Приговор с сургучной печатью

Стоило только постсоветской «культурке» оказаться один на один с вызовом нового времени, как она тут же расписалась в своем полном бессилии и капитулировала.

То, что показывали по федеральным каналам в новогоднюю ночь, смотреть было решительно невозможно. И это говорю я – человек до мозга костей советский, которому как будто и было предназначено это зрелище. Но увы, как сейчас говорят, «не зашло». Да и не могло зайти. Ниже объясню, почему. 
И это будет не высокомерное эстетское «пфуй» по указанному адресу, но нечто куда более существенное. И то, что нельзя просто игнорировать. И не только людям моего поколения. 
Смотреть это больше десяти минут, да и то урывками, было действительно невозможно. Вплоть до физического ощущения чего-то вставшего поперек горла. Но поскольку я был уверен заранее, что ничего другого и не будет, даже этого вполне достаточно для некоторых выводов, в том числе и одного фундаментального. Итак, приступим. 

Вывод первый.

Наша так называемая «культурка», всегда бывшая прослойкой и прокладкой между народом и властью, к настоящему времени достигла в этом смысле абсолютного дна. Даже если понимать её задачи на самом примитивном уровне в стиле «Чего изволите, то и сбацаем!» и «Любой каприз за ваши деньги!». 
И раз вышла такая оказия, что надобно срочно изобразить патриотизм и народность, то они на сто процентов уверены в том, что всё сделают в самом лучшем виде. Даже Малахов из обычного и вечно небритого малохольного повесы в броском «прикиде», вдруг сделался эталоном приличных манер и исполнился (вот он – класс игры!) почти натурального государственного достоинства. 
Антураж, состав присутствующих и всё такое прочее было расписано в мельчайших деталях сообразно текущему политическому моменту. Чай не впервой! Профессионалы, жеж!

Вывод второй.

Понятно, что сообразно тому же моменту был срочно подобран тематический репертуар. Особо заморачиваться не стали. Изволите патриотической ностальгии? Не вопрос! Что может быть в этом смысле лучше произведений советской эстрады? Нате вам, пожалуйста! Кушайте полной ложкой. Даже костюмчики и вид на море подберем такие, чтобы полное дежа вю! 
Но вот какая хреновина получилась. Они ведь – эти песни и эти костюмчики – хороши тем и милы для той аудитории, которая застала при своей жизни первородный оригинал. Например, Наталью Селезневу в незабываемом фильме «Иван Васильевич меняет профессию» с её записанной чужим голосом «Звенит январская вьюга». 

   

Но повторяю: для того, чтобы проникнуться атмосферой того времени и воспринимать через его призму нынешние «ремейки», надо было тогда жить. НО ВЕДЬ ТО, В ПОЛНОМ СМЫСЛЕ СОВЕТСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ, НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ИСЧЕРПАНО ПРАКТИЧЕСКИ НА ТРИ ЧЕТВЕРТИ! Так для кого же тогда поют и играют нынешние подражатели? Для тех, кого уже нет? 

Ведь новым поколениям, которые всего этого не застали, бессмысленно объяснять, почему это так дорого и незабываемо. Это надо было просто прожить. А они не жили тогда. И для них, нынешних советское кино или та же эстрада тех времен – тень неведомых и давно ушедших веков. По отношению к этим новым людям, нынешнее новогоднее «творчество» просто выстрел в никуда и гарантированно мимо цели. Им, этим новым поколениям, требуется от деятелей культуры созвучие ощущениям собственной жизни. То есть то, что откликнется в их мыслях и чувствах личными, яркими, живыми ассоциациями. А этого в тужащемся соответствовать текущему моменту телевизоре нет совсем. И быть не может. 

Вывод третий, фундаментальный.

Постсоветская «культурка» за тридцать с лишним лет своего существования оказалась не способна создать ничего такого, что могло бы претендовать на статус сколько-нибудь полноценного духовно-эмоционального сопровождения жизни новых поколений. Что на самом деле является главным и единственным назначением и смыслом существования всякой культуры вообще, от которой требуется соответствовать не давно ушедшим временам и канонам, но своему собственному времени, становясь для него, по возможности, путеводной звездой. 
Ничего такого постсоветская культура создать не смогла. И вот почему. 

Во-первых, природа, увы, всегда отдыхает на детях великих. Это закон жизни. И в этом смысле попытки передать по наследству лавры и имена подлинных творцов нашей культурной легенды, закономерно увенчались полным провалом. Самый наглядный пример – то, что случилось с нашим некогда действительно мирового уровня кинематографом. За тридцать лет беспомощных барахтаний в неведомой им профессии и такой же малознакомой жизни, дети великих с громкими именами насобачились только переснимать и перекрашивать киношедевры прошлых времен. То есть заниматься тем, чем занимаются дети детсадовского возраста на уроках рисования с книжками- раскрасками. Но и это еще полбеды! 

Во-вторых, в соответствии с «новыми руководящими указания партии и правительства», роль которых узурпировал «вашингтонский обком», эти деятели культуры, если в чём и преуспели, то лишь в моральном разложении собственного народа десятками лет «впаривая» ему кромешную мешанину из бандитов, ментов, банкиров и рублевских жен.
В эстрадно-песенной сфере произошла такая же эволюция наоборот. Новый «контент» стал «продвигать» ценности самого низкопробного, практически животного уровня. И внешняя атрибутика этих «произведений искусства» не случайно свелась к самому примитивному набору звуков и телодвижений. То есть и здесь это была программа оболванивания «пипла» в ноль. 

В-третьих, времена опять изменились! Причем, изменились радикально и, похоже, необратимо. И в этот момент внезапно для наших «культуртрегеров» выяснилось, что весь этот понос, который они исправно производили три десятка лет подряд и вываливали на наши головы, совершенно не в тему. И они сами оказались совершенно не готовы к выполнению того нового «социального заказа», который должна, по своей природе, выполнять любая культурная «прослойка». 
А всё, что они нашли, когда покопались в пыльных чуланах своей давно прошедшей молодости, свелось к бесповоротно выпавшей из массового обращения советской патриотической классике. Вот они и стали её беспощадно и бессмысленно наяривать и гальванизировать в шитых белыми нитками своей искусственностью, якобы патриотических «голубых огоньках». Которые изначально адресованы, как это ни печально, в основном загробному миру. 
И это еще в лучшем случае! Потому что в худшем, для еще оставшихся в живых советских людей, это зрелище просто омерзительное. Как всегда бывает, когда ничего не понимающие манекены пытаются изображать людей неведомых им эпох и душевных состояний. 

То есть это стопроцентный выстрел в никуда. И, по сути дела, окончательный приговор всей нынешней постсоветской «культурке», оказавшейся фатально неспособной и, главное, в принципе не желающей поспевать за течением времен и сменой поколений. И сегодня, когда от неё потребовались новые смыслы и ценности, она ничего не смогла предъявить кроме своих загородных дворцов, гламурных бунгало на лазурных берегах и нарядов «от кутюр». В итоге перед нами космическая пустота, предельно разряженный вакуум, который в принципе невозможно заполнить точно таким же вакуумом. По сути, нынешняя культурная сфера и её обслуживающий персонал, за крайне редкими исключениями, сами себе выписали смертный творческий приговор. И нынешние беспомощные новогодние «раскраски» давно ушедших времен стали на этом приговоре своего рода сургучной печатью судьбы.

 

Художник: В. Губарев.

5
1
Средняя оценка: 3.205
Проголосовало: 200