Рецензия на рецензию
Рецензия на рецензию
Писать рецензию на рецензию, кажется, верхом глупости. Какой смысл? Когда рецензия сама по себе пишется на что-либо. Однако именно рецензионная статья Светланы Замлеловой «На самом деле есть два Санкт-Петербурга…» на книгу Петра Власова и Ольги Власовой «Приключения эрмитажных котов. Рыцарь. Кот и балерина…» заставила меня взяться за перо, точнее, сесть за компьютер.
Но перед тем, как перейти непосредственно к тому, что меня поразило у Замлеловой, несколько слов о самой книге, хотя, в принципе, о ней уже все сказано. Просто порой создается впечатление, что сказочный жанр недооценен в современной литературе.
Говорить о том, что современной литературы нет сегодня совсем (как класса), безусловно, неправильно. Есть Алексей Иванов с его романом «Географ глобус пропил», есть спорный, но, тем не менее, существующий Виктор Пелевин со своим взглядом на жизнь («...все, что делает человек настолько мерзко, что по большому счету совершенно без разницы на чьей стороне ты находишься в Чапаев и пустота»), есть та же Светлана Замлелова. Только это художественная литература, правда, у Замлеловой есть и сказки.
И все же объективно сказки – редкость. Поэтому Петр Власов и Ольга Власова нарушают эту печальную традицию. А ведь еще Пушкин писал: «... сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И, к слову сказать, в сказках Пушкина скрыты сакральные тайны Мироздания, о чем мы даже не догадываемся. Правда, объективности ради, правильнее сказать не все, или многие из нас не догадываются. Поскольку Светлана Замлелова именно о сакральных вещах и ведет разговор в своей рецензии, что особенно поражает.
При этом пишет она об этом не научным, не богословским, а по-настоящему литературным, стилистически грамотным, выверенным до точки с запятой, языком. Что еще больше удивляет – о таких вещах трудно очень писать, тем более, так.
Для примера небольшая выдержка из рецензионной статьи, о которой идет речь:
«...Все, кто хоть что-нибудь слышал о Библии, знают, что Бог создал человека по Своему образу и подобию. В Книге Бытия именно так и сказано: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле” (Быт 1, 27).
Но каков этот образ и в чём заключается подобие – об этом в Библии напрямую не говорится.
И всё же вряд ли речь идёт о носах или ушах. Очевидно, что дело совсем в другом. Отцами Церкви и толкователями Священного Писания немало сказано об этом акте творения. Так, преподобный Авва Дорофей считал, что “по образу, поелику Бог сотворил душу бессмертною и самовластною, а по подобию – относится к добродетели”. О том же говорит и Преподобный Иоанн Дамаскин: “по образу, указывает на способность ума и самовластности; тогда как выражение: по подобию, означает уподобление Богу в добродетели, насколько это возможно для человека”. Святитель же Игнатий (Брянчанинов) утверждал, что “человек был отпечатком Божества не только по существу своему, но и по нравственным качествам – по премудрости, по благости, по святой чистоте, по постоянству в добре”».
Не знаю, как вы, а лично я нигде не встречал, чтобы разговор о ХРИСТИАНСТВЕ шел с точки зрения МАТЕРИИ (ВЫСШЕЙ, БОЖЕСТВЕННОЙ ее ФОРМЫ), да еще в увязке с современной наукой.
Нечто подобное я видел лишь у Анни Безант (Загадки жизни на Земле) – главы теософского общества до революции.
Думается, объяснять, как это важно для человека и нашего Мира, нет смысла. Это и так понятно. Такой разговор, такая мысль обращает нашу Веру в любой конфессии из слепой в осмысленное действо.
А тогда, быть может, мы будем не просто ходить в Церковь, Храм, Мечеть, Синагогу, но задумаемся о том, что …Отец, Сын и Святой Дух, о которых, по сути, идет речь в любой традиционной (за исключением, разве что восточных) религии, не люди, а ВЫСШЕЕ НАЧАЛО, которое смотрит на нас, грешных, видит нас, видит, как мы живем на Земле, что делаем в жизни и за что будем отвечать после смерти.
Это же, в свою очередь, заставит людей задуматься о своих земных делах, поступках, грехах, поскольку нас окружает УМНАЯ, МАСЛЯЩАЯ, ЖИВАЯ – ВЫСШАЯ МАТЕРИЯ.
Обо всем вышесказанном и ведет речь Светлана Замлелова в своей рецензии.
Художник: Роберт Миф.