Антарктида. Континент-загадка становится яблоком раздора?

28 января 1820 года русские моряки экспедиции под командованием капитана 2-го ранга Фаддея Беллинсгаузена и лейтенанта Михаила Лазарева открыла миру шестой континент – Антарктиду. 
Инструкция Адмиралтейского департамента предписывала мореплавателям «производить полезные для наук наблюдения», метеорологические, океанографические и магнитные, изучать льды, айсберги, течения, температуры и солёности морской воды на различных глубинах, собирать для академии этнографические, ботанические, зоологические, минералогические коллекции.
Первая российская экспедиция к Южному полюсу длилась 751 день. За два года команда исследователей нанесла на карту 29 новых островов. Она завершилась полным успехом, став второй (после Джеймса Кука), которая обошла всю Антарктику.
Отчего же все страны мира рискуют, высаживая на далёкий и такой небезопасный континент свои научные десанты? И какие надежды возлагаются на эту ледниковую пустыню?

  

Интерес к Антарктиде возрос в феврале 2012 года после сообщения о том, что завершились буровые работы в ледяной скважине 5Г на российской антарктической станции «Восток». 
Работы по проникновению в подледниковое озеро продолжались 30 лет. В покрове Антарктиды оказались «записаны на лёд» данные о климате и составе атмосферы за последние сто тысяч лет. 
Это одно из направлений исследований таинственного шестого континента. Есть и другие. Например, неутомимые архивисты обнаружили старинные карты, из которых следовало, что об Антарктиде знали задолго до исторического события 1820 года. 
Одну из карт, составленную в 1513 году турецким адмиралом Пири Рейсом, показали общественности в 1929 году. Всплыли и другие. Например, французского географа Оронциуса Финеуса от 1532 года, Филиппа Буаше, датированная 1737 годом. На всех картах очень точно изображены очертания Антарктиды, но... без ледяного покрова. На карте Буаше прекрасно виден пролив, разделяющий континент на две части. А ведь его наличие под толщей льда установлено новейшими методами лишь в последние десятилетия. Добавим, что международные экспедиции, проверявшие карту Пири Рейса, выяснили: она точнее карт, составленных в ХХ веке. Сейсмическая разведка подтвердила то, о чем никто не догадывался. Некоторые горы Земли Королевы Мод, считавшиеся до сих пор частью единого массива, оказались на самом деле островами, как это и было указано на старинной карте. 
Так что о фальсификации речи, скорее всего, не идёт. Но откуда такие сведения у людей, живших за несколько столетий до открытия Антарктиды? И Рейс, и Буаше утверждали, что при составлении карт пользовались древнегреческими оригиналами. 

СЛЕДЫ «ПОДЗЕМНЫХ АРИЙЦЕВ» НЕ НАЙДЕНЫ

После обнаружения карт выдвигались самые разные гипотезы об их происхождении. Большинство сводится к тому, что первоначальные карты составлены какой-то высокой цивилизацией, существовавшей во времена, когда берега Антарктиды ещё не были покрыты льдом, то есть до глобального катаклизма. 
Высказывалось мнение, что Антарктида – бывшая Атлантида. Видимо, именно это предположение подвигло ученых-теоретиков гитлеровской Германии начать поиски тайных эзотерических знаний в шестой части света. Основанное в 1933 году общество «Аненербе» – «Наследие предков» – стало главным научно-исследовательским центром Третьего рейха. В его состав входили 50 научно-исследовательских институтов, работавших под эгидой СС. По инициативе «Аненербе» в 1938-39 годах был организован ряд экспедиций в Антарктиду. Особое внимание уделялось той части материка, которая получила название Земли Королевы Мод. Здесь немцы обнаружили несколько так называемых оазисов – мест с более тёплым климатом, где из-подо льдов выступают скалы. Также была найдена огромная система соединённых между собой пещер, заполненных тёплым воздухом. 
Существующие псевдонаучные теории «полой земли» утверждают, что внутри Земли находится пространство, благоприятное для полноценной органической жизни – со своим светилом, подземными реками и растениями. 
Эта идея казалась невероятной, но очень увлекательной. Даже российский геолог и географ, академик Владимир Афанасьевич Обручев воплотил её в своём научно-фантастическом романе «Плутония». 
Мигель Серрано, один из первых эзотерических гитлеристов, принимавших участие в военной экспедиции в Антарктиду в 1947—1948 годах, писал: «Полая земля – это обитель грядущей расы, которая представляет собой наиболее чистых в магогенетическом смысле «подземных арийцев». 
Эти факты известны. Есть также утверждения, что сначала самолёты Третьего рейха детально сфотографировали ранее совершенно не изученную территорию, а затем сбросили там несколько тысяч металлических вымпелов со свастикой. Эту территорию назвали «Новой Швабией» и стали считать частью рейха. Карта Антарктиды пополнилась немецкими названиями горных плато, озёр, гребней. 
Информации о пребывании гитлеровцев в Антарктиде немало. Однако любые письменные документы нуждаются в фактическом подтверждении. 
Участник трёх экспедиций в Антарктиду профессор, заведующий кафедрой психологии Российского университета спорта, доктор педагогических наук, мастер спорта международного класса, эксперт и участник более 30 научно-познавательных и спортивных телевизионных передач Юрий Байковский рассказывает:

– Ещё в 2003 году наша группа совершила пять первовосхождений на безымянные горы в районе массива «Вольтат». Именно этот массив гитлеровцы отметили как собственную землю, дав ей название при облёте Антарктиды. Предварительно изучив материалы «Аненербе» и других источников, мы активно искали знаки, которые были бы подтверждением многочисленных легенд. 
Почему я допускаю вольность называть многое из того, что написано о фашистских достижениях на шестом континенте, легендами? Ответ прост: не только российским альпинистам не удалось найти ни одного вымпела, хотя мы тщательно их искали. Ни одна страна не получила искомых сведений. Ходят слухи, что существует некое завещание, в котором указано: обнаружившему вымпелы выплатят большие деньги. Понятно, желающих много. Результат пока нулевой. 
Можно предположить, что снежный покров похоронил все доказательства. Но это не так. В 70 километрах от побережья есть возвышенность. Она практически сухая. Там стоит одна из самых старых наших станций «Новолазаревская». Рядом с ней километрах в пяти находится Новолазаревский аэродром. Этот довольно обжитой на сегодняшний день район, по источникам, также активно осваивался немцами. Вымпелов там не найдено. Мы не видели и летающих тарелок, хотя каждый альпинист в душе романтик, и отвергать всё мистическое или пока не известное науке не склонен. 

ЧТО СКРЫВАЕТ «ЧИСТАЯ ЗЕМЛЯ»?

И всё же ореол загадочности в Антарктиде существует. 
Юрий Байковский приводит такой случай. Известный многоопытный альпинист Александр Фойгт снимал фотокамерой гору. Но как только глаз аппарата направлял строго на Южный полюс, техника бастовала. Сколько бы ни повторял попытку – тот же эффект. Рядом кинокамера Байковского работала без сбоев. 
Мог фотоаппарат Фойгта знать, куда его направляют? Естественно, дело не в технике, а в человеке, который эту технику использует. Примеры такого поведения неодушевлённых предметов есть. С незапамятных времён широко известно лозоходство для поиска руды, скрытых источников воды, карстовых образований, нефти, трещин, подземных коммуникаций. При помощи лозы или проволочной рамки некоторые люди могут производить такие работы. Ещё в восьмидесятых годах прошлого века появилось разумное предположение, что объекты поиска воздействуют не на саму рамку, а на организм оператора. Однако механизм явления объяснить всё равно пока не удалось. 

 

– Антарктида имеет особую энергию,продолжает Юрий Викторович. – Там наше энергетическое поле работает по-другому. В Москве, например, входишь в грязевой поток и перестаёшь ощущать самого себя. В мегаполисах мы тратим много сил на защиту от внешней среды и выживание. Постоянно пытаемся создать себе оболочку, в которой можно нормально существовать психологически, физиологически, биологически, химически. 
В Антарктиде каждый из нас чувствует энергетическую свободу. Мы становимся инструментом некой ориентации. Вот и Фойгт, видимо, в момент съёмки находился в каком-то другом энергетическом состоянии, и его оборудование реагировало на это состояние.

