Союз литературы и кинематографа нерушим
Союз литературы и кинематографа нерушим
Людмила Обуховская:
С российским кинорежиссёром, сценаристом и продюсером познакомилась сначала заочно, посмотрев фильм «Хармс» об оригинальном поэте, прозаике, драматурге Данииле Ювачёве, прославившемся под коротким броским псевдонимом, одном из создателей знаменитого Объединения реального искусства (ОБЭРИУ). А встретились мы с Иваном Кимовичем на Международном Ялтинском кинофестивале «Евразийский мост». Разговор начался с картины, которую он представил зрителям – «Велга».
– Вы единственный добравшийся до Крыма в этом году из причастных к конкурсным фильмам. Так важен этот фестиваль?
– Любой фестиваль важен мне и как режиссёру, и как продюсеру. Тем более, в Крыму, который очень люблю. А к Ялте вообще особое трепетное отношение: здесь я снимал в первый год нового века свой дипломный фильм, когда заканчивал Высшие режиссёрские курсы, где учился в мастерской Алексея Германа и Светланы Кармалиты. О том времени остались самые тёплые воспоминания. Кстати, снимали мы тогда с оператором Олегом Лукичёвым, моим близким другом, ученик которого стал оператором фильма «Велга» режиссёра Анастасии Нечаевой, с которым меня как продюсера пригласили на фестиваль.
Кадр из фильма «Велга»
– Этот фильм впервые был представлен на кинофестивале «Окно в Европу». А затем был выбран организаторами кинофестиваля «Литература и кино» фильмом открытия. Как был принят зрителями и критикой?
– Отзывы были хорошие. Некоторые зрители даже признавались: «До слёз». А жюри фестиваля «Окно в Европу» отметило картину за лучшее музыкальное решение, автор которого композитор Антон Силаев. Стать фильмом открытия для такого престижного фестиваля в Гатчине очень почётно. Ведь литература и кинематограф всегда шли рука об руку.
– В одной из аннотаций фильм назвали экранизацией одноимённого рассказа Ивана Бунина. Но ведь это не совсем так?
– Вы правы. Картина снята по мотивам бунинской легенды о девушке, которая ради спасения любимого превратилась в чайку. Мы представили новый, современный мир Велги. Наша героиня живёт с отцом в рыбацкой деревушке на берегу северного моря. Фильм о всепоглощающей любви, доступной не каждому. Для нашей Велги, как и для бунинской, любовь – бесконечная преданность. Это делает их единым образом.
– Трудно было подобрать такой яркий актёрский состав: мэтры Сергей Шакуров, Алексей Гуськов, молодая, но уже громко заявившая о себе Ольга Бодрова?
– Они согласились, прочитав сценарий Марии Павлович. Алексей Геннадьевич Гуськов, которому мы предложили роль отца главной героини, признался: «Он же как девичья слеза, этот сценарий». Коротко и ёмко. Мы к этому и стремились – к чистоте, искренности и простоте.
– Надеялись на призовое место?
– Решение жюри – абсолютная рулетка. Я бывал в жюри и знаю, из чего порой складывается решение. Не всегда ту же «Каннскую ветвь» или «Оскара» получает самая достойная картина. Потому должна быть собственная оценка. Для меня важно донести фильм до зрителя. Сейчас фестивали – почти единственная возможность – это сделать. Но «Велга» после фестивальных и специальных премьерных показов вышла в прокат. Да и международное жюри «Евразийского моста» нас не обошло вниманием: вручили приз «Специальное упоминание жюри».
– Над чем сейчас работаете?
– Закончили с режиссёром Любовью Борисовой картину – «Не хороните меня без Ивана» по сценарию Юлии Клименко.
Драматическая история о жизни сына священника, первого профессионального якутского художника Ивана Попова, который семь раз спасал соседа-якута Егора, впадавшего в летаргический сон, и его пытались похоронить. Не понимая, что это не смерть. Душа простого якута была так устроена, что он впадал в это состояние от восторга, который испытывал в какие-то моменты при виде красоты мира. Ему повезло, что встретил такого друга. И Егор стал ходить постоянно с запиской: «Не хороните меня без Ивана». Завораживающая простотой и наивностью реальная история начала прошлого века стала основой фильма, который снимают национальная кинокомпания «Сахафильм» и моя Студия «Автор». Команда у нас интернациональная. Главные роли исполняют литовский актер Дарюс Гумаускас и педагог местной школы, артист народного театра Александр Чичахов.
