Вильнюсский Антоколь – memento mori!

                                                              Non relinquere ad alium, quod potest facere te
                                                              Не оставляй делать другим, что можешь сделать ты

В преддверии Дня поминовения усопших, который в Литве ежегодно отмечается 1 ноября посещением могил родных и близких, всех тех, кто дорог сердцу и памяти живущих, посетил Антокольское кладбище Вильнюса и я. 
История этого кладбища началась с 1809 года, когда Виленский губернатор Николай Иванович Брусилов (1754–1828) учредил его своим распоряжением. Первоначально в этой местности сформировалось четыре отдельных кладбища, предназначенных для захоронения мирян, военных, сирот, а также нищих, позднее воинов, погибших во время Первой мировой войны. Позднее отдельные кладбища слились в единое кладбищенское пространство. 

Первая мировая война оставила на Антокольском кладбище могилы немецких солдат, которые погибли здесь, воюя с войсками Российской империи. В северной части кладбища находятся захоронения немецких воинов с мемориалом, сооруженным в 1918 году 10-ой германской армией. 

Здесь же, к юго-востоку, находятся могилы польских солдат, погибших во время Советско-польской войны 1919–1920 годов, когда они трижды (в начале января 1919г.; в апреле 1919 г.; в октябре 1920 г.) захватывали Вильну. Здесь насчитывается около 1600 могил (не считая могил у стены кладбища на ул. Расу), включая перезахороненных из других мест погребений и умерших позднее, в 1939 году.

Сразу после освобождения Вильнюса от немецких оккупантов 13 июля 1944 года при входе на кладбище с левой стороны хоронили красноармейцев, погибших в боях за столицу Литвы, был поставлен мемориальный обелиск, который теперь нынешними литовскими властями закрыт чёрным мешком. 

Затем, после окончания Второй мировой войны, на Антокольском кладбище был создан мемориал освободителям Вильнюса и территории Литовской ССР: здесь захоронено 3,5 тысячи воинов советской армии. Всего при освобождении Литовской ССР от немецко-фашистских оккупантов погибло более 300 тыс. воинов Красной армии.

Нынешний мемориал, вместо прежнего обелиска, был открыт в 1984 году, архитекторы: Макарюнас, Колосов, Казаринский. (Подробнее, см. Советские военные памятники в Литве) Он выполнен в лучших традициях советских военных памятников. Здесь присутствует величественный архитектурный монументализм, олицетворяющий мужество воинов. Сакральный образ некрополя, переданный стилизованными воротами и широкими ступенями (мотив восхождения); по обе стороны – братские могилы воинов в форме кургана. До 1993 года здесь был еще один элемент советских военных мемориалов – вечное пламя славы, зажженное от вечного огня мемориала жертвам революции на Марсовом поле в Ленинграде. Теперь «вечный огонь» зажигается на деньги российского посольства лишь по особому разрешению властей один день в году, на праздник Победы.

На вершине холма, возвышающегося с восточной стороны над мемориалом советским воинам, находится кладбище литовских народных защитников, сотрудников НКГБ и МГБ, погибших при освобождении территорий Литовской ССР от антисоветского подполья, инспирированного спецслужбами Англии и других стран Западной Европы после окончания Второй мировой войны.

По левую сторону от надгробного памятника советским воинам-освободителям, на пригорке, в 60-ые годы минувшего столетия начались захоронения партийных и административных работников Советской Литвы, в том числе здесь были похоронены Первый секретарь ЦК Компартии Литвы Антанас Снечкус, первый руководитель Верховного Совета Литовской ССР после восстановления в июле 1940 года Советской власти в Литве Юстас Палецкис и другие видные политические и военные деятели советского периода.

После трагических событий 13 января 1991 г. в Вильнюсе, по южной стороне центральной аллеи кладбища, на пригорке, были захоронены жертвы той трагической ночи, а затем, после гибели восьми литовских служащих в Мядининкай в ночь на 31 июля 1991 года, их захоронили здесь же, по правую сторону от центрального памятника этого мемориала – Пьета.

Позднее, в 90-е года, над этим мемориалом было организовано место для захоронения подписантов Акта о независимости Литвы от 11 марта 1991 года.

