Антонина Дьяченко: «Мы должны партизанить»

Во время оккупации Краснодона Тоня Дьяченко ушла в подполье. И вместе с партизанами «Молодой гвардии» сражалась против захватчиков. Но дожить до Победы девушке было не суждено. Январь 1943 года стал для неё роковым. 

Антонина Николаевна Дьяченко родилась 2 ноября 1925 года в посёлке Краснодон. Происходила она из обычной рабочей семьи. Её отец Николай Иванович сражался с белогвардейцами во время Гражданской войны. И удостоился ордена Ленина. А после победы начал трудиться на железной дороге. Мать Александра Фадеевна занималась домашним хозяйством. 
В 1933 году Антонина начала учиться в неполной средней школе посёлка. А через пять лет, когда населённый пункт Сорокино стал городом Краснодоном, дом знаний превратился в среднюю школу № 22 имени Тараса Шевченко. Одноклассники вспоминали, что Тоня очень быстро стала одной из лучших учениц школы. И учителя именно её всегда ставили в пример другим. Вместе с друзьями она занималась в музыкальном кружке. И здесь тоже сумела проявить себя. Тоня хорошо играла на гитаре и пела. Поэтому ни один концерт в школе не проходил без участия девчонки. Но главным увлечением Тони были книги, особенно приключенческие романы. Вместе с лучшей подругой Женей Кийковой они были завсегдатаями библиотеки. Книги читали быстро, а потом обсуждали. Вместе девчонки мечтали отправиться в большое плавание и стать капитанами корабля. А позже, когда Тоня и Жене подросли, они стали грезить о небе. 
В 1930-х годах в СССР произошёл настоящий лётный бум. Советские мальчишки и девчонки мечтали стать лётчиками. И примеров для вдохновения у них было предостаточно. Один только Валерий Чкалов воспринимался молодежью, как настоящий герой, чьё дело обязательно нужно продолжить. Повсеместно создавали клубы авиамоделирования, в которых занимались ребята. Тоня и Женя, конечно, восхищались Чкаловым, но у них был свой пример для подражания – Валентина Степановна Гризодубова. Благодаря газетам девчонки знали, что лётчица в 1938 году сумела побить женский мировой рекорд дальности полёта. 
Изначально рекорд принадлежал французским лётчицам, которые смогли пролететь четыре тысячи километров. Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова на дальнем бомбардировщике АНТ-37, который назвали «Родина», сумели преодолеть расстояние в 6 450 километров, а сам полёт занял у них более двадцати шести часов. За это время лётчицы добрались без посадок из Москвы до Дальнего Востока. Особенно сильно впечатлил Тоню и Женю финал истории. Они вычитали в газетах, что после того, как самолёт пролетел над Уралом, связь с землей была потеряна. И крылатая машина миновала аэродром Комсомольска-на-Амуре, где должна была совершить посадку. Когда запас горючего подходил к концу, Гризодубова не запаниковала и не растерялась. Она решила сажать бомбардировщик в тайге с убранными шасси. Поскольку был риск для жизни штурмана Расковой (её «рабочее место» находилось снизу кабины пилотов), Валентина приказала ей совершить прыжок с парашютом. И после этого начала снижение. История закончилась хорошо. Мировой рекорд был установлен, лётчицы и штурман стали Героями Советского Союза. Тоню и Женю так сильно впечатлила эта история, что они стали мечтать о своём полёте и новых рекордах. Поскольку рядом с Краснодоном находилась воинская авиационная часть, девчонки часто там бывали. 

В 1940 году Антонину приняли в комсомол. Как и для любого советского школьника, это было очень важным и торжественным событием. И Дьяченко отреагировала на это по-своему. У неё были длинные тёмные косы, которые она отстригла. И объяснила это тем, что хотела быть как можно сильнее похожей на комсомолок времён Гражданской войны. 
В 1941 году Тоня и Женя окончили «семилетку». Мечты о плаваниях и полётах пришлось оставить в детстве. Девушки решили пойти куда более приземлённым путём. Они подали документы в гомельский текстильный техникум. Однако началась Великая Отечественная война. О дальнейшем образовании пришлось забыть. К тому же, почти сразу призвали отца Тони. Поскольку Николай Иванович был машинистом, то он занимался эвакуацией населения и различных предприятий, а также перегонкой составов. 
Всё страшное лето 1941 года Тоня вместе с одноклассниками трудилась в местном совхозе. А осенью девушку назначили пионервожатой у шестиклассников в её родной школе № 22. Впоследствии, З.Н. Трущалова, одна из подопечных Дьяконовой, вспоминала: «К нам в отряд она пришла с короткой стрижкой и в шапке-ушанке со звёздочкой. Среднего роста, стройная, с красивыми карими лучистыми глазами под очками, она нас покорила. Тоня так напоминала нам девушек-красноармеек, каких тысячи тогда было на фронте. Нам казалось, что своим внешним видом она старалась быть похожей на них».
Тоня организовала кипучую деятельность. Причём вожатая разграничила обязанности своих подопечных. С мальчишками она очищала железные дороги от снега, собирала металлолом. С девчонками вязала варежки и носки, шила кисеты. Однако были и общие дела. Вожатая и шестиклассники ухаживали за ранеными солдатами в госпитале, писали письма красноармейцам, собирали для них подарки. Кроме этого, они изготовляли и распространяли по Краснодону агитационные листовки, в которых рассказывали о событиях на фронте.

