«Философский пароход»: как Советская власть взяла пример с «цитадели демократии»
«Философский пароход»: как Советская власть взяла пример с «цитадели демократии»
29 сентября из Петербурга в Германию отплыл немецкий пароход «Обербургомистр Хакен», на котором находилось несколько десятков высланных из Советской России оппозиционно настроенных представителей интеллигенции и членов их семей. Впрочем, первый пример такого решения проблемы инакомыслящих подали власти «демократических» США, причем на несколько лет раньше…
В этом смысле неприкрытым лукавством (или же вопиющим непрофессионализмом!) выглядят заявления части историков либеральных убеждений о том, что большевики, выслав философов-антикоммунистов, совершили тем самым уникальный в истории акт подавления свободы.
Ведь еще в 1918 году в США был принят закон «О подстрекательстве к мятежу», направленный против тех, кто оскорблял армию и правительство США и их союзников в военное время. Подобные законодательные акты были приняты в то же время и против тех, кто не верит или противостоит любому организованному правительству. И хотя формально эти меры должны были касаться лишь иммигрантов, предусмотренная ими насильственная депортация нередко применялась и против уже натурализованных граждан страны.
В рамках вышесказанного еще в 1918 году из «цитадели демократии» было депортировано почти сто итальянцев. А осенью 1919 года пришла очередь уже выходцев из Российской империи – в основном, сторонников анархических убеждений. 2 декабря их в количестве 249 человек посадили на пароход «Буфорд», военный транспорт США, следовавший в Финляндию, где после прибытия уже 1920 году доставили на поезде на советско-финскую границу.
Важно отметить, что месяц, предшествовавший отправке, депортируемые пассажиры «Советского (или красного) ковчега» (как окрестила этот рейс американская же пресса) провели в тюрьме. А на корабль были доставлены в кандалах – как самые опасные преступники.
Хотя, разумеется, будь они таковыми, самые демократичные в мире американские чиновники без вариантов упекли бы их за решетку на астрономические сроки, как это часто-густо наблюдается и сейчас. Вот только повода для суда и обвинительного приговора не было, потому и решено было просто очистить «цитадель свободы и демократии от инакомыслящих».
***
Власти же Советской России в описываемый период были, как минимум, честны перед своей совестью и согражданами, откровенно называя сложившуюся форму правления «диктатурой пролетариата». Да, имеющую в союзниках и значительно превосходящее рабочих по численности крестьянство, но в силу преобладающих в его среде мелкобуржуазных убеждений годящегося разве что на роль попутчика, нежели надежного союзника.
Настоящего союзника из крестьян еще надлежало воспитать, в первую очередь с помощью небывало широкой программы повышения его образовательного уровня. Как взрослых (знаменитый «Ликбез»), так и подрастающего поколения. Потому дети впервые в отечественной истории были поголовно охвачены, как минимум, неполным средним образованием.
Между тем будущих учителей, воспитателей и, что особенно важно, профессоров ВУЗов, готовящих эти кадры, взять было негде, кроме как из наличной интеллигенции, сформировавшейся еще до революции. И далеко не все ее представители разделяли идеалы беззаветного служения народу и борьбы с его угнетателями из числа эксплуататорских классов времен народовольцев и их героических хождений в народ. Наоборот, заметная ее доля была вполне удовлетворена формальными буржуазными свободами. А что подавляющее большинство трудящихся в силу нищеты и бесправия просто не могло ими воспользоваться для реального улучшения качества своей жизни – ну так это проблемы народа.
Зато его «лучшие представители», находясь на иждивении, прямом или косвенном, правящих классов, могли сполна наслаждаться вожделенной свободой. Особенно в краткий период правления дорвавшейся до власти буржуазии, той самой «керенщины», едва не приведшей до окончательной гибели тысячелетней великой державы…
Немалая часть носителей таких взглядов уехали из страны еще в первые революционные годы, благо, выезд тогда был практически свободным. Но часть осталась. Действительно, зачем выезжать, если один из будущих пассажиров «философского парохода», религиозный философ и профессор московского университета Борис Вышеславцев в письме к своему другу Александру Ященко в Берлин писал, что хочет уехать, хоть он и получает большие деньги и материально живет лучше, чем профессоры в Берлине.
***
То есть несмотря на распространяемый последние десятилетия антисоветский миф о том, что советская интеллигенция в первые годы после Октября едва не умирала от голода, оказывается, кое-кто стараниями той самой Советской власти жил даже получше, чем коллеги в свободной и демократической Европе!
Ничего удивительного в этом нет. Огромное значение грамотных специалистов и для победы в Гражданской войне, и для строительства социализма в руководстве большевистской партии понимали более чем хорошо. Потому и привлекли к сотрудничеству больше 60% офицеров царской армии и свыше 80% – флота.
Просто эти офицеры, ставшие красными командирами, если даже и имели какое-то «особое мнение», отличающееся от проводимой руководством Советского государства политики, то в силу привычной для военных дисциплины умели держать его при себе. А либеральная профессура ведущих ВУЗов страны нередко подобным «заморачиваться» не хотела. Так что весной того же 1922 года в ряде мест начали вспыхивать студенческие забастовки, зачастую поддерживаемые и преподавателями.
Вообще, «Новая экономическая политика» (НЭП) сменившая прежний «военный коммунизм», подразумевала введение немалого количества рыночных элементов в экономику. Но при обязательном сохранении за государством «командных высот» и в сколь-нибудь крупном производстве.