В 2003 году в вильнюсском районе Северный городок были найдены останки французских солдат армии Наполеона, ходивших на Российскую империю в 1812 году, а затем при отступлении из России массово умиравших в декабре 1812 года в Вильне от холода и болезней (всего в городе и окрестностях погибло и умерло их около 90 тыс. человек). Найденные останки солдат армии Наполеона перезахоронили у центральной аллеи кладбища.

После смерти в июне 2010 года бывшего Первого секретаря Компартии Литвы, затем первого президента нынешней Литовской Республики Альгирдаса-Миколаса Бразаускаса гроб с его телом был захоронен на организованной «аллее президентов», расположенной на возвышенности, между «аллеей подписантов» и «мемориалом жертв трагических событий 1991 года в Литве». Затем по другую сторону этой аллеи в 2018 году были перезахоронены останки расстрелянного в 1957 году по решению суда Литовской ССР руководителя антисоветского подполья Адольфа Раманаускаса (Ванагаса), руководившего отрядами, уничтожившими в 1945-53 гг. 25 тыс. мирных соотечественников – часто целыми семьями – за то, что поддержали советскую власть в Литве. 

Несколько лет назад был открыт военный мемориал воинам Литовской армии с обелиском, к которому возлагают цветы литовские политики и представители иностранных государств, в том числе три года назад цветы возложил посол России в Литве. В беседе с Чрезвычайным и Полномочным послом РФ в Литовской Республике А.И. Удальцовым услышал пояснение: «Литовские воины воевали в рядах Красной армии, в том числе 16-й Литовской дивизии». Сейчас здесь захоронены несколько высших командиров вооружённых сил Литвы.

На кладбище похоронены выдающиеся представители интеллигенции 
Литовской ССР и нынешней Литвы

Учёные 
– Алишаускас Сигитас  (1943–2016), физик, лауреат Государственной премии Литовской ССР (1984).
– Бразджюнас, Повилас Повилович (1897–1986), физик, академик АН Литовской ССР.
– Григас Казис (1924–2002), фольклорист, историк фольклористики.
– Гудавичюс Эдвардас (1929–2020), историк.
– Здзеховский Мариан  (1861–1938), филолог, историк литературы, критик, публицист. 
– Минкявичюс Иокубас (1921–1996), философ, академик Академии наук Литовской ССР.
– Велюс Норбертас (1938–1996), этнограф, религиовед.
– Сеземан Василий (1884–1963), философ.
– Стаквилявичюс Витаутас (1929–2003), математик, академик Академии наук Литовской ССР. 

Государственные и политические деятели
– Альгирдас Бразаускас (1932–2010), первый секретарь ЦК КП Литвы (1988–1989), президент Литовской Республики (1993–1998), премьер-министр Литовской Республики (2001–2006).
– Мечисловас Гедвилас (1901–1981), Председатель Совета Народных Комиссаров Литовской ССР (1940–1946), Председатель Совета Министров Литовской ССР (1946–1956). 
– Пятрас Гришкявичюс (1924–1987), первый секретарь Вильнюсского горкома КП Литвы (1971–1974), первый секретарь ЦК КП Литвы (1974–1987).
– Александрас Гудайтис-Гузявичюс (1908–1969), писатель, нарком внутренних дел, нарком государственной безопасности Литовской ССР), лауреат Сталинской премии третьей степени. 
– Владас Нюнка (1907–1980), государственный и партийный деятель, идеолог, учёный, философ, религиовед, академик Академии наук Литовской ССР.
– Мескупас, Шмуелис-Ицикас Маушевич (1907–1942) – советский литовский парт– йный деятель.
– Роландас Павилёнис (1944–2006), ректор Вильнюсского университета (1990–2000), член Сейма Литовской Республики (2000–2004), член Европейского парламента (2004–2006).
– Юстас Палецкис (1899–1980), председатель Президиума Верховного Совета Литовской ССР (1940–1967), Председатель Совета Национальностей Верховного Совета СССР (1966–1970).
– Петронис, Пранас Павилович (1910–1998) – советский литовский военачальник, генерал-майор артиллерии.
– Антанас Снечкус (1903–1974), первый секретарь Коммунистической партии Литвы в 1940–1974, Герой Социалистического Труда (1973).
– Миколас Миколович Юнчас-Кучинскас (1893–1973), заместитель предсдателя Президиума Верховного Совета Литовской ССР (1947–1959).
– Альгирдас Антанович Ференсас (1928–1994) – литовский советский государственный, партийный и профсоюзный деятель. Председатель Центрального Литовского республиканского совета профсоюзов (1977–1989).