*** 

Чем ближе становилось лето 1942 года, тем тревожнее становилось и жителям Краснодона. Немцы прорывались всё дальше и дальше. Горожане понимали, что совсем скоро могут оказаться в оккупации. Однажды Николай Иванович предложил Тоне эвакуироваться, не дожидаясь подхода врага. Но девушка отказала, заявив: «Мы должны партизанить». Отец настаивать не стал. Осталась в городе и Женя Кийкова. Она не захотела бросать родителей и лучшую подругу. 
В июле 1942 года Краснодон был оккупирован. Немцы быстро навели в городе свои порядки. И первым делом они устроили расправу над евреями и партийными коммунистами. Однако никто не мог чувствовать себя в безопасности. Город приготовился испить свою горькую чашу до дна… 
Ещё до оккупации Тоня была знакома с Колей Сумским и Володей Ждановым. И теперь, когда враг начал хозяйничать в городе, Дьяченко отправилась к ним. Она знала, что её друзья не станут мириться с фашистской властью, а будут сопротивляться. И Тоня решила примкнуть к ним. Вместе с ней на встречу с Сумским и Ждановым отправилась и верная подруга Женя Кийкова. 
Тоня не ошиблась в своих друзьях. Коля Сумской за короткий срок сумел сплотить вокруг себя группу парней и девушек, не побоявшихся бросить вызов оккупантам. Так девушки вошли в его группу сопротивления. А затем ребята узнали, что в каждом из населённых пунктов Краснодонского района появились свои подпольные ячейки. И все они объединились в одну – «Молодую гвардию». Группа Коли Сумского стала частью молодогвардейского движения в октябре 1942 года. 

Под руководством Коли Сумского подпольщики смогли из радиодеталей собрать рабочий радиоприёмник. Его разместили на чердаке дома одного из молодогвардейцев. Ребята, конечно, сильно рисковали. Если бы оккупанты узнали об этом, то неминуемо последовал бы арест. А из гестапо мало кому удавалось вернуться живым… Однако подпольщиков возможная расправа не пугала. Молодость была сильнее. Практически каждую ночь они собирались на чердаке, включали приёмник и слушали сводки Совинформбюро. Затем, отталкиваясь от полученных новостей, писали тексты агитационных листовок. А утром занимались их распространением. 
Тоня отвечала за агитацию среди шахтёров, поскольку в шахте работала её мать. И несколько раз девушка доставляла туда чемоданы с листовками. По заданию Коли Сумского она ходила в поля. А там, делая вид, что собирает колосья, портила телеграфные и телефонные линии, которыми пользовались немцы. Кроме этого, Тоня однажды подожгла скирды, предназначенные для отправки в Германию. Также Дьяченко участвовала в вывешивании красных полотен в Краснодоне в день Октябрьской революции. 
В начале 1943 года Краснодон захлестнула волна арестов. Первыми под ударом оказались молодогвардейцы. Руководители групп призвали подпольщиков покинуть город и попытаться прорваться за линию фронта, чтобы попасть к своим. Но практически все участники «Молодой гвардии» остались. Антонину арестовали ночью 12 января. Её долго допрашивали, пытали. А через несколько дней, вместе с ещё несколькими молодогвардейцами, Тоня была казнена и сброшена в шурф шахты № 5. Вместе с ней погибла и Женя Кийкова. 
А вскоре город был освобождён. И вскрылась страшная правда о судьбе юных подпольщиков. Тела молодогвардейцев были подняты из шахты. По просьбе родственников Тоню и Женю похоронили вместе в братской могиле на центральной площади Краснодона. 
Спустя два десятка лет после Победы, бывшая ученица школы № 22 З.Н. Трущалова рассказывала в одном из интервью: «…Сейчас, спустя почти четверть века, когда я бываю на уроках в 7-м Б классе, на меня смотрит с портрета девушка с тёмными косами. Мне кажется, что тут, в классе, присутствует живая Тоня Дьяченко, серьёзная, умная, с короткой стрижкой и в шапке-ушанке с красной звёздочкой. И я её ученица, а она моя пионервожатая. Она проверяет меня, как я учу и воспитываю учеников нашей школы. Я слушаюсь её». 

5
1
Средняя оценка: 2.73494
Проголосовало: 166