Сладкая каторга Анатолия Домбровского

...Так выдающийся крымский писатель-философ, Почётный крымчанин называл писательство. Испытывая восторг от процесса передачи своих мыслей человечеству после неимоверных усилий и полной самоотдачи, без которых невозможно создать художественное полотно, достойное называться произведением литературы. А каждое его произведение – итог кропотливых исследований, философского осмысления бытия.

Ежегодно вот уже шестнадцать лет, в декабрьский день рождения Мастера в Симферополе проводятся Домбровские чтения «Писатель и гражданин». В этом году отметить 88-летие Мастера собрались коллеги Анатолия Ивановича, учёные-философы, педагоги, студенты и старшеклассники. Среди них были и имевшие счастье общаться с выдающимся человеком, и те, кому не довелось быть с ним знакомым, но для кого книги земляка стали настольными, а его личность – примером высокого служения людям, профессии, обществу. 
Среди ярких личностей современности Анатолий Домбровский занял достойное место не только в крымской плеяде литераторов,
культурологов, общественных деятелей, но и в российской, даже в те времена, когда Крым пытались оторвать от исконных его корней. Он стал поистине явлением, многогранным и исключительным. 
Представитель поколения 30-х годов вышел из народа, потомственных крестьян. Родился и вырос в маленькой деревеньке Караит в северном Крыму, позже переименованной в Коммунарное. Активный участник школьной самодеятельности, он с десяти лет удивлял одноклассников и односельчан весёлыми частушками, написанными по разным поводам. Шла война, отец был на передовой, и сын отправил ему на фронт стихотворение о героическом труде 
в тылу взрослых, и о том, как все, от мала до велика, желают фронтовикам поскорее разгромить супостата Гитлера. Это был авторский дебют будущего писателя: отец написал, что политрук прочитал стихотворение перед строем бойцов накануне атаки. 
Он много читал в детстве и так же много писал. Став уже известным литератором, признавался: «Были даже несколько поэм и роман в стихах, написанные на чердаке родительского дома. Всё больше – о любви. Возраст был такой. Извёл кучу бумаги. Показывать стыдился даже родителям, и они о моей писанине долго ничего не знали».
Учёба давалась ему легко, школу, в которую ходил каждый день за семь километров от родного села, окончил с Золотой медалью. Без экзаменов был принят на философский факультет Ленинградского университета. «Отправился за знаниями, которые ответили бы на вопрос: в чём же главная мудрость жизни? – объяснил Анатолий Иванович тогдашнее решение. – Мне хотелось свои представления, размышления привести в систему. Конечно, через опыт, который человечество приобретало веками».

Писать в студенчестве было некогда: получал фундаментальное образование, изучая не только философию, но и историю, астрономию, психологию, этику. После окончания университета школу жизни прошёл в Средней Азии серьёзную: преподавал, занимался комсомольской работой, а потом пришёл в журналистику, которая помогла, по его словам, овладеть стилистическими изысками, разными жанрами, искусством общения и широким взглядом на мир. Работал ответственным секретарём в газете «Казахстанская правда».
В те годы была написана и вышла в московском издательстве «Молодая гвардия» повесть «Птицы ничего не расскажут». В Алма-атинском издательстве «Кайнар» («Колос») издали повесть для детей «Зарянка» – о том, как живут ребятишки, переехавшие с родителями на целину. 
Написанная сразу же после возвращения в родные края романтически-трагическая повесть о годах оккупации Крыма и первой юношеской любви «Голубая тень белого камня» получила не только признание читателей, но и всесоюзную литературную премию за лучшую книгу для детей и юношества. Известный советский писатель, редактор журнала «Дружба народов» Сергей Смирнов назвал её совершенной, «вырезанной из слоновой кости», и дал автору рекомендацию в Союз писателей СССР. Повесть была переведена на английский язык и вышла в московском издательстве «Прогресс» в 1979 году.
В московских издательствах увидели свет его рассказы для детей «Кто рядом чувствует плечо», историческая повесть «Красная каска» – о партизанском отряде Ивана Петриченко в Мамайских каменоломнях под Евпаторией в годы Гражданской войны. В симферопольском и киевском издательствах – напоённые ароматом степей и морским бризом повести «Мальчишки из Василькова», «Остров старой цапли» и «Сладкая земля». 
Из-под пера уверенно вошедшего в детскую литературу писателя вышла трилогия о людях крымской деревни «Вернись и вспомни», «Птичьи ветры», «Философы», в героях которой его односельчане узнавали себя. 
Почувствовав, что созрел для более серьёзных тем, которые давно вынашивал, Домбровский написал книгу «Рассказы о философах», названную им недетской, но для детей, которых хотел увлечь философией и познакомить с античными мыслителями. Она вышла в «Молодой гвардии» где он стал постоянным и любимым автором. Здесь ждали каждую новую книгу плодовитого крымчанина. И они появлялись одна за другой: «Тритогения Демокрита», «Великий Стагирит» – об Аристотеле, «Сад Эпикура». Написанные писателем, жизненным и творческим кредо которого стали слова Декарта: «Мыслю, следовательно, существую», они обрели сотни читателей.
Но стремление к высокому не удаляло его от земли. Его «Переправа» рассказала о новом явлении в жизни села тех лет – заботе не только о материальном благополучии, но и о душе, об интеллектуальном развитии, о привнесении эстетики в повседневность. В «Оправдании» он вывел образ писателя-философа, стремящегося вырваться из суетных страстей, лжи и лицемерия, проникавших в жизнь.

