Ставка больше, чем жизнь

В «лихие 90-е» Геннадий Фадеев сумел сохранить железнодорожный транспорт в руках государства и создать базу для его развития.

В Хабаровске на здании Дальневосточного государственного университета путей сообщения торжественно открыли памятную доску в честь первого министра путей сообщения Российской Федерации и первого президента ОАО «РЖД» Геннадия Фадеева.   

  

Мероприятие было приурочено к празднованию 85-летнего юбилея университета, который Геннадий Матвеевич окончил в 1961 году. С вузом они ровесники: в этом году Г. М. Фадееву тоже исполнилось 85 лет.

  

***

Мы видим, как Запад сегодня лихо подрезал крылья нашим авиакомпаниям, заменившим советские «ТУшки» иностранными «боингами» и «эрбасами». Пакет западных санкций в переводе на русский означает: запчастей не дадим, сервисного обслуживания не будет. А если сунетесь за рубеж, арестуем самолеты. На чём же летать?
Такое могло случиться и с Российскими железными дорогами. Но уберегла их дальновидность первого министра путей сообщения России Геннадия Фадеева. 
Только заступив на этот пост, он одним из первых подписал приказ … об импортозамещении. 

***

Было это не вчера, и не восемь лет назад, а в 1990-е годы, когда все рушилось, когда в верхах твердили: нам ничего в стране производить не нужно – мы все купим!
Геннадий Матвеевич понимал, как опасно ступить на этот путь. «Звоночек» уже прозвучал: после распада Советского Союза Рижский завод, выпускавший пригородные электрички и дизель-поезда, в три раза поднял цены на подвижной состав. И предложил нам платить за них … валютой.
МПС отказалось тогда от закупки рижских электричек. Министр думал о будущем: нельзя такой огромной стране, как Россия, зависеть от капризов зарубежных поставщиков. Железнодорожная держава должна делать ставку на своих производителей.
В отличие от «гарвардских мальчиков», случайно оказавшихся у власти, Геннадий Фадеев прошёл большой жизненный путь от дежурного по станции до министра путей сообщения России, руководил двумя крупнейшими железными дорогами – Красноярской и Октябрьской. Он глубоко знал отрасль. И смело брал на себя стратегические решения, даже если они не нравились кому-то «наверху». 
Производство электричек решили организовать на Демиховском машиностроительном заводе. Только вот завода тогда ещё не было – один фундамент. Пусты были и карманы у министерства. Государство в очередной раз обрезало ему финансирование. 
Но в МПС придумали хитрую схему: каждая железная дорога выдала заводу аванс в счёт будущих поставок нового подвижного состава.
Вот так за полтора года и построили завод. Перевезли из Риги в Демихово мастеров и инженеров вместе с семьями, построив для них жильё. 
В 1994 году завод произвёл уже около ста секций электропоездов. И с тех пор только набирает обороты. 

***

Сегодня элегантные электрички с фирменным знаком «ЭД» (Электропоезд Демиховский) обеспечивают более 70% объема пригородных пассажирских перевозок на сети Российских железных дорог. Он – крупнейший не только в России, но и в Европе. 
Современные электропоезда выпускают и Тверской вагоностроительный завод, а также «Уральские локомотивы». 
Вот вам эффект одного правильного решения!
И так было не только с электричками. Когда на заседании Госсовета впервые обсуждали Стратегию развития транспорта России, Геннадий Фадеев взял слово и сказал: мы ещё лет пять продержимся, но дальше «тянуть» экономику будет нечем. Надо поднимать локомотивостроение. 
В России всё для этого есть – производственные мощности, своя школа конструкторов. 
Так на Коломенском заводе создали пассажирский тепловоз ТЭП80, установивший мировой рекорд скорости – свыше 270 км в час! 
Министр умел убеждать людей. И вскоре в Коломне встречали высокого гостя – Владимира Владимировича Путина. 
Вместе прошли по цехам, поговорили с инженерами и конструкторами, обсудили планы развития производства. А в результате в России появилась Стратегия развития транспортного машиностроения. 

***

А могло этого и не быть. В то время из-за рубежа поступало немало заманчивых предложений. И во власти кое-кто их очень рьяно поддерживал. Американская компания «Дженерал электрик», например, предложила МПС модернизировать изношенный тепловозный парк своими дизелями. 
Знаете, чем это кончилось? 
Дали американцам наш старенький тепловоз, они погрузили его на морское судно и увезли в США. А когда вернули, министр приказал использовать его для перевозки угля из Воркуты. 
Прошло немного времени… И вдруг звонок с Северной железной дороги: «у нас ЧП!» На «американце» полностью отключились тяговые двигатели, и машинист запустить их не может. 
У министра просили разрешения сбросить тепловоз с рельсов. Иначе движение поездов встанет, дорога-то однопутная. А тут еще и пурга... 
Но Фадеев сказал: «звоните в Чикаго…». 
И что бы вы думали? Через час-два из США запустили через спутник на тепловозе один двигатель из шести. 
Зачем нам такая «модернизация»? – полагаю, подумал министр. – Нажмут там у себя кнопочку, и у нас поезда встанут…