Архитекторы, скульпторы, художники
– Римтаутас Гибавичюс (1935–1993), художник, график, сценограф; лауреат Республиканской премии.
– Стасис Красаускас (1929–1977), художник график, лауреат Государственной премии СССР, народный художник Литовской ССР.
– Юозас Микенас (1901–1964), скульптор, народный художник СССР, лауреат Сталинской премии второй степени.
– Витаутас Казио Палайма (1911–1976), художник, сценограф, педагог; заслуженный деятель искусств Литовской ССР, народный художник Литовской ССР.
– Домицеле Тарабильдене (1912–1985), художница, график, скульптор, заслуженный деятель искусств Литовской ССР, народный художник Литовской ССР, лауреат Государственной премии Литовской ССР.
– Витаутас Чеканаускас (1930–2010), литовский архитектор, народный архитектор СССР, лауреат Ленинской премии.

Писатели и поэты
– Йонас Авижюс (1922–1999), прозаик, Народный писатель Литовской ССР.
– Юозас Апутис (1936–2010), прозаик, переводчик, литературный критик.
– Андрюс Булота (младший), прозаик, Заслуженный деятель культуры Литовской ССР.
– Антанас Венцлова (1906–1971), поэт, прозаик, критик, переводчик, государственный деятель; лауреат Сталинской премии второй степени, Народный писатель Литовской ССР.
– Ричардас Гавялис (1950–2002), прозаик, эссеист, драматург.
– Ромуалдас Гранаускас (1939–2014), прозаик, драматург, эссеист.
– Сигитас Гяда (1943–2008), поэт, драматург, эссеист, литературный критик, переводчик.
– Владас Даутартас (1927–2000), прозаик, эссеист, драматург.
– (1928–1990), поэтесса, автор стихов для детей.
– Юрга Иванаускайте (1961–2007), писательница, художница, путешественница.
– Казис Инчюра (1906–1974), поэт и писатель. 
– Юргис Кунчинас (1947–2002), поэт, прозаик, эссеист, переводчик.
– Юстинас Марцинкявичюс (1930–2011), поэт, прозаик, драматург.
– Викторас Милюнас (1916–1986), писатель, драматург, прозаик, переводчик.
– Витаутас Петкявичюс (1930–2008), писатель и политический деятель.
– Ева Симонайтите (1897–1978), писательница, Народный писатель Литовской ССР.
– Паулюс Ширвис (1920–1979), поэт, журналист, редактор.
– Люне Янушите (1909–1965), фельетонистка, переводчица, автор пьес и юмористических романов.

Композиторы, музыканты, певцы
– Йонас Алекса (1939–2005, симфонический, оперный и хоровой дирижёр, педагог, Народный артист Литовской ССР, Заслуженный артист Литовской ССР, лауреат Национальных премий Литвы и Латвии, кавалер Ордена Гядиминаса 3-й степени.
– Эдуардас Бальсис (1919–1984), композитор, педагог, общественный деятель, Народный артист СССР, Народный артист Литовской ССР, Заслуженный деятель искусств Литовской ССР, кавалер орденов, лауреат Государственных премий Литовской ССР.
– Беатриче Гринцявичюте (1911–1988), певица (сопрано), исполнительница камерной классической и народной музыки, лауреат Государственной премии Литовской ССР.
– Маргарита Дварионайте (1928–2008), симфонический дирижёр, автор многих публикаций, педагог, Заслуженная артистка Литовской ССР, кавалер ордена Гядиминаса 5-й степени.
– Раймондас Катилюс (1947–2000), скрипач-виртуоз, педагог, профессор, Народный артист Литовской ССР, Заслуженный артист Литовской ССР, лауреат международных конкурсов, лауреат Государственной премии Литовской ССР и Литовской национальной премии культуры и искусства, кавалер Ордена Гядиминаса 3-й степени.
– Витаутас Клова (1926–2009), композитор, заслуженный деятель искусств Литовской ССР.
– Сергей Ларин (1956–2008), оперный певец (тенор), кавалер Офицерского креста Ордена великого князя Литовского Гядиминаса.
– Римантас Сипарис (1927–1990), оперный певец (бас), режиссёр, профессор, народный артист Литовской ССР, лауреат Сталинской премии третьей степени и Государственной премии Литовской ССР.
– Саулюс Сондецкис (1928–2016), дирижёр, скрипач, альтист, педагог, создатель Литовского камерного оркестра и оркестра «Санкт-Петербург Камерата», Народный артист СССР, Народный артист Литовской ССР, кавалер орденов и лауреат премий разных стран, почётный доктор и почётный профессор нескольких консерваторий.
– Владас Чясас (1917–2008), оперный певец (тенор), Заслуженный артист Литовской ССР.
– Елена Чудакова (1925–1973), оперная и камерная певица (сопрано), лауреат Государственной премии Литовской ССР.
– Фаустас Латенас (1956–2020), композитор.