 

Члены экспедиции никаких выводов по таким фактам не делали, потому что уверены: для изучения феноменов Антарктиды нужно снаряжать отдельную экспедицию. 
Были и другие удивительные явления. Например, после очередного восхождения команда ехала в «Новолазаревскую». Вдруг кто-то с удивлением произнёс: «Здесь не было гор, а теперь…» Альпинисты на самом деле увидели мощную гряду вершин. Но это были горы, которые они уже проехали! Феномен не только все видели, но и сфотографировали. В этот раз техника чётко зафиксировала то, чего на самом деле не существовало.
Мираж? Возможно. О коллективных галлюцинациях не могло быть и речи, потому что экспедиция изначально была ориентирована на научные исследования, вся команда прошла тщательное медицинское обследование в нескольких институтах, в том числе на медико-биологических кафедрах Университета физкультуры. 

 

– Как в космическом полёте сейчас нет «чистых» лётчиков, так и экспедиция в Антарктиду не может состоять только из спортсменов-альпинистов, – говорит Байковский. – Причина та же: это дорогостоящие направления. Наша многопрофильная научная группа получила чёткие задания, что именно нужно изучать на этом континенте, была хорошо оснащена аппаратурой для комплексных исследований членов команды в экстремальных условиях. А это целый ряд факторов: низкие температуры и сильные ветра, очень сухой воздух (при морозе в пять градусов на палатке снег тает), высокая солнечная радиация, изоляция от цивилизации. Если в условиях высокогорья Европы или Азии можно вызвать вертолёт к альпинисту, сломавшему ногу, то Антарктида не даёт шанса оказать экстренную помощь. К человеку с открытым переломом спасательная экспедиция прибудет только через сутки. 
Социальная поддержка также полностью отсутствует. 
Психологическое напряжение группы обусловлено постоянной непредсказуемостью. Этот элемент сложнее всего измерить. Даже движение по равнине сопряжено с немалой опасностью. Я имею в виду трещины в снежном покрове. Заледенелые заструги закрывают трещину или разлом, которые могут достигать трёх и более метров в ширину. Поэтому вездеходы всегда движутся парой, в связке, как альпинисты на восхождении. Если один провалится – второй удержит. Перед транспортом обязательно идёт смотрящий. И таких уникальных обстоятельств на шестом континенте немало.
 

    

РАЗДЕЛ КОНТИНЕНТА: «…ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ»

Как достичь психологической устойчивости, сделать пребывание во льдах менее травматичным во всех отношениях – это область изысканий медиков. Юрий Байковский отмечал особую роль врача команды заслуженного мастера спорта Евгения Виноградского, дважды ходившего в Антарктиду. По возвращении в палатку после каждого восхождения Виноградский, несмотря на крайнюю усталость группы, подвергал всех непростой процедуре: обвешивал приборами, снимал показания, анализировал данные, чтобы по прилёте в Москву отдать собранный материал институтской научной группе для дальнейшей работы. 
Главное в таких условиях исследования – так называемый метод экспертных оценок. То есть сами испытуемые и есть инструмент, которым изучаются некие условия. Уникальность полученных данных выливается в диссертации, книги, целый ряд научно-популярных фильмов. Например, Юрий Байковский автор более 150 научных трудов, один из которых называется «Психодинамика как фактор выживаемости группы в условиях природной среды». 
Возникает вопрос: зачем такие затраты на эту природную среду, в которую, по общепринятым представлениям, вахтовым методом забрасываются немногочисленные экспедиции, а из постоянных жителей – одни пингвины? 

   

– Это ошибочное мнение, – утверждает Байковский. – Скажу больше: Южный полюс – место будущих серьёзных международных проблем. Сегодня важным отличием Антарктиды от других материков является полное отсутствие государственных границ и постоянного населения. Было провозглашено, что шестой континент – зона мира и сотрудничества. В его пределах запрещаются любые военные приготовления. Там разрешена лишь научная деятельность, не предусматривающая никакого использования территории или ресурсов Антарктиды в хозяйственных или военных целях. Ни одна из стран не может объявить её своей землей. Юридически это закреплено международным договором, который был подписан 1 декабря 1959 года. В наши дни договор поддерживают 38 государств. В 1991 году разработка полезных ископаемых в Антарктиде была запрещена на 50 лет. Неспроста: недра белого континента очень богаты. 

