Легенда Малого

28 октября – 60 лет со дня кончины «великой старухи» Малого театра Веры Николаевны Пашенной

Её облик в ранней юности формировали высокие творения мировой и русской классики. Она сменила на прославленной сцене великую Ермолову и стала её творческой наследницей. Ещё до Октябрьской революции Вера Пашенная (1887-1962) заслужила репутацию ведущей актрисы в Малом театре. 
И после 1917 года Вера Пашенная прошла долгий и славный творческий путь. 
По мнению критиков, она была одинаково талантлива и самобытна в драме, комедии, трагедии, в ней чудесным образом сошлись все лучшие качества актёров Малого театра. 
Играя своих сильных, мужественных женщин, Пашенная сама никогда не притворялась мужественной. Она просто была ею.
Актриса выступала на сцене более полувека. В родном Малом Пашенная сыграла более ста ролей и переиграла всю классику – Гоголя, Толстого, Островского, Шиллера, Шекспира, Гюго, а также множество произведений советских драматургов. 
Для Пашенной характерны яркие, сочные краски, сильные драматические эмоции. Актриса мощного темперамента играла эмоционально, с высоким драматизмом.

 
1908 г.

Пашенной были свойственны романтическая приподнятость при бытовой достоверности, великолепное владение русской речью. 
Актриса работала с великими мастерами сцены, её талант считал уникальным один из корифеев Малого народный артист СССР Михаил Царёв. Михаил Иванович писал: 
«Пашенная была рождена в искусстве не для "звуков сладких", а для "битв". В этом зерно её дарования. Она – художник-борец, глубоко верящий в могучую воспитательную силу театра, неутомимо и страстно защищающий всем своим творчеством правду жизни».
Вера Николаевна была очень популярной и любимой многими зрителями: о ней говорили, ею восхищались. 
Пашенная – автор нескольких книг: «Моя работа над ролью» (1934), «Искусство актрисы» (1954), «Ступени творчества» (1964). 
Её имя хорошо знакомо театралам и в наши дни. Вера Николаевна Пашенная – одна из легенд Малого. 
Вера Николаевна удостоена различных наград и званий – она Народная артистка СССР (1937), лауреат Сталинской (1943) и Ленинской премии (1961).

***

Вера Николаевна Пашенная родилась 19 сентября 1887 года в Москве в семье знаменитого актёра Николая Петровича Рощина-Инсарова (настоящая фамилия Пашенный). 
Её отец происходил из дворянской семьи, но избрал карьеру драматического артиста. Мать Пашенной, Евгения Николаевна, в девичестве играла в любительских театрах. Позже родители развелись, и она вышла замуж за Николая Петровича Кончаловского, оказавшего большое влияние на Веру Николаевну.
Сначала актрисой стала старшая сестра Веры Екатерина, а в 1904 году она сама поступила в драматические классы Московского Императорского театрального училища и стала ученицей Александра Павловича Ленского.
Окончив училище, Пашенная осталась в Малом театре и в 1907 году сыграла свою первую роль – Вера в пьесе «Дельцы» И. Колышко. 

***

В 1907 – 1911 годах она исполняла роли, перешедшие к ней от великой Марии Ермоловой: Кэтт («Джентльмен»), Мария Стюарт в одноименном спектакле и другие. Вера Пашенная стала её творческой наследницей.


Мария Стюарт. «Мария Стюарт» Ф.Шиллера. 1910 

***

Пашенная к 1919 году освоила практически весь классический репертуар. Особенно ей удавались драматические роли женщин с непростой судьбой, сильных и мужественных.
…После Октябрьской революции Пашенная начала преподавать на драматических курсах при Малом театре, в период 1921–1924 годов играла в спектаклях Театра Корша, Замоскворецкого театра.
По приглашению Станиславского Вера Пашенная участвовала в зарубежных гастролях с Московским художественным театром, затем вернулась к спектаклям Малого театра. 
С этого времени Пашенная, продолжая играть в классических спектаклях, осваивала современный советский репертуар. 


Вера Пашенная в образе Ларисы – «Бесприданница»

Среди лучших ролей Пашенной из этого репертуара в 1920-х – 1940-х годах Татьяна Русских («Иван Козырь и Татьяна Русских», 1925), Любовь Яровая в одноименном спектакле (1926), Ирина («Огненный мост», 1929), Варя («Разгром», 1932), Поля Семёнова («На берегу Невы», 1937), Анна Николаевна Таланова («Нашествие», 1943), Наталья Ковшик («Калиновая роща», 1950). 
Поистине громадным событием в советском искусстве стала постановка в декабре 1926 спектакля «Любовь Яровая». «Правда» тогда писала, что постановка пьесы «стала вехой в новой, советской истории русского театра».
Женственная, искренняя, во всем верно и живо схваченная – такой была Любовь Яровая Пашенной. 


