Злая «Ведьма с Запада». Тёмная сторона непростой жизни простых людей
Злая «Ведьма с Запада». Тёмная сторона непростой жизни простых людей
Сериал «Чёрный порт»-2021, Исландия. Драма
"Нельзя заложить утку, пролетающую над фьордом". Исл. поговорка
Начнём с песни из увертюры фильма. Приглашающей на сцену спектакля из 80-х, где разворачиваются события драмы. Очерчивающей публике атмосферу тех лет.
Это и участие Исландии в Евровидении. И победа исландской претендентки на всемирном конкурсе красоты. Блестящая виктория местного богатыря в супершоу по армрестлингу.
Лично мне лента навеяла воспоминания молодости. Пусть и разные страны, с разным смысловым наполнением жизни (всё-таки я обретался при социализме, пускай устаревшем, «уставшем»), — но антураж практически один и тот же.
Середина 1980-х. Заплёванные двухкопеечные телефонные будки. Серые стены, улицы, однотипные дома. Пьяные гитарные посиделки со скудной цветомузыкой в общежитии. Бытовая неустроенность, бедность. Труд за гроши. Первые невиданные «макинтоши». Даже первые миксеры — и те в новинку! — не говоря о караоке. Спекуляция, лихие тёмные делишки. Дикая гонка за деньгами, ускользающим богатством, простым человеческим счастьем, наконец.
Вот со «счастья» в кавычках и приступим к обзору исландской картины…
Речь идёт о неспокойном бытии средних лет секретарши, точнее, бывшей секретарши важного человека, политика — министра рыболовства. Героини, не устоявшей от постельной коллизии с последним. Несмотря на семейную устроенность и того, и другого. Отчего оба страдают, не в силах ничего предпринять, дабы разорвать цепь привязанностей. Скрывая от близких. Что, впрочем, не всегда удаётся, — привнося в жизнь ещё больше запутанности-нервозности.
В то же время обитатели маленького портового городка Вестур на западном побережье островного гос-ва решают организовать корпоративный бизнес, выкупив у муниципалитета предприятие по производству рыбопродуктов. Заложив банку свои дома, квартиры, — т.е. сильно рискуя собственным имуществом во имя всеобщего блага.
В руках фирмы приличная эскадра траулеров, огромный порт в управлении, завод по переработке, громоздкая и сложная бухгалтерия. Судьбы людей под властью океанских волн, погоды, случайных обстоятельств, в том числе политических. Таких как инфляция, забастовки, прыгающие вверх-вниз правительственные квоты на вылов — в зависимости от тоннажности судов (выше тоннаж — выше квота). Моряков буквально душат промысловыми лимитами.
[Кстати… Вынужденные ограничения на вылов рыбы — рецепт квотирования. С 1984 г. о-в начал принуждать нацполитику к аккуратному обращению с купированными ресурсами (что экологически важно!). Они же исчерпаемы. Посему пришлось менять технологии. Позволив обновить флот, поддержав передовой уровень рыбопереработки. Что в дальнейшем вывело Исландию на ведущие места в мировом бизнесе. Но это к слову… — авт.]
Постепенно узел проблем и «непоняток» затягивается, вовлекая и на сцену, и за кулисы драмы всё больше и больше причастных.
Это и фирма, в которой имеет долю высокий министр из Рейкьявика, лидер партии. Его бывшая помощница — во главе компании. Их мужья-супруги-друзья — акционеры, участвующие в семейном бизнесе. Приёмная дочь (бесплодной) главной героини, вызволенная, — хотя можно сказать, отобранная у сторонней семьи: — с использованием «ювенальных» министерских связей. Пусть и проблемной, но всё-таки семьи: со своим уставом и любовью. [«Ювеналка» — отдельная тема, один из «подкастов»-подсмыслов фильма. Не будем его касаться.]
Неразрешимая дилемма «друг-враг». Необходимость копить подушку безопасности на чёрный день, чтобы не прогореть. Оттого прячась от налогов, незаконно торгуя рыбой с «криминальной» соседней Англией. Храня деньги в оффшорах и… холодильниках на потайных складах — схронах.
Тут ещё «жёлтый» журналистишка докапывается до подоплёки министерских странных дел. Что смерти подобно, если всплывут нюансы.
По итогу надувной шар из размолвок-недомолвок, жадностей-недоговорок, морских штормов и матросских лишений… Нет, не лопается-взрывается, что было бы слишком тривиально.
Напротив, и без того напряжённый спектакль, полный кустурицевских трагикомических фиоритур, до предела усиливает накал зрительских эмоций. Оборачивая бытовое попервости представление — в театр абсурда. Обнажая человеческую суть на краю гибели: и женскую привязанность с вымученной улыбкой, и мужскую несгибаемость с непрошенными слезами, и... Опять-таки женскую мудрость. Всепрощение. Всепонимание.
«Ведьма с Запада» из шапки к тексту подразумевает главную героиню сериала. Это заголовок почти готовой статьи упомянутого журналиста, пытавшегося вскрыть теневую, тайную сторону существования «ведьмы». Практически вскрывшего, но… попавшего под маховик её влияния.
«Ведьму» боятся, любят-ненавидят мужчины и женщины: близкие и нет. Пытаются с ней сладить. Пытаются обойти, обмануть-подставить. Договориться, в конце концов.
Что важней — долг или семья? Политика или Любовь? Страна, государство — или личное счастье? Дружба — бизнес. Верность и предательство. На эти вопросы отвечает фильм.
P.S. В 1990 г. принят морской Закон об «Управлении хозяйством». Закрепивший единую Систему мер. Основанную на индивидуальных долях от улова. Что гарантировало гражданам бессрочное (квотированное) пользование рыбными ресурсами. Возможность продать-передать-унаследовать-заложить доли. Превратив отсталую в преамбуле двадцатого столетия Исландию в богатейшую — к финалу. Вмиг озолотив судовладельцев дарово́й приватизацией океанической «живой» роскоши. Живого сокровища — рыбы.
Постер к фильму