Феномен Станиславского

17 января 2023 года – 160 лет со дня рождения

Константин Сергеевич Станиславский – легенда мирового театра, великий русский режиссёр, актёр, педагог, теоретик театрального искусства, основатель Художественного театра. 
Он – создатель знаменитой «системы», носящей его имя, сформулировал законы поведения актёра на сцене. Его «система» направлена на глубокое постижение сценического и актёрского ремесла. По ней как по универсальному учебнику профессионального мастерства учились и продолжают учиться актёры и режиссёры во всем мире. 
О Станиславском написаны книги, статьи, научные исследования, диссертации, сняты фильмы, ему посвящены спектакли. Как же стереть, пользуясь словами Маяковского, «хрестоматийный глянец» с творческого наследия великого режиссёра и его личности: его феномен остаётся загадкой… 

  

***

Станиславский – известный всему миру псевдоним, который отец-основатель Художественного театра Константин Алексеев взял себе в 1885 году в честь талантливого артиста-любителя доктора Маркова, выступавшего под этим же псевдонимом.
…Будущий актёр и режиссёр родился 17 января 1863 года в Москве, в многодетной купеческой семье – всего у него было девять братьев и сестёр. 
Отец Сергей Владимирович Алексеев принадлежал к высшему кругу русских промышленников, специализировался на изготовлении канители – тончайшей золотой и серебряной нити. 
Мать Елизавета Васильевна (урождённая Яковлева) была дочерью знаменитой парижской артистки Мари Варлей.
«Я родился в Москве в 1863 году – на рубеже двух эпох, – вспоминал Станиславский в своей книге “Моя жизнь в искусстве”. – Я ещё помню остатки крепостного права, сальные свечи, карселевые лампы, тарантасы, дормезы, эстафеты, кремнёвые ружья, маленькие пушки наподобие игрушечных. 
На моих глазах возникали в России железные дороги с курьерскими поездами, пароходы, создавались электрические прожекторы, автомобили, аэропланы, дредноуты, подводные лодки, телефоны – проволочные, беспроволочные, радиотелеграфы, двенадцатидюймовые орудия».

 

***

В семье Алексеевых не жалели денег на образование. Помимо обычных предметов, купеческие дети изучали иностранные языки, учились танцам и фехтованию. 
С детства Константин увлекался театром. В московском доме Алексеевых на Красных воротах для представлений перестроили зал.
Летом отдыхали в Любимовке, на берегу Клязьмы. Устраивались праздники с фейерверками и любительские спектакли в специально построенном домашнем театре, так называемом Алексеевском кружке (1877–1888). Инициатором театральных затей был Константин Алексеев. 
Старший брат Станиславского Володя стал театральным режиссёром и либреттистом, а младшая сестра Зинаида – актрисой.
…Образование Константин Сергеевич получил в Лазаревском институте восточных языков, по окончании которого сразу же был введён в семейный бизнес. 
Почти десять лет он работал на фабрике отца, стал одним из её директоров. Для изучения усовершенствованных машин не раз отправлялся родителем во Францию. 
По утверждениям некоторых биографов Станиславского-Алексеева, Константин успешно совмещал работу на фабрике со своей театральной деятельностью, но никогда не считал семейное дело главным в своей жизни. 
Он буквально бредил театром. Вечерами Константин Сергеевич играл в Алексеевском театральном кружке, усиленно занимался пластикой и вокалом с лучшими педагогами, учился на примерах актёров Малого театра. Среди его кумиров были Ленский, Музиль, Федотова, Ермолова. 

 

***

В 1885 году Константина Алексеева избирают членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нём консерватории. 
Вместе с певцом и педагогом Ф.П. Комиссаржевским и художником Ф.Л. Соллогубом Константин Сергеевич разрабатывает проект Московского Общества Искусства и Литературы (МОИиЛ), вложив в него личные финансовые средства. 
Первый спектакль основанного Станиславским МОИиЛ состоялся 8 (20) декабря 1888 года. За десять лет работы на сцене Общества Алексеев-Станиславский стал известным актёром. 
Его исполнение ряда ролей сравнивалось с лучшими работами профессионалов императорской сцены, часто в пользу актёра-любителя: Анания Яковлева в «Горькой судьбине» (1888), Паратова в «Бесприданнице» Островского (1890); Звездинцева в «Плодах просвещения» Льва Толстого (1891). 
На сцене МОИиЛ состоялся и первый режиссёрский опыт Станиславского – «Горящие письма» Гнедича (1889).
…Экспериментируя со сценическим пространством и декорациями, Станиславский искал новые режиссёрские приёмы и театральные формы: 
«Мы протестовали и против старой манеры игры, и против театральности, и против ложного пафоса, декламации, и против актёрского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров».