С якутскими актерами
– Пять лет назад я попала в Москве на премьеру художественного фильма «Хармс», которая привлекла названием – к этому писателю давно неравнодушна. Вы, наверное, по этой же причине решили снять о нём картину?
– Не скажу, что я такой уж поклонник Хармса, но был знаком с племянником писателя Кириллом Владимировичем Грицыным, который рассказал мне о нём много удивительного. Потом стал встречаться с людьми, которые знали Хармса, литературоведами, которые изучали его творчество. Задела трагическая судьба человека, с уникальным взглядом на мир, который был свободным в несвободное время, переносил с достоинством все выпавшие на его долю испытания. Сначала я сделал документальную картину «Чудо Даниила Хармса», потом игровую «Хармс».
– Вы – режиссёр и сценарист игровой картины?
– Сценарий написал в соавторстве с Сергеем Соловьёвым, тёзкой известного режиссёра. Сергей Леонидович – писатель, ученик Юрия Трифонова и мой школьный учитель по русскому языку и литературе. За основу мы взяли дневники и письма Хармса, но позволили себе художественную интерпретацию.
– У вас и в этой картине интернациональная команда. Как подбирали?
– Пригласил отличного оператора Шандора Беркеши, зная его прекрасные работы в картинах Алексея Федорченко, Бориса Хлебникова, Александра Прошкина, Андрея Эшпая, Карена Шахназарова. И здесь он работал волшебно! Образ Хармса в фильме создал польский актёр и театральный режиссёр Войтек Урбаньски. Первую жену писателя, Эстер Русакову, сыграла польская актриса Юстина Вонщик, а вторую – Марину Малич – замечательная литовская актриса Айсте Диржюте. В других ролях снялись петербургские актёры Андрей Феськов, Александр Баширов, Григорий Чабан, Виталий Коваленко, Юрий Ицков.
На съёмках фильма «Хармс» (И. Болотников второй справа)
– И как с интернационалом работалось?
– Как с потрясающей командой. Мы стали близкими людьми, во всём друг другу помогали. Повезло с музыкантами – ленинградской рок-группой «АукцЫон», мастерами импровизаций. Лирическую инструментальную музыку написал македонский композитор Сони Петровский. Помог правильно распорядиться мелодиями композитор, он же продюсер фильма Андрей Сигле. Даниил Хармс привлёк людей талантливых, под стать себе. Бюджета у нас большого не было, зато работалось в удовольствие. Оно ведь как: встреча с никудышным человеком – большие проблемы, а встретишься с хорошими людьми – будет тебе счастье.
– Режиссёр всегда надеется на счастливую судьбу своего детища. «Хармс» оправдал надежду?
– Я доволен: на каждом фестивале, где участвовал фильм, он получал приз. На ХХ Шанхайском международном кинофестивале двумя «Золотыми кубками» отмечен в номнациях «Лучшая операторская работа» и «Лучший сценарий».
Кадр из фильма «Хармс»
– Как думаете, ваша картина поспособствует популярности Хармса в России, заслуживающего большего внимания, чем есть пока?
– Уже поспособствовала. Мы ездили с картиной в разные страны и везде встречали интерес и внимание к личности писателя. Например, в Сербии и Македонии о нём знают не меньше, чем у нас. Моё желание приблизить Хармса к нам, современным, исполнилось. Я хотел показать единство времени. Многое им написанное – о нас сегодняшних, с нашими размышлениями, поисками, догадками.
– Ваш фильм «Пальмира» стал первым российско-сирийским. Как родилась его идея?
– Мне предложили поработать со студией Proline Film над большим международным проектом, и сюжет меня заинтересовал. Главный герой – дагестанец, врач-травматолог Артур, вдовец. Он думает, что дочь учится в Москве, но узнаёт, что она в террористической организации ИГИЛ в Сирии. Ему показывают ролик в Интернете, где она призывает воевать, и отец бросается спасать любимую дочь. Наш фильм – и современная драма, и притча. Он о переполненном нетерпимостью современном мире. И чтобы в этом мире уцелеть – надо любить и иметь мужество. У фильма нет сугубо национального аспекта. Он в духе трагедий Шекспира и античной драмы – общечеловеческий.
Кадр из фильма «Пальмира»
– Есть для вас в жизни и в профессии табу?
– Не делаю того, с чем не согласен.
Беседу с Иваном Болотниковым вела Людмила Обуховская.