***

Геннадий Фадеев убедил и членов правительства в том, что ставку надо делать на своих производителей. Но на кого? 
С распадом огромной державы разрушились хозяйственные связи, производственные цепочки. Предприятия бросили в рыночный омут: а как выплывать без руля и ветрил?! 
И министр путей сообщения взял на себя нелегкое дело сшивания разорванных цепочек. Вспоминал, как в Казани к его приезду прямо на привокзальной площади разложили образцы изделий местных предприятий. Ждем заказов, – объяснил необычную выставку президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев.
 И МПС дало большие заказы.
«Все главы регионов тогда были озабочены тем, как загрузить свои производственные мощности, дать людям работу, – рассказывал Геннадий Матвеевич. – Приезжаю в Чебоксары, встречает меня президент Чувашской республики Николай Федоров. И везет на Чебоксарский тракторный завод, а там ситуация аховая – заказов нет, производство приходит в упадок. Я предлагаю: возьмитесь за литье – нам нужны чугунные колодки, боковины тележек вагонов, автосцепки».
Подписали взаимовыгодное соглашение. В результате железные дороги получили нужную им продукцию, а в Чувашии появились новые рабочие места. 
И так почти во всех регионах он искал и находил надежных партнеров. 
К примеру, в Ижевске побывали вместе с президентом Республики Удмуртия Александром Волковым на одном из предприятий, производившем сложные системы управления для ракетно-космического комплекса. 
Геннадий Фадеев сказал конструкторам: «а вы можете разработать такую связь, чтобы я мог из Москвы разговаривать с машинистом во Владивостоке (мобильных телефонов тогда ещё не было). 
«Сделаем», – услышал в ответ. 
После этого в Ижевске провели совместную коллегию МПС и правительства Республики. И тем самым положили начало многолетнему сотрудничеству. 
Сегодня одно из подразделений Ижевского завода выпускает системы автоматики и безопасности, модули питания для железнодорожного транспорта. Его аппаратурой оснащают скоростные «Сапсаны» и «Ласточки».

***

Министр побывал и в Австрии, провёл там переговоры с ведущим в мире производителем путевой техники – компанией «Плассер энд Тойрер». 
Удалось договориться и создать совместные предприятия в Калининграде и в Калуге. 
Сегодня они выпускают широкую линейку путевых машин, в том числе и мощные «Доуматики». 
Каждая такая машина заменяет 300-400 человек и выполняет целый комплекс ремонтно-путевых работ. Причем, по ряду параметров наши путевые машины оказались надежнее, чем импортные аналоги. Калуга даже стала их экспортировать.

***

Вот так, что называется, «по винтику» и создавалась база для развития железнодорожного транспорта. Не будь её, в стране сегодня не было бы современного подвижного состава отечественного производства. 
И только об одном болит душа у Фадеева – не удалось создать свои высокоскоростные поезда. Но не его в том вина. 
В 2005 году, став президентом ОАО «РЖД», он подписал контракт с немецкой компанией Siemens на 55 высокоскоростных поездов Velaro RUS, стоимостью 1,5 миллиарда евро. 
Условия были такие: Россия закупает в Германии три поезда и проводит у себя их тестирование и обкатку. Остальные должны собираться у нас в стране с локализацией производства до 70% в течение десяти лет. Для этого компания обязана представить нам оборудование и документацию. 

***

Но спустя два месяца Фадеева неожиданно отправляют в отставку. А новый глава компании «РЖД» Владимир Якунин немедленно подписывает совсем другой контракт – на закупку высокоскоростных поездов в Германии без локализации и передачи документации. 
Вдобавок ОАО «РЖД» обязалось 30 лет платить «Сименсу» за их сервисное обслуживание. 
По оценке некоторых экспертов, поезда обошлись нам в 8 раз дороже, чем китайцам. Те заставили немцев передать им технологии, и сегодня Китай строит высокоскоростные поезда не только для себя, но и для других стран. 
А мы в итоге «сделки века» остались с пустыми руками. «Сименс» недавно заявил, что навсегда уходит из России и разрывает все контракты. 
Что теперь делать с «Сапсанами» – в металлолом сдавать? Кто ответит за такую политику?
…И не надо говорить: кто ж, мол, предвидел, что возникнут форс-мажорные обстоятельства, и Германия вместе с США ополчится против России? 
Кое-кто это предвидел. И предупреждал. Вот только все вокруг глухими прикинулись. 

  

…Геннадий Фадеев по-прежнему считает, что ставку надо делать на отечественного производителя. Сегодня эта ставка больше чем жизнь, потому что на кону будущее страны.

5
1
Средняя оценка: 3.105
Проголосовало: 200