Актёры 
– Донатас Банионис (1924–2014), актёр театра и кино, театральный режиссёр; Народный артист СССР, лауреат Национальной премии Литвы.
– Арунас Жебрюнас (1930–2013), кинорежиссёр и сценарист.
– Артём Михайлович Иноземцев (1929–2001), актёр театра и кино, лауреат Государственной премии Литовской ССР, заслуженный деятель искусств Литовской ССР, народный артист Литовской ССР.
– Лаймонас Норейка (1926–2007), актёр и чтец; народный артист Литовской ССР.
– Аудрис Мечисловас Хадаравичюс (1935–2008), актёр театра и кино.
– Витаутас Жалакявичюс (1930–1996), режиссёр.
– Юозас Киселюс (1947–1991), актёр (главный герой фильма «Долгая дорога в дюнах»).
– Ольга Кузьмина-Даугуветене (1884–1967), актриса, Праведник мира.

Прогуливаясь по Антокольскому кладбищу 20 октября т. г., рассматривая и фотографируя оригинальные могилы известных людей, которые попадались по пути или к которым подходил специально, думал о смысле бытия этих людей.
Эсхатологическая философия позволяет испокон веков понять всем, кто осмысленно жил и живёт на Земле, суть того, что оставили после себя все неглупые и чувственные, по существу добрые в душе люди, ибо слаб человек, потому что смертен физически. И вместе с тем сознание подсказывало – гуманно-нравственный человек духовно бессмертен, пока живут другие люди, их культурные сообщества, живёт творческое человечество… 
Смерть и незыблемая вечность, в которую умершие вступили в нашем сознании, лишила их тех противоречий, которые часто из-за слабости при жизни разъединяли их, порой заставляя гнобить, уничтожать инакомыслящих или при помощи оружия просто убивать других – врагов. Ушедшие оставили нам свои несогласия, а порой и непримиримую, антагонистическую вражду, чтобы мы нашли правильные ответы на те вопросы, которые решить они сами не сумели и которые мы сможем решить только при условии, что познаем истину – суть происходящего с нами.

Почему именно такой аспект понимания происходившего и происходящего волновал моё сознание во время этой прогулки под скупыми на тепло лучами осеннего солнца, а не благодушные размышления о совершенстве и гармонии красоты, воспеваемой высоким искусством человеческого таланта? Как 75-летнему высокообразованному историку, философу, математику и поэту, прожившему и проживающему очень интенсивную творческую жизнь, и гонимому нынче человеку, видевшему очень много как в своей стране, так и за рубежом, мне было многое ясно и понятно. Жизненного опыта, как говорится, не занимать. Видел воочию и папу римского Яна Павла II, и Фиделя Кастро, и Леонида Брежнева, и Валери Жискар Де Стена, и Владислава Гомулку, и главного масона Польши Тадеуша Цегельского, и Антанаса Снечкуса, и Леокадию Диржинскайте… В мае 1972 года в Варшаве на площади у могилы Неизвестному солдату, не подал руки президенту США Р. Никсону, которую он протянул ко мне (я помнил об уничтожении многих тысяч людей во Вьетнаме). Видел и беседовал со многими известными учёными и деятелями культуры и искусства мирового и общесоюзного уровня. Знал лично многих из здешних «постояльцев», чьи имена были начертаны на надмогильных памятниках… В голову приходили мысли о смысле того, что сделали все эти люди при своей жизни.