Нечто подобное, по сути, наблюдается последние 30 с лишним лет в Китае, где тоже есть немало вполне рыночных предприятий. Однако и политическую власть, и контроль над идеологией (включающей и правильное воспитание сознания граждан) правящая Компартия на откуп либералам отдавать и не думает. Потому страна и вышла уже на первое место в мире по реальному производству, а не по продаже воздуха, то есть всевозможных услуг, чем очень кичатся США.
Руководство Советской России в 20-е, конечно, не могло знать об будущем успешном опыте китайских коммунистов. Но и пускать дело на самотек в духе самоубийственных либеральных реформ Горбачева, за считанные годы погубившие огромную страну, тоже не собиралось.
***
Стоит отметить и то, что США напринимали в 1918 году законов о депортации «нежелательных элементов», оправдывая это ограничениями военного времени. Однако Первая мировая война закончилась в 1918 году, наступил вожделенный мир… Но это отчего-то ничуть не помешало вашингтонским политикам депортировать сотни местных диссидентов на «Советском ковчеге».
Между тем, хотя Гражданская война на большинстве территорий бывшей Российской империи с изгнанием Белой Армии из Крыма в ноябре 1920 года и прекратилась, назвать полноценным миром наступивший после этого период будет не совсем корректно. Тот же Черноморский флот, уведенный белогвардейцами в порт Бизерта в Алжире, поддерживался в полной боевой готовности для возможного нового вторжения в СССР, как минимум, до 1927 года!
И дипломатического признания законная власть в Москве от буржуазных правительств Европы и США тогда так и не получила. Так что с чисто военной точки зрения, ситуацию, наступившую после изгнания белогвардейцев из страны, можно оценить как оперативную паузу в продолжающейся войне, когда истощенный, но не смирившийся с поражением противник накапливает силы для нового витка военных действий.
Как говорят французы: «На войне – как на войне». И если американские «демократы» считали себя вправе депортировать тех, кто оскорбляет американскую армию и правительство, не верит или противостоит любому организованному правительству, то почему Советская власть должна была не просто обеспечивать содержание на уровне вполне европейских стандартов тем, кто активно, пусть и только на идеологическом фронте выступал против ее? И заодно занимал место тех, кто был готов честно помогать новой власти готовить нужные для построения социализма кадры.
Ныне часто приводят слова Троцкого из интервью одной американской журналистке: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно». Но при этом куда меньше вспоминают о словах Ленина о философе Ильине: «человек, который так пишет о Гегеле, ценен, пусть он и не “наш”». Думается, именно этим отношением лидера Советского государства к действительно талантливым ученым, мыслителям, специалистам, и было вызвано решение ограничиться всего лишь их высылкой. Хотя немалое их число за публичное распространение идей, враждебных наличной на тот момент в стране власти и проводимой ею политике могли быть преданы и куда более суровому наказанию…
***
Всего только на «философском пароходе», вышедшем из Петрограда 29 сентября 1922 года в Германию, было отправлено около 30 философов (с другими высланными и членами их семей – 270 человек), в числе которых были действительно известные и ныне мыслители, такие как Николай Бердяев, Семен Франк, Иван Ильин, Сергей Трубецкой и другие. Правда, кроме упомянутого, рейса было организовано еще несколько подобных – сушей и морем….
С одной стороны, глупо отрицать, что труды этих людей вошли в сокровищницу русской и мировой философской мысли. С другой, с не меньшей грустью придется признать и другое. Допусти тогда Советская власть свободное соревнование философских идей в лежавшей в разрухе стране, на которую продолжали точить зубы беглые контрреволюционеры и их патроны из западных столиц (и даже в большевистской партии было немало не очень ладящих друг с другом фракций и платформ), с большой долей вероятности закончилось бы все это очень и очень печально.
В конце концов, без небывалого в истории промышленного рывка или индустриализации СССР бы просто не выстоял перед гитлеровским нашествием, если бы, вообще, не распался задолго до этого, как в годы перестройки.
Да и нынешние события тоже во многом иллюстрируют гигантскую важность наличия в воюющей стране единой объединяющей идеи, и большие сложности в ситуации ее отсутствия.
Ведь в «незалежной» Украине такая идея, пусть и крайне отвратительная, есть. Это и жлобско-эгоистичное желание «нагнуть через колено» всех проживающих в этой пока еще стране «русскоязычных ватников». И вожделенное «еврочленство», должное позволить подольше удовлетворить обывательские инстинкты нацистов объедками со стола золотого миллиарда, жирующего за счет неоколониалистического грабежа остального мира. А теперь еще – «остановить ненавистную рашисткую орду», заодно выставив счет Западу за неоценимую помощь в защите цивилизованного мира.
А вот с российской стороны цели самой СВО сформулированы крайне расплывчато: от довольствования всего лишь очередными «Минскими соглашениями» насчет Крыма и Донбасса со стороны «партии мира» до желательной полной денацификации и демилитаризации Украины. Да и официальное отсутствие государственной идеологии, реальное воспитание в школьной системе идеального потребителя плохо способствует вдохновению на боевые подвиги бойцов на фронтах борьбы с нацизмом, особенно среди теперь уже мобилизованного пополнения.
И давно назревшие решения – о борьбе с иностранными агентами, уголовной ответственности за фейки о российской армии, многие другие моменты, принимаются практически в пожарном порядке. При этом пятая колонна, примирительно переименованная в «испуганных патриотов», никакой депортации даже и не боится, продолжая цинично «стричь бабло» за счет доходов, заработанных в презираемой ими «Рашке».
Все это лишний раз заставляет особенно хорошо задуматься над событиями столетней давности, связанных с пресловутым «философским пароходом»…
Художник: Д. Белюкин.