Вера Пашенная в спектакле «Любовь Яровая». Из книги С. Дурылина «Вера Николаевна Пашенная»

«Актриса облекала в плоть и кровь не только героиню, но и всю пьесу...» – так писал Константин Тренёв, автор «Любови Яровой». 
В самом разгаре Великой Отечественной, в 1943 году, Малый театр поставил «Нашествие», вложив в спектакль всю силу ненависти и презрения советских людей к фашистским захватчикам. 
Потрясала роль Талановой в исполнении Пашенной: мать, отдающая сына Родине безо всяких колебаний, с огромной гордостью, вызывала в зрительном зале большой душевный подъём. 


Анна Андреевна. «Ревизор» Н.В. Гоголя. 1938

Прямая, строгая, высокая, чем-то напоминающая знаменитый портрет Ермоловой работы Серова – такой играла свою Таланову Пашенная. И всё откликалось в душе зрителя живым и бурным сочувствием. 
В 1943 году Вера Николаевна Пашенная была удостоена Сталинской премии первой степени за многолетние выдающиеся достижения в области театрально-драматического искусства.


1944 г.

***

В 1952 году Пашенная исполнила одну из своих наиболее запоминающихся ролей – Вассы Железновой в одноименном спектакле по пьесе Максима Горького. 
Эту роль она также исполнила в одноименном фильме-спектакле (1953). 
Крупная, большая, но не грубая и не грузная, а подвижная, энергичная женщина – такой рисует свою бесконечно одинокую Вассу Железнову Пашенная. Много обаяния в этой Вассе: совсем ещё лёгкая поступь, властные движения, уверенный взгляд... 
Образ, рождённый высоким искусством Веры Николаевны, позволяет зрителю вплотную соприкоснуться с ушедшей эпохой, ощутить тот давящий груз, который незримо лежит на плечах Вассы и ломает, убивает в ней человека. 
Смотришь на Вассу Пашенной и догадываешься, сколько горя и несправедливости надо было перенести ей, чтобы самой рождать только горе и несправедливость.


Вера Пашенная в роли Вассы Железновой в пьесе Горького «Васса Железнова».

В 1959-м году «Огонёк» писал о роли актрисы в «Вассе Железновой»: 
«Потрясающее по глубине художественного обобщения, реалистическое горьковское неприятие Вассы, вобравшей в себя все черты старого мира, нашло у Пашенной трактовку, не побоимся сказать, совершенную».
В 1950-е – 1960-е годы среди наиболее заметных ролей Пашенной и ещё две роли – Старая хозяйка Нискавуори («Каменное гнездо», 1957), Кабаниха («Гроза», 1962). 


Хозяйка Нискавуори. «Каменное гнездо» Х.Вуолийоки. 1957

В 1961 году за роль Вассы Железновой и за роль хозяйки Нискавуори в спектакле «Каменное гнездо» Вера Николаевна была удостоена Ленинской премии.
Роль Вассы Железновой в исполнении актрисы и в настоящее время считается непревзойдённой. 

***

В классическом репертуаре Веры Пашенной особое место занимают роли в спектаклях по пьесам Александра Николаевича Островского.


«Волки и овцы» (1952)

Помимо уже названных, это – Аннушка, а позже Кручинина («Без вины виноватые», 1908 и 1940), Катерина («Гроза»), Лариса («Бесприданница»), Олена («Воевода»), Анна Павловна Оброшенова («Шутники»), Мурзавецкая («Волки и овцы»), Кукушкина («Доходное место»), Евгения Мироновна («На бойком месте») и другие. 


«Идиот» (1958)

***

Фильмы с участием Веры Пашенной стали учебным пособием для студентов театральных училищ. 
В кино Пашенная играла Ларису в «Бесприданнице», Катерину в «Грозе», Хлестову из «Горе от ума», Мурзавецкую в «Волках и овцах», генеральшу Епанчину в «Идиоте» и других.


«Горе от ума» (1952)

***

Литературные произведения, прочитанные Верой Пашенной в разные годы на радио, вошли в «золотой» фонд Гостелерадиофонда. 
Это произведения Пушкина, Некрасова, Короленко, Горького, Полевого, Пановой. 
Есть записи и радиоспектаклей с участием Пашенной: «Русский лес» Леонова, в роли Поли Вихровой, «Люди из захолустья» Малышкина, в роли Аграфены Ивановны, «Летом в Ключиках» Кулика, в роли Дарьи Тимофеевны...

***

С 1933 года Вера Николаевна Пашенная помимо актёрской деятельности преподавала в Московском театральном училище имени Щепкина. Она руководила Студией Малого театра. С 1941 года стала профессором «Щепки», с 1945 года руководила здесь кафедрой актёрского мастерства. 
За годы своего преподавания в «Щепке» Пашенная выпустила блистательную плеяду артистов. 

Только когда Веры Николаевны не стало, многие узнали, что это она негласно сама назначала стипендию студентам, зная, что они нуждаются, помогала деньгами наиболее талантливым.