Провидец, он был обеспокоен происходящим в стране. Мрачные предчувствия отразил в романах-предупреждениях «Чёрная башня» и «Падение к подножию пирамид» – философских притчах о трагических заблуждениях эпохи, которая, по его словам, «убивая кажущееся зло, убивает добро». Это не тяжёлое чтение, а увлекательное: события развиваются по законам приключенческого жанра, мистического детектива о трагедийных реалиях жизни.
Роман «Все радости и печали» – предупреждение современному обществу, которое, если не изменится, оставит после себя уродливое поколение, печальное будущее которого – неоплатный грех допустивших забвение вечных истин, ведущих к гармонии и счастью. Продолжение этой темы – романы «Смерч» и «Безумие».
Но Домбровский никогда не отходил от любви всей жизни – древних философов. Великолепно изданная в 1997 году книга «Чаша цикуты», объединившая романы о Сократе «Чёрный плащ для Перикла» и «Жрец Агоры» открыла издательскую серию «Армады» «Великие мыслители в романах». Следом вышел роман «Платон сын Аполлона». Дважды побывав в Микенах, написал приключенческую повесть «Гнев гробницы Атрея».
Он навсегда остался верен древней Элладе. За любовь к ней друзья называли его «древним греком». Человек тактичный и неамбициозный, он отводил себе скромное место: «Я всего лишь Харон, который перевозит души великих греков в третье тысячелетие, там они и будут жить в моих книгах».
Когда во время дружеского застолья в Греции писатель произнёс короткую речь о Демокрите, прозвучавшую притчей о беззаветном служении науке, греки аплодировали ему стоя, заметив, что крымчанин знает о их древних соотечественниках больше, чем их соплеменники. 
Успех и ценность книг Анатолия Домбровского о древних мудрецах в том, что писатель выстроил для себя и для читателей философскую систему не только как учёный философ и историк, но и как тонкий психолог, не реконструировавший, а ожививший личности мыслителей прошлого в их поступках и образе жизни.