 

***

Рядом с актёром Станиславским на сцене блистала Мария Петровна Перевощикова, взявшая сценический псевдоним Лилина. 
Внучка московского профессора, дочь почтенного нотариуса, окончившая Екатерининский институт благородных девиц с большой золотой медалью, тоже решила посвятить себя театру, вопреки воле родителей. 5 (17) июля 1889 года Станиславский обвенчался с ней в Любимовской церкви.
Маршрут свадебного путешествия молодожёнов был традиционен – Германия, Франция, Вена... 
В марте 1890 года в семье родилась дочь Ксения, но вскоре она заболела пневмонией и 1 мая умерла. В июле следующего года родилась ещё одна дочь, которую назвали Кирой, через несколько лет в семье появился сын Игорь.

 

***

Легендарная встреча режиссёра-любителя Константина Алексеева и литератора и педагога Владимира Немировича-Данченко в московском ресторане «Славянский базар» в 1897 году стала прологом к созданию Художественного театра. 
Станиславский после встречи сохранил визитную карточку Немировича-Данченко с надписью на обратной стороне: 
«Я буду в час в Славянском базаре – не увидимся ли?». 
На конверте с визитной карточкой Станиславский напишет: «Знаменитое первое свидание-сидение с Немировичем-Данченко. Первый момент основания театра».
Именно на этой встрече Станиславский вместе с Владимиром Немировичем-Данченко сформулировал задачи и организационные планы, говорили о состоянии дел русского театра, обсуждая всё подряд – от бытовых трудностей до необходимой как воздух реформы. Беседа длилась 18 часов.
В дальнейшем личные и творческие отношения основателей Художественного театра складывались сложно, что в гротескной форме описано в булгаковском «Театральном романе».

 

***

14 июня 1898 года в подмосковном Пушкино начались репетиции нового Художественного театра – в труппу вошли ученики Немировича-Данченко из филармонического музыкально-драматического училища и актёры-любители Общества искусства и литературы Станиславского. 
…Московский Художественный театр открылся спустя четыре месяца, 14 (26) октября 1898 года, премьерой «Царя Федора Иоанновича» Алексея Толстого в здании театра «Эрмитаж» в Каретном ряду. 
В 1902 году МХТ переехал в собственное здание в Камергерском переулке, подаренное меценатом и большим любителем театра Саввой Морозовым.

   

***

Важной вехой в истории Художественного театра стало творческое сотрудничество с А.П. Чеховым. После неудачной постановки в Александринском театре, во МХТ была поставлена пьеса Чехова «Чайка». 
Эта постановка стала триумфом драматурга и театра, а чеховские пьесы – украшением репертуара и визитной карточкой Художественного театра. Изображение чайки украшает занавес МХАТа. 
Театр прославился также своими постановками Горького, Грибоедова, Метерлинка, Тургенева, Шекспира, Мольера… 
Художественный театр стал местом воплощения идей, определивших искусство сцены XX века и сформировавших другой тип актёров.
В 1919-м Художественный театр стал «академическим» (МХАТ). 

 

***

Шедеврами Станиславского в качестве актёра на мхатовской сцене, по отзывам критики, стали роли Астрова в «Дяде Ване», Вершинина в «Трёх сёстрах», Гаева в «Вишнёвом саде» Чехова, Штокмана в «Докторе Штокмане» Генрика Ибсена, Сатина в пьесе Максима Горького «На дне».
Станиславский играл роли Фамусова в «Горе от ума» (1906) Александра Грибоедова, Ракитина в «Месяце в деревне» (1909) Ивана Тургенева, Крутицкого «На всякого мудреца довольно простоты» (1910) Александра Островского, Аргана в «Мнимом больном» (1913) французского драматурга Жана Батиста Мольера, Кавалера в «Хозяйке гостиницы» итальянского драматурга Карло Гольдони (1914)...

 

***

В 1918 году Станиславского пригласили создать при Большом театре оперную студию, вскоре ставшую самостоятельной и получившую название Оперного театра студии имени К.С. Станиславского. 
Станиславским были поставлены оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского, «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова, «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини.
В 1941 году на базе оперного театра студии имени К.С. Станиславского и музыкальной студии Владимира Немировича-Данченко был создан Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

 

***

В 1922 году МХАТ под руководством Станиславского отправляется в длительные зарубежные гастроли по Европе и Америке. 
Популярность Константина Сергеевича как режиссёра и создателя «системы» актёрской игры всё увеличивается. 
Чикаго, Филадельфия, Детройт, Вашингтон... Станиславский играет, репетирует, бывает на приёмах, в клубах, в концертных залах.
По предложению американского издательства Станиславский начинает работу над книгой о театре. Издатели требуют сдать рукопись в срок, и Константину Сергеевичу приходится писать урывками – и в антрактах, и в трамваях, и где-нибудь на бульваре... 
Книга «Моя жизнь в искусстве» выйдет в 1924 году в Бостоне. На русском языке книга выйдет только в 1926 году. Ее переведут на многие языки, в том числе на английский, потому что именно новую, московскую редакцию Станиславский считал основной.