***

Один из её учеников (на вступительных экзаменах Пашенная поддержала юношу, и он учился потом у неё на курсе) – художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР Юрий Соломин. 
Юрий Мефодьевич сам преподаёт актёрское мастерство, с благодарностью рассказывает о своём любимом педагоге студентам. 


Вера Пашенная со своими студентами. Первый слева – Юрий Соломин

В беседе со мной в своём кабинете в Малом театре Юрий Соломин вспоминал:
«Само собой разумеется, что её все уважали и побаивались. Строгость её знали. Вернее, знали её мощь – она была сильная женщина. И в то же время я никогда не слышал, чтобы она причинила кому-то зло или даже просто на ком-то сорвала злость. Вера Николаевна была справедливым человеком и очень помогала студентам».
По словам Юрия Мефодьевича, Вера Николаевна добивалась от студентов полного перевоплощения на сцене. Она любила повторять: зритель, заплативший деньги за билет, имеет право всё видеть, хорошо слышать и осознавать, что происходит на сцене. 

Юрий Мефодьевич вспоминает, что однажды Вера Николаевна дала такие советы студентам, и они не знали, что это их последняя репетиция. Прощаясь, Пашенная сказала: 
«…уходя со сцены после спектакля, актёр должен оставить там кусочек своего сердца, тогда всё получится». 

 ***

В 1961 году, когда Малый репетировал пьесу «Честность», актриса вдруг стала ощущать недомогание. Поначалу казалось, что это обычное переутомление. 
Всякий день, уже с утра, начинала мучиться странным ощущением непривычной вялости, разбитости. 
«Словно ночь не спала. Словно воду на мне возили», – сердито говорила Вера Николаевна. 
Пашенная обратилась к врачам, чей вердикт был беспощадным – онкология. 
Сперва лишь появились, а потом уж открыто дали себя знать грозные симптомы неизлечимой страшной болезни, видимо, уже давно таившейся, незримо подтачивавшей здоровье актрисы.
Вера Николаевна упорно сопротивлялась. Преодолевая мучительную, «каменную», по её словам, усталость, изнеможение, впервые в жизни тянувшие прилечь, закрыть глаза и ни о чём не думать, Пашенная всё же не соглашалась признать себя больной. Она не уступала врачам ни одного дня и работала «как обычно», то есть много и без отдыха.

Каждое утро Вера Николаевна уезжала в театр репетировать. Это был её обычный распорядок восемнадцатичасового рабочего дня. Внезапно он был нарушен, когда однажды Вере Николаевне сделалось совсем плохо. Врач «скорой помощи» необдуманно назвал страшную болезнь вслух ...
Вера Николаевна согласилась лечь в больницу, но от операции отказалась наотрез. А уже через несколько дней стала категорически требовать: «Выпустите меня отсюда».
Вере Николаевне предложили сложный курс лечения. Она знала, что приговорена, хотя вслух решительно отвергала страшный диагноз, оспаривала его и врачам делала только одну уступку: 
«Так и быть, утром до репетиции буду облучаться рентгеном. Если уж вы так на этом настаиваете».

***

В 1962 году Вера Николаевна начала репетиции пьесы Островского «Гроза». Она была и режиссёром (совместно с М. Н. Гладковым), и исполнительницей роли Кабанихи. 


Кабаниха. «Гроза» А.Н.Островского. 1962

Пунктуальная, как всегда, без минуты опоздания, подтянутая, аккуратно причёсанная, приветливая, она приезжала в родной Малый. О том, что болезнь прогрессировала, знали лишь близкие. 
Вспоминает Юрий Соломин: 
«Пашенная никогда не жаловалась на свои болезни, хотя в конце жизни очень серьёзно болела. Мы не понимали, почему, репетируя «Грозу» (Пашенная репетировала этот спектакль как режиссёр и играла Кабаниху), она делает перерывы на 40 минут или на час. 
Потом, когда её не стало, дочь Веры Николаевны, которая была у нас педагогом, рассказала: когда у Пашенной начинались страшные боли, дочь делала ей укол, Вера Николаевна отлёживалась в гримёрке, а потом снова продолжала репетировать». 
Об этом и коллеги, и студенты Пашенной узнали только после её кончины. Вера Николаевна ни единого раза не выдала себя, мужественно превозмогая физические страдания. Она работала, пока хватало сил держаться. В 1962 году спектакль был выпущен и имел успех. 
И, словно исполнив самое главное и последнее дело в жизни, Вера Николаевна сдала. Теперь боли постоянно мучали её. 
Её дочь Ирина, продолжательница актёрской династии, перевезла мать к себе домой.
28 октября 1962 года Веры Николаевны не стало. Легенда Малого похоронена не Новодевичьем кладбище в Москве.
…При всей перегруженности и нездоровье Вера Николаевна не оставляла работу над книгой «Ступени творчества», уже давно ею задуманной. Книга эта вышла в свет в 1964 году после смерти великой актрисы.

 

Фото из открытых источников.

Художник: Сергей Григорьев.

5
1
Средняя оценка: 2.91304
Проголосовало: 138