется, восклицанием: «Мы за ценой не постоим! За нами Бог и вся Россия!» Ведущий программы Маленко не только себя называет поэтом, но и 18-летнюю авторессу этих строк. Однако это столь убогий текст, что возникает мысль: а не диверсанты ли делают эту передачу, и почему до сих пор каналом руководит Эрнст?

Понятно, что самодеятельное творчество всегда будет возникать из народной глубины, в том числе на огненной передовой, и пусть расцветают все цветы, если они кому-то строить, жить и побеждать помогают, но всегда перед отправкой песни в большой эфир следует помнить о наших великих песенных традициях, которые созидались профессионалами, опираться и ориентироваться на них, тем более что эти песни и сейчас живы. Следует не забывать скрижальные слова поэта: «есть ценностей незыблемая скАла». То есть недостаточно просто «быть в теме» или, простите, прикрываться ею в связи с новейшей конъюнктурой, а также потому что на «патриотическом направлении» у кого-то вдруг появились возможности освоения «финансовых потоков».

Ведущий спрашивает гостя-«поэта», помнит ли он стихи Великой Отечественной, тот запинается, кряхтит и выдает: «Ну, Высоцкого, как у Симонова, “наши павшие как часовые”», а затем перевирает строку выдающейся песни «От героев былых времен». Меж тем, слова ее написаны поэтом-фронтовиком Евгением Аграновичем аж в 1970-х.

Вот потому они и сочиняют нынче из рук вон слабо и одномерно, что не читали советских поэтов-фронтовиков, а также Лермонтова и Дениса Давыдова. И «Уходили мы из Крыма» – за пределами их кругозора. А ведь следовало бы знать, коль берешься стихослагать в войну о войне. Не нравится белогвардеец Туроверов, читайте красноармейца Светлова – гениальную «Гренаду», «Болота проходит пехота…», «В разведке» («Поворачивали дула в синем холоде штыков…»). Трудно читать? Слушайте те же светловские стихи в гениальном вокальном цикле из девяти песен «Мы с тобою, товарищ…» гениального Таривердиева в гениальном вовеки исполнении Галины Бесединой и Сергея Тараненко. 

И – несколько слов о ведущем передачи актере Владиславе Маленко. (Апропо: ему бы побриться перед записью эфира и снять, как бы помягче выразиться, странноватую и неуместную шапчонку). Изъясняется более-менее внятно. «Поэтесс» называет сестренками. Википедия сообщает: «Художественный руководитель Государственного музея Сергея Есенина в Москве. Основатель и художественный руководитель Московского театра поэтов». Звучит! И вот выходит человек к микрофону и скромно представляется: «Я – поэт Влад Маленко». И никто не подскажет бедняге, что это дурной тон – говорить в первом лице о себе как о поэте. Особенно в России, где в поэзии даже взводами командуют генералы. Не читал, что ли, худрук Есенинского музея сценку у безсмертного Хармса: «Писатель: “Я писатель!” Читатель: “А по-моему, ты говно!” (Писатель стоит несколько минут, потрясенный этой новой идеей и падает замертво. Его выносят.)». А Пушкин и Евтушенко называли себя литераторами.

Лучшее из того, что прозвучало пока в программе «Свои», – это финал 17-й сонаты Бетховена в исполнении известного пианиста Бориса Березовского. На такой уровень искусства и следует ориентироваться создателям передачи.

5
1
Средняя оценка: 3.01515
Проголосовало: 132