Даже беглый взгляд на творчество писателя говорит о глубине и широте его подхода к жизни и профессии.
Но он не был человеком, проводящим жизнь за письменным столом. Многое успевал. Вёл большую общественную работу: председательствовал в Крымском отделении Фонда мира, республиканском отделении Совета мира. Много лет был членом коллегии Министерства культуры республики, членом правления Союза писателей Украины, депутатом пяти созывов Симферопольского городского Совета. Его деятельность ценили и окружающие, и власти. Кавалер ордена «Знак Почета», заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым, лауреат премий Всесоюзного конкурса детской книги им. Н. Бирюкова, им. Л. Толстого, им. А. Платонова, трижды лауреат Премии АРК – это далеко не все свидетельства признания нашего выдающегося современника. 
Тяжело переживая происходящее в республике после распада страны, сетовал: «Русские перестают быть тем этносом, из которого вышли. Их заставляют войти в другую культуру, другой этнос. Мы становимся необразованными в отношении всего русского людьми, оторванными от своей культуры». Чтобы противостоять обстоятельствам и объединить людей, которых усиленно разделяли, Домбровский создал Союз русских, украинских и белорусских писателей и его рупор – журнал «Брега Тавриды». А печатались в этом журнале не только представители славянских народов, но и караимы, крымские татары, немцы, греки, евреи, все талантливые люди разных национальностей. На страницах журнала оттачивали мастерство несколько поколений авторов, среди которых прозаики Станислав Славич, Елена Криштоф, Наум Славин, поэты Николай Тарасенко, Валерий Субботенко, Борис Серман, поэт и публицист Геннадий Шалюгин, философы Александр Потапенков, Феликс Лазорев. Все они признавались, что состоялись в профессии и становлении личности именно благодаря Анатолию Домбровскому. 
Он бережно и умело растил молодую поросль. Договорился о льготном поступлении талантливых крымчан в Московский литературный институт. Потому что его не просто знали в столице России, а уважали и ценили. 
Писатель дарил свои книги библиотекам, выступал перед юными и взрослыми читателями в городах и сёлах, где его ждали и принимали не как гостя, а как друга.
Произведения Анатолия Домбровского подкупают живыми характерами, проявляющими себя в русле реалий времени. И, конечно, увлекательностью сюжетов, диалогов. Он умел точно выдерживать равновесие между фактами и вымыслом, опираясь на логику истории и логику характеров.
Познавая мир, он дарил познание другим. Особая ценность его книг – в органичном сплаве философских раздумий, глубокого знания культуры, истории, мифологии и художественных достоинств. Крымский писатель-философ был подлинным кудесником слова, понимающим силу его влияния. И завораживал читателей магией слова и неповторимостью стиля. Но первоосновой всегда была глубокая мысль. 

«Талант Анатолия Ивановича Домбровского обогатил сокровищницу мировой литературы на четыре десятка книг, – отметила в приветствии участникам чтений министр культуры Татьяна Манежина. – Все его произведения одухотворены любовью к жизни, к людям, глубоким проникновением в суть человеческого духа. Это писатель и личность поистине национального масштаба. Мы гордимся тем, что его книги переведены на многие языки мира и постоянно переиздаются в разных странах. Тем, что наш земляк вошёл в когорту писателей-мудрецов последнего десятилетия XX века».
У каждой декабрьской встречи – своя тема, продиктованная многогранным творчеством писателя. На этот раз в центре внимания был роман «Красная Таврида», вышедший тридцать пять лет назад и переизданный в 2019 году на двух языках – русском и французском. Перевод сделал доктор международного права, дипломант Венской дипломатической академии и Парижского института международных отношений, лауреат Премии АРК Жан-Клод Фрич.
– Прочитав этот роман, я счёл необходимым перевести его для франкоязычного читателя, не имеющего представления о крымской истории, – отметил Жан-Клод. – Роман Анатолия Домбровского превосходно воспроизводит дух времени, трагические события начала прошлого века. Думаю, не только я как переводчик, но и читатели получают удовольствие от прекрасного стиля автора. И понимают, почему Крымский полуостров, переживший немало тяжёлых испытаний, на зависть недругов был и остаётся истинной жемчужиной природы и культуры, перекрёстком цивилизаций разных времён и народов.

 Участники чтений Валерий Мухин и Юрий Петров

«Сладкой каторгой» Анатолий Домбровский насладился сполна, 
но, увы, недолго. Но такая жизнь не проходит бесследно. Сошедший двадцать лет назад с земного круга, как и при жизни, он помогает нам искать и находить истину своими бессмертными произведениями. 

 

Художник: В. Бернадский.

5
1
Средняя оценка: 2.94444
Проголосовало: 36