Знаю и понимаю, что сейчас происходит, и не только здесь, в Литве. Глядя на подвергнутые актам государственного вандализма надмогильные памятники, задавал себе один постоянно волнующий моё сознание вопрос: почему так стало, что люди, воспитанные на духовно-нравственной, гуманной, немеркантильной философии и коммунистической идеологии советского периода, как оказалось, воспитали детей в национальной ненависти к русским людям? Сейчас новое поколение политиков возбуждает оголтелую русофобию. И эта человеконенавистническая по своей сути идеология сегодня в Литве находит своих многочисленных адептов.

Проведению захотелось сделать так, что во время этой прогулки произошли две примечательные встречи. Подходя к изуродованному большими чёрными мешками политическими вандалами надгробному памятнику советским воинам-освободителям, увидел группу из трёх человек, снимающую на видео всё это безобразие. В руках у меня были красные гвоздики, и я попросил оператора сфотографировать момент возложения этих цветов на бронзовый венок вокруг потушенного факела вечного огня перед осквернённым памятником на могиле погибших красноармейцев. Оператор говорил по-польски, поэтому договориться с ним о фото не представилось сложным делом.

После совершённого мною ритуала памяти павшим героям стоявший рядом с оператором мужчина, представив съёмочную группу – Польская редакция немецкого информационного агентства Deutsche welle (Немецкая волна), – попросил меня дать комментарий тому, что они увидели. После моего согласия женщина с микрофоном из этой группы обратилась ко мне на польском языке с вопросом: «Как вы оцениваете то, что здесь увидели?» Ответил на польском, что считаю такое обращение с надгробным памятником военным, освобождавшим Литву от немецких оккупантов во время Второй мировой войны, актом вандализма, который имеет свою точную обвинительную формулировку в Уголовном кодексе Литовской Республики (Статья 312 УК ЛР – до трёх лет тюрьмы) в отношении лиц, устроивших данное осквернение. Аналогичное разрушение памятников погибшим советским воинам сегодня на территории Литвы является одновременно осквернением памяти этих людей и также карается согласно Уголовного кодекса Литвы (Ст. 313 УК ЛР).
– Кстати, – добавил я, – вопрос о сносе этого памятника сейчас решает Комитет по правам человека ООН, поскольку очевидно, что нарушаются основополагающие пункты Всеобщей декларации прав человека ООН (1948 г.) и Европейской конвенции по правам человека (1950 г.).

Второй вопрос касался моего отношения к событиям на Украине и Специальной военной операции России против этой страны, когда гибнет много людей. В ответ я подчеркнул, что считаю гибель людей с обеих сторон этого конфликта неприемлемой, поскольку можно было всё решить на договорной основе, когда 15 декабря 2021 года политическое руководство России предложило заключить договор о выводе войск НАТО до линии их противостояния России в 1997 году, установленной тогда, когда шёл процесс объединения Германии в 1991 году. Но ни руководство Украины, ни НАТО, ни США не захотели последовать таким мирным предложениям. Более того, украинские войска после правительственного переворота в Киеве в феврале 2014 года начали регулярные бомбёжки и обстрелы не принявших этот переворот жителей Луганской и Донецкой областей Украины. В течение восьми лет в этих областях погибли тысячи мирных граждан Украины, в том числе сотни детей. Кроме этого, уже и сейчас Россия согласилась провести переговоры с украинским руководством в Стамбуле на предмет мирного разрешения ситуации на Украине и прекращения Специальной военной операции. Но Киев сорвал и эти переговоры, как и ранее – Минские договорённости между Украиной и Россией.

Не знаю, удовлетворил ли я идеологический заказ редакции «Дойче веле», но когда я, дав свои визитки редактору и оператору, попросил сообщить мне информацию о трансляции данного интервью в эфире (интернете), то мне было сказано, что это будет сделано, «но возможны некоторые редакционные изменения, сказанные со мною». На том и разошлись. Жду до сих пор от них весточки.

Мой путь последовал в сторону могил писателей и художников. Проходя мимо могил политических и общественных деятелей Советской Литвы, увидел моложавую блондинку, высаживающую около одной из могил осенние цветы. Поздоровались по-литовски. Полюбопытствовал и спросил, кем она является захороненному здесь человеку. Её ответ меня удивил.
– Никем, просто за плату, по договору, ухаживаю за могилой. А самого захоронения того человека, кто здесь почил, уже нет на этом месте. Его куда-то вывезли и перезахоронили родственники.
Необычность услышанного возбудила мой интерес к собеседнице. Она представилась историком, родом из Каунаса. Я сказал, что тоже из Каунаса и тоже историк, автор четырёхтомника по истории межвоенной Литвы. Обратил её внимание на снос памятников советского периода в Вильнюсе и по Литве. Спросил её, как она относится к тому, что в отношении памятников красноармейцам, литовскому писателю Пятрасу Цвирке и надмогильного памятника воинам–освободителям совершён акт публичного вандализма.

