Недопетые песни Алексея Кольцова
Недопетые песни Алексея Кольцова
10 ноября – 180 лет со дня кончины выдающегося русского поэта-песенника (1809–1842)
Свежий и яркий язык Алексея Кольцова вобрал богатства народно-песенного творчества. Его называли русским Бернсом. Многие песни и стихи Кольцова положены на музыку.
Современников привлекла глубокая народность стихотворений Кольцова.
Н.А. Добролюбов отмечал, что его песни «...составили у нас совершенно особый, новый род поэзии... Кольцов первый стал представлять в своих песнях настоящего русского человека, настоящую жизнь наших простолюдинов так, как она есть, ничего не выдумывая».
Талант поэта-самоучки горячо поддержали А.С. Пушкин, И.А. Крылов, П.А. Вяземский, В.Ф. Одоевский.
Пушкин в своем журнале «Современник» публикует стихотворение Кольцова «Урожай»
…Алексей Васильевич Кольцов родился в один день с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, но на пять лет раньше. Прожил, как и он, короткую жизнь.
15 октября, в день рождения великого поэта, заслуженно поминают Михаила Юрьевича. А вот об Алексее Васильевиче Кольцове вспомнят далеко не все.
«Ну а как же Кольцов! - скажут поклонники старинного и классического романса. И припомнят массу положенных на музыку его стихов М.А. Балакиревым, А.С. Даргомыжским, М.П. Мусоргским, Н.А. Римским-Корсаковым.
***
Алексей Васильевич Кольцов родился 3/15 октября 1809 года в Воронеже, в семье купца-прасола (скупщика и торговца скотом), слывшего во всей округе честным партнёром и строгим домохозяином.
Дом Кольцовых, где Алексей появился на свет, стоял на перекрёстке улиц Большой Стрелецкой и Коперника.
Отец будущего поэта Василий Петрович Кольцов (1775–1852), человек крутого нрава, страстный и увлекающийся, не ограничиваясь прасольством, арендовал земли для посева хлебов, скупал леса под сруб, торговал дровами, занимался скотоводством. Мать Прасковья Ивановна (1784–1861), добрая, но необразованная женщина, не владела даже грамотой.
В семье сверстников Алексей не имел: сестра была намного старше, а брат и другие сёстры гораздо моложе.
С 9 лет Кольцов учился дома. В 1820 году Алексей поступил в Воронежское уездное училище, минуя приходское училище, а также подготовительный класс.
Здесь в мальчике проснулся интерес к чтению. Первые прочитанные им книги были сказками, например, про Бову, про Еруслана Лазаревича. Позже Алексей стал читать различные романы.
Всего два года проучился Кольцов в училище. Он оставил учёбу, чтобы помогать отцу – перегонял и продавал скот.
После смерти в 1824 году своего товарища Варгина Алексей Кольцов получил в наследство его библиотеку - около 70 томов. Эти книги положили начало кольцовской библиотеке.
Как писал Белинский, благодаря развитому воображению Кольцов, после того как прочитывал книги, начинал сочинять, подражая прочтённому, но «так как тогда он ещё не имел привычки поверять бумаге всё, что ни приходило ему в голову, то его неясные самому ему авторские порывания и остались в одних мечтах».
В пятнадцатилетнем возрасте Кольцов приобретает сборник стихов Ивана Дмитриева. При знакомстве с его стихами Кольцов более всего был потрясён самим фактом существования литературной стихотворной речи, отличной как от прозы, так от народной поэзии.
Кольцов начал в подражание стихам Ивана Дмитриева сочинять свои.
Его первое стихотворение было написано в 1825 году. Называлось оно «Три видения», но впоследствии Алексей уничтожил его.
***
Разъезжая по торговым делам отца, Кольцов встречался с различными людьми.
Поездки помогали Кольцову собирать народный фольклор. Его лирика воспевала простых крестьян, их труд и их жизнь.