 

***

После тяжёлого сердечного приступа, случившегося в юбилейный вечер МХАТ в 1928 году, врачи запретили Станиславскому выходить на сцену. 
Константин Сергеевич вернулся к работе только в 1929 году, но теперь его деятельность сосредоточилась на теоретических изысканиях, педагогических пробах «системы» и занятиях в своей Оперной студии.
Среди постановок Художественного театра 1930-х годов, в которых Станиславский принимал участие, – «Страх» Александра Афиногенова (1931), «Мёртвые души» по Николаю Гоголю (1932), «Таланты и поклонники» Александра Островского (1933), «Мольер» Михаила Булгакова (1936) и другие.

 

***

В начале 1930-х годов Станиславский, используя свой авторитет и поддержку вернувшегося в СССР Горького, обратился в правительство, чтобы добиться особого положения для Художественного театра. Ему пошли навстречу. 
В январе 1932 года театр получил название МХАТ СССР, что уравнивало его с Большим и Малым театрами. 
В сентябре 1932 года театру присвоено имя Горького. 
В 1933 году МХАТ было передано здание бывшего Театра Корша, где образован филиал МХАТ. 
При театре организовали музей (1923) и экспериментальную сценическую лабораторию (1942). 
В 1937 году МХАТ был награждён орденом Ленина, в 1938 году – орденом Трудового Красного Знамени. 
С тех пор театр (до раскола в 1987-м) именовался МХАТ СССР имени Горького.

 

***

В сезон 1932–1933 годов Константин Сергеевич выпускает спектакли «Мёртвые души» по Гоголю и «Таланты и поклонники» А.Н. Островского. Это его последние постановки на сцене МХАТа. 
Репетиции пьесы Островского тяжело больной Станиславский проводит большей частью у себя в кабинете в Леонтьевском переулке, полулёжа на диване. 

***

Однажды Станиславский спросил у одного актёра, с чего начинается полёт птицы. 
«Птица сначала расправляет крылья», – был ответ. 
«Ничего подобного, – возразил Станиславский, – птице для полёта необходимо свободное дыхание: она набирает воздух в грудную клетку, становится гордой и начинает летать». 
Он хотел сделать профессию артиста гордой, хотел поставить актёру свободное дыхание, научить живому, естественному полёту. 
«Органическое действие актёра в предлагаемых автором обстоятельствах пьесы – основа актёрского искусства», – эту профессиональную «теорему» впервые доказал Станиславский.
Станиславский утвердил на русской и мировой сцене принципы режиссёрского театра (единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля; целостность актёрского ансамбля; психологическую обусловленность мизансцен), которые теперь известны как «система Станиславского». 
Он постоянно добивался создания поэтической атмосферы спектакля, точной передачи «настроения» каждого, даже самого незначительного, эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актёрского переживания. 
Один из основных принципов «системы» выражается известной формулой: «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве».

***

Его знаменитая «система», которую ученики и последователи Станиславского распространили по всему миру, до сих пор остаётся основой преподавания актёрского мастерства не только у нас в стране, но и за рубежом.
«Если мы возьмём десять имён первого ряда среди деятелей нашей культуры, которые стали мировыми знаменитостями, то, безусловно, одним из первых в их числе будет имя Константина Сергеевича Станиславского, – отмечает сын одного из талантливейших его учеников народного артиста СССР Бориса Ливанова народный артист России Василий Ливанов. – Потому что его представление о задачах искусства, о профессии актёра оказало грандиозное влияние во всём мире. 
И лучшие представители этой профессии в разных странах работают по школе Станиславского – русской национальной школе.
Вот когда в Америку переехал в своё время великий наш актёр Михаил Чехов, он основал там свою актёрскую школу. Но ведь она была фактически вектором школы Станиславского!» 

***

В 1935 году открылась его Оперно-драматическая студия (в 1948 году на базе студии был создан Московский драматический театр имени К.С. Станиславского).
В это время Станиславский болел и уже почти не покидал свою квартиру в Леонтьевском переулке, работая с актёрами на дому. 
…Январь 1938 года... Празднование 75-летия Станиславского было превращено советским правительством в официальное торжество. Бесчисленные приветствия поступают со всех концов страны и из-за границы. 
Леонтьевский переулок, где живёт Константин Сергеевич, переименовывается в улицу Станиславского.
Уже смертельно больному Станиславскому принесли верстку его книги «Работа актёра над собой» для подписи к печати.
7 августа 1938-го он скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

***

Сегодня и сам Станиславский, и Художественный театр его времени стали легендой. 
В одном из писем 20 января 1933 года Станиславский написал:
«Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет. Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашёл. Видел почести, был молод. Состарился. Скоро надо умирать. 
Теперь спросите меня: в чём счастье на земле? В познавании. В искусстве и в работе, в постигновении его. 
Познавая искусство в себе, познаёшь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаёшь душу – талант! Выше этого счастья нет!»
Не в этом ли феномен Станиславского?!..

 

Фото из открытых источников

Художник: В. Гремитских

5
1
Средняя оценка: 3.26316
Проголосовало: 19