Услышанное из её уст поразило меня ещё больше. 
– Памятник надо снести, и чем быстрее – тем лучше. Я раньше работала в Вильнюсской мэрии и знаю, что решение о сносе принято, и скоро оно будет осуществлено. И вообще все русские негодяи!..
На моё замечание, что вы как христианка-католичка не можете делать такие заявления, ибо в Писании сказано: «возлюби ближнего…», – тем более что русские люди подарили литовцам Вильнюс и Клайпеду – немецкий Мемель… Надо быть благодарными. 
Она ещё раз послала русских куда-то… и продолжила сажать цветы. 
Смотрел на неё, а в голове звучали строки эпиграммы «Что есть хамство»:

Спросил прохожий мудреца:
Скажи, седеющий мужчина,
Что хамство есть? – не знаю я, –
В чём этой глупости причина?

«Простак неблагодарен тем,
Кто помогал в момент кручины.
Плевок в лицо в ответ им всем,
И клевета, и гадость без причины.

В том есть амбитного порок,
Неумный всех боится впрок».

Осознавая абсолютное нравственное невежество этой женщины, почему-то заявившей мне о своём высоком гуманитарном образовании, счёл нужным последовать завету поэта и, «не оспаривая глупца», продолжил свою экскурсию между могил выдающихся людей Литвы. Думал и не мог понять, откуда такая хамская наглая ненависть у этой литовки к нам – русским. Дай Бог что бы только у неё...
Поскольку я говорю свободно по-литовски, она не поняла, что я русский. Понимал, что в молодости многие, кто теперь здесь покоится, так же относились к русским людям, как эта садовница. Они жили при советской власти, с общедоступным бесплатным образованием и, в общем-то, в достатке… 
И вдруг вспомнил принца Гамлета, рассуждавшего на кладбище над черепом «бедного Йорика» о скоротечности человеческой жизни и её смысле в служении чести и справедливости, покинувшим тогда власть в Датском королевстве… 

Освежающий прохладный воздух золотой осени возбуждал сознание новыми мыслями о предстающих перед моим взором могильных памятниках и начертанных на них именах… 

МОИ ФОТОГРАФИИ С АТОКОЛЬСКОГО КЛАДБИЩА ВИЛЬНЮСА

  

    

  

    

  

  

  

    

   

MEMENTO MORI !
(Помни о смерти!)

Мы дети двадцатого века, 
Я слышал хрипящий напев.
Я слышал – кричали мальчишки, 
Кричали, как будто презрев 
Наш мир разноцветный, весёлый, 
В котором всем много дано… 
Где уйма простых доказательств 
Того, что открыто давно. 

Я слышал, кричали мальчишки… 
Девчонки галдели в ответ –
Мы знаем презренные книжки, 
В которых нет истины. Нет! 
Мы видим, что вы, наши предки,
Устали, по жизни бредя, 
Устали талдычить «Основы…», 
В которые верить нельзя! 

А я как отец утомлённый 
Скажу вам детишки в ответ – 
Вы верьте мужчинам, познавшим
Бесстыдство, и наглость, и бред. 
Вы верьте седым и усталым. 
Вы верьте всем тем, кого нет. 
Постойте на кладбище старом, 
Прочтите оставшийся след. 

Ушли под могильные плиты 
Все жизни и все имена. 
Остались лишь цифры на камне –
Под ними кромешная тьма. 
А жизнь – только миг лучезарный, 
Наполненный солнцем сосуд. 
Испитый уж ими до капли. 
И грядет Божественный суд! 

Выйдя за ворота Атокольского кладбища, увидел этот дом, так чётко отображающий сегодняшний менталитет местных властей.

P.S. Список советских воинских памятников в Литве – 1971 г., многие из них сегодня разрушены местными вандалами.

5
1
Средняя оценка: 3.18182
Проголосовало: 33