Ради кайфа, или Беляши из человечинки
Ради кайфа, или Беляши из человечинки
«5:32» (сериал 2021—2022), Казахстан. Детектив, триллер, криминал.
• Слоган: «Охотники на маньяков»
• Режиссёр: Алишер Утев
• Сценарий: Алишер Утев, Сергей Литовченко, Асель Кадырсейт
• Продюсер: Абылайхан Ашимов, Анель Сартаева
«Жизнь есть процесс утраты иллюзий,
вплоть до иллюзии, будто мы живы». Эшли Брильянт
«Какая философия? Вы людей убивали». Фраза из фильма
Человеческие судьбы. Трагедии. Счастье-радость наперекор бедам и горю, — порой обгоняющим жизнь. Падение на поворотах. Перерождение. Восстание из пепла. Философское осознание чего-то большего, что может постигнуть человеческий мозг. Понимание, данное кем-то свыше… Дающее силу жить, не скатываясь в преисподнюю. Об этом фильм…
Откуда взято название «5:32»? — спросите. Не исключено что это пятая сура тридцать второго аята священного Корана: житие по Небесному Писанию, в котором толкуется понятие убийства.
Есть более тривиальная, одномоментно трагическая версия. В пять утра, во время собственной свадьбы, главный герой узнаёт о смерти своего лучшего друга-оперативника. Спасшего когда-то ему жизнь. Жених врывается в отдел милиции, где находится задержанный — раненный, перемотанный бинтами маньяк-убийца и… «Незаконно» ликвидирует последнего. В 5:32 утра. В фильме даны ещё триггеры, обозначающие «5:32» — время катастрофических событий...
Обзор будет кратким. Поскольку кино — чисто экшн: на любителя острых ощущений. «Ужастик»: тем, кто не гнушается беляшей из человечинки. Да-да, они там имеются, и в избытке!
Особых подсмыслов в картине — нету. Какой-то идеологической, метафизической подоплёки — тоже. «Ментовской» детектив-расследование из лучших образчиков представленного жанра.
Почему «милицейский»? Да потому что главный герой — следователь на пенсии — едет на помощь к старому приятелю, начальнику отдела. Появился маньяк, точь-в-точь как из «той жизни», когда они ловили такого же изверга по молодости, в начале 90-х. [Казахстанская «Милиция» переименована в «Полицию» в 1998 г., — ред.]
И по пути в отдел Шалкар, — так зовут бывшего следака по тяжким преступлениям: — разглядывает с товарищем-водителем потрёпанный годами рабочий дневник с фотографиями. И вспоминает…
Вообще отличные казахские фильмы: мелодрамы, исторические, боевики —русский зритель превосходно знает и ценит. Это и «Шал»-2012 по хемингуэйевским мотивам режиссёра Е. Торсунова, и блестящий «Рэкетир»-2007 реж. А. Сатаева. Бандитский сериал «Решала» Р. Асхаева 2012—2015 гг. Исторический «Томирис»-2019 А. Сатаева, мн. др.
«5:32». Перед нами традиционный «маньячный» детектив тире боевик. Жестокий. Жёсткий. Суровый для восприятия. Одновременно сюжетно затягивающий публику — погонями-перестрелками, быстрой сменой декораций, мизансцен, персонажей.
Фабула повествования закручивается молниеносно, — показывая убийства, которые были тогда, много лет назад. Обнажая подноготную: как действовали преступники, как хитро́ заманивали, расправляясь с жертвами. Таксистские подставы. Всевозможные капканы: с водкой ли, крепкой травой, соблазнительным женским телом, автостопом...
Рутинная работа оперов, криминалистов-экспертов. Слежка. Ловля на живца. Потеря близких, друзей. Фотороботы карандашом, пугающие потерпевших достоверностью изображения. Страшные кадры мучений несчастных — нетерпимые глазу. Честно говоря, я нехотя зажмуривался при виде жутких кровавых сцен.
Притом что жители маленького городка тоже предпринимают усилия по вылову ужасного маньяка. Причём далеко и далеко не законные(!) усилия.
Фильм поделён на две части: условно «Маньяки» и «Судьба Шалкара». Каждая серия — отдельное «Дело» — отдельная папка с неотвратимостью рока предначертаний.
С точки зрения сценарно-режиссёрской работы, монтажа это позволяет абсолютно вольно, свободно обращаться с материалом (вроде внезапно ожившего «трупа»!). Играя на контрастах — наподобие лирической мелодии на фоне моря крови. Или творящегося убийства в час весёлой свадьбы главного героя. Что и привлекает публику. Обеспечившую сериалу миллионные просмотры и тысячи благодарных комментариев. «Благодарных», потому что столь классной, первостатейной, в то же время откровенной ленты зритель давно не лицезрел. Что и зеркалят восхищённые отзывы.
Получилась некая «видео-энциклопедия маньячества» в кавычках. Как в XIX в. Прыжовым, Достоевским или Крестовским были созданы «энциклопедии дна»: кабацкой жизни, самых низов человеческого бытия, зловонных питерских трущоб.
Это и маньяк «Рэмбо-охотник», который отпускает жертву убежать в лес. И гонится за ним как за кабаном. Это и каннибалы. Насильники. Убивающие «просто так» — ради кайфа. Это и «ножевые» маньяки. «Молотобойцы». Бесстыдные извращенцы-«поджигатели». Маньяки-«грибники». «Художники». Психи, моральные уроды, ощущающие души́ прекрасные порывы в разрезании мяса жертвы. Ищущие вдохновения… в смерти. Маньяки-«подражатели», подражатели «подражателям», в конце концов. Весь спектр преступного дна.
Невзирая на гнетущее бремя восприятия, зритель требует продолжения фильма. Указывая не только на завлекательный сюжет, — но и на качественную игру актёров, хорошую музыку. И основное — великолепную свободу обрисовки-описания реальности. Без прикрас, цензуры и двуличия.