…Судьба этого «крестьянского» поэта – история человека, который сделал себя сам: в не самых благоприятных условиях проявил волю к образованию, расширял круг знакомств и совершенствовался в том, что ему было по душе. Впервые в русской поэзии в качестве лирического героя поэт показал крестьянина с его внутренними переживаниями.
При этом попытки писать в духе книжной поэзии наблюдаются у Кольцова до самой смерти, вперемежку с «песнями», да и среди последних, некоторые ближе к книжным формам.
Другой жанр Кольцова – думы, которые по форме схожи с его песнями, а по содержанию представляют своеобразную поэтическую философию. Кольцов пытается уяснить себе в думах мировые проблемы.
Любимым стихотворным размером зрелого Кольцова стал пятисложник, который нередко называют «кольцовским».
«Высоко стоит
Солнце на небе,
Горячо печёт
Землю-матушку.
Душно девице,
Грустно на поле,
Нет охоты жать
Колосистой ржи…»
(«Молодая жница», 1836)
***
В 1831 году его стихотворение впервые опубликовали в московской газете «Листок», а затем Николай Станкевич, с которым Кольцов познакомился в 1830 году, публикует его стихотворение «Русская песня» («Я затеплю свечу…») в «Литературной газете», во главе которой стояли Дельвиг, Вяземский, Пушкин.
Станкевич в письме редактору впервые и представил поэта:
«Вот стихотворение самородного поэта г. Кольцова. Он воронежский мещанин, и ему не более двадцати лет от роду; нигде не учился и, занятый торговыми делами по поручению отца, пишет часто дорогою, ночью, сидя верхом на лошади. Познакомьте читателей “Литературной газеты” с его талантом».
Так Кольцов вошёл не только в большую литературу, но и в кружок Станкевича.
***
Решающим на судьбу поэта было влияние В.Г. Белинского: он способствовал формированию его мировоззрения.
Их отношения впоследствии перешли в дружбу. По переезде Кольцова в Петербург начинается его переписка с Белинским, которая продолжается затем до конца жизни Кольцова и занимает важнейшее место в его корреспонденции. Почтительный тон ученика в обращении к учителю в его письмах слышится с самого начала.
О восприятии Кольцова современниками Белинский написал:
«Большею частию в нём видели русского мужичка, который, едва зная грамоте, сам собою открыл и развил в себе способность писать стишки, и притом недурные. <…> Будь он не мещанин, почти безграмотный, не прасол, – его стихотворения, может быть, едва ли были бы тогда замечены. Первые стихотворения Кольцова печатались изредка в разных малоизвестных изданиях».
***
В 1835 году усилиями Станкевича и В. Г. Белинского был издан первый сборник его стихотворений «Стихотворения Алексея Кольцова», ставший единственным, изданным при жизни поэта.
За почти два столетия после кончины Кольцова его стихи неоднократно издавались в России. Вспомним знакомые строки:
…Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!..
(«Косарь», 1836)
На заре туманной юности
Всей душой любил я милую;
Был у ней в глазах небесный свет,
На лице горел любви огонь…
(«Разлука», 1840)
Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!..
(«Не шуми ты, рожь…»)
***
Хотя Кольцов периодически приезжал по делам отца в столицы России, был вхож в известные литературные кружки и даже несколько раз бывал в гостях у Пушкина, мечтам молодого поэта о переезде из Воронежа в Петербург или в Москву не дано было сбыться.
«Здесь я за писание терплю большие оскорбления, – пишет Кольцов Белинскому, жалуясь на своё одиночество в Воронеже. – Всякий так на меня и лезет: дескать, надобно писаке крылья-то ощипать…»
…Умер Алексей Васильевич Кольцов в возрасте тридцати трёх лет 29 октября/10 ноября 1842 года в Воронеже.
Затяжная депрессия Кольцова усугубилась обострением туберкулеза. Болезнь не только убивала поэта физически, она убивала его духовно, не позволяя вырваться из Воронежа, уничтожая последние надежды на переезд в Петербург.
Поэт был похоронен на Митрофаньевском кладбище в Воронеже.
Фото из открытых источников.