 

И птицы кормятся с рук                                                                  Покорена очередная вершина

Международные договоры создают благостную картину… на бумаге. В реальности континент уже понемногу делят. Например, норвежцы неофициально считают высшей точкой своей страны вершину, находящуюся в Антарктиде в районе, который они осваивают. 
Такая маленькая хитрость. 
Рассказывая о том, как секторы влияния различных государств постепенно негласно закрепляются за странами, Байковский приводит интересные факты. 
У американцев есть хорошо освоенные территории. Это побережье со стороны Южной Америки. Там относительно тепло, можно купаться, зона в летний период полностью оттаивает, снега и льда нет. Птичьи базары, пингвины, киты плавают, подводные красивые съёмки – всё, что нам показывают в фильмах. Безлюдной эту зону уже не назовёшь. Американцы построили там город.
И хотя считается, что все люди, работающие на антарктических станциях, – временные мигранты на шестом континенте, однако уже существует прецедент рождения человека в Антарктиде. То есть появляются аборигены, которым эта земля, по другим международным традициям, должна принадлежать. 
Это произошло в 1978 году на аргентинской полярной станции «Эсперанса». Такой рискованный шаг был обусловлен, прежде всего, не научной, а политической целесообразностью. Аргентина многократно заявляла о своих правах на антарктический полуостров, где как раз и расположена эта станция. Появление уроженца Антарктиды в рядах аргентинских полярников, по мнению правительства этой страны, позволяет выдвигать более реальные основания для признания суверенитета государства над ледяными пустынями. 
А что же Россия? 

ЗАТРАТЫ ОКУПЯТСЯ СТОРИЦЕЙ

Когда-то в Антарктиде было четырнадцать советских станций. В настоящее время постоянно действующих осталось семь: «Мирный», «Восток», «Новолазаревская», «Беллинсгаузен», «Молодёжная», «Прогресс» и «Дружная-4».
Проблем с оборудованием много. Степень изношенности станции «Восток», например, достигла критической отметки. Созданная почти в центре антарктического материка в конце 1950-х годов, она за десятилетия ушла глубоко под снег, её амортизация составила 90 процентов. Есть даже такая присказка: хочешь увидеть, как выглядела советская научная станция 70 лет назад, – поезжай в Антарктиду. 
Сейчас ситуация меняется. Деньги на новый зимовочный комплекс даёт частный жертвователь.
Не все богатые люди покупают яхты и футбольные клубы. Достаточно скромных инвесторов-патриотов.
Ещё одна проблема. На старых советских географических картах много названий – фамилий русских учёных-первооткрывателей. В настоящее время они постепенно исчезают. В 90-е годы двадцатого столетия Россия перестала печатать карты, полиграфия отставала. А вот англичане и американцы снабжали ими весь мир. Как сказал Юрий Викторович, на конечной точке наименования всегда стоит издатель. Он может немного подкорректировать названия в удобном ему направлении. Так постепенно вымываются известные фамилии русских исследователей. Вместо них появляются новые, иностранные. Уже ставится под сомнение даже само открытие Антарктиды русскими мореплавателями. 
Такое ползучее замещение… 
И всё же есть надежда на восстановление российского статуса в этой части света. Одна из задач экспедиций последних лет – дать имена горным вершинам, которые покорили наши альпинисты. По альпинистским правилам, имя вершине даёт тот, кто взошёл на неё первым. 

 

Пик Чкалова                                                                                       Установка креста на вершине Бориса и Глеба       

– Мы поднялись в общей сложности на 15 вершин, – говорит Юрий Байковский. – Маршрут высшей категории сложности пролегал на Земле Королевы Мод в массиве Вольтат. Эти названия появились после облета местности экспедицией Третьего рейха. У нашей группы была задача не только взойти на безымянные вершины массива, но и присвоить им российские имена. На одной из них установили православный крест, привезённый из России, и назвали вершиной Святых Бориса и Глеба. Появились также вершины Чкалова на пике Шварце и Южный Олимп (последняя – в честь 2005-го Олимпийского года), Пик Георгия Жукова. Уже существует Пик Донбасса. Процедура утверждения названий сложная, однако заниматься этим нужно, учитывая не только восстановление престижа страны, но и международные тенденции освоения Антарктиды.

 

На снимках: российские альпинисты в Антарктиде.
Фото Юрия Байковского

5
1
Средняя оценка: 2.73077
Проголосовало: 156