«Очевидное – невероятное»: элитная передача для широкого круга советских телезрителей
«Очевидное – невероятное»: элитная передача для широкого круга советских телезрителей
Ровно 50 лет назад, 24 февраля 1973 года, вышел в эфир первый выпуск программы, на долгие десятилетия ставшей флагманом научно-популярных передач советского телевидения.
Отцами передачи стали двое коллег, учёных-физиков – Сергей Капица и Лев Николаев. На примере лишь этих двух незаурядных людей можно с треском разнести популярный в антисоветско-либеральных кругах тезис о советском образовании как о некой сплошной «образованщине». То есть, чем-то постыдно-позорном, ограниченным лишь набором узкопрофессиональных знаний при отсутствии общей эрудиции.
Конечно же, такие обвинения не более чем миф. Как однажды заметила в телеинтервью одна незаурядная женщина, выпускница биофака МГУ, избравшая путь служения Церкви: «Уже на первой лекции нам сказали – главное в университете не конкретные знания, хотя их вам здесь тоже дадут. Главное, чтобы вы научились правильно искать пути решения любой возникшей проблемы…»
Может быть, и благодаря такому подходу в советское время к подготовке и защите кандидатской (да и докторской тоже) диссертации допускались соискатели, могущие и не иметь профильного диплома по этой отрасли знания. Надо было просто доказать свою способность к овладению знаниями, получив диплом любого ВУЗа, конечно, потом и сдав профильный экзамен по специальности аспирантуры.
В значительной мере вышеописанный универсализм продемонстрировали всей своей жизнью и два основателя «Очевидного – невероятного». Лев Николаев, например, после защиты кандидатской по физике серьёзно занялся режиссурой, сняв, начиная с середины 60-х, немало талантливых научно-популярных фильмов, преимущественно в качестве «профильного кинозала», для которых изначально и задумывалась новая программа.
Сергей Капица, сын знаменитого советского физика, лауреата Нобелевской премии, тоже обладал талантом не только физика (кстати, высшее образование он получил в не совсем профильном в области теоретической науки Московском авиационном институте), но и лектора, журналиста, ведущего, популяризатора научных знаний.
А потому вскоре после первоначальной обкатки новой телепрограммы, её формат несколько видоизменился – к интересным тематическим документальным фильмам добавились живые беседы с видными специалистами в той или иной научной области.
При этом огромная общенаучная эрудиция, те самые навыки уметь решать любую проблему помогали Сергею Петровичу вести квалифицированную и интересную беседу не только с физиками и другими представителями точных наук, но и с биологами, психологами, археологами, даже врачами.
Соответственно, и набор основных тем «Очевидного – невероятного» был широчайшим. Земные недра и космическое пространство, земная ширь и океаны, экология, тайны мозга, загадки иммунитета, секреты исчезнувших цивилизаций и многое другое. И всегда зрители получали не только очень доходчивую, яркую информацию из подготовленного к очередному выпуску научно-популярного фильма, но и живые размышления приглашённых экспертов, настоящих корифеев в данной области, при этом излагаемые максимально доступным для понимания самой широкой аудитории языком.
Можно заметить, что для повышения интереса к своему детищу авторы не чурались ради этого и чисто телевизионных приёмов. Например, в программе, посвящённой поискам контактов с внеземными цивилизациями, состоялась премьера научно-популярного мультфильма, снятого в 1981 году по мотивам произведений братьев Стругацких под названием «Космические пришельцы».
Однако в первом выпуске по данной теме была показана лишь первая часть действительно увлекательного даже по нынешним меркам мультика, завершающаяся на самом драматическом моменте, когда группу учёных-землян инопланетный корабль похищает с планеты. В финале всё закончилось хорошо, но относительно времени его показа ведущий уклончиво заметил: «В одном из следующих выпусков». Что явно увеличило аудиторию уже только за счёт тех зрителей, что жаждали узнать, чем эта драма всё-таки закончилась?
Конечно, передача «Очевидное – невероятное» появилась не в каком-то вакууме. Кроме всеобщего среднего образования и очень доступного высшего, для популяризации среди советских людей научных знаний уже многие десятилетия применялись и другие подходы.
Например, выходили немалыми тиражами научно-популярные журналы «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Техника – молодёжи», многие другие подобные издания. Успешно работало общество «Знание», отделения которого были практически в каждом областном центре. Научно-популярные фильмы показывались не только по телевидению, но и в кинотеатрах, перед показом основной ленты.
Но задумка с «Очевидным – невероятным» была оригинальна и в определённой степени уникальна. Шла передача обычно в субботу, начиналась в 15 часов, когда многие первый после трудовой недели выходной проводили как раз перед телевизором.
Длительность и частота программы тоже была ненавязчивой – по часу каждые две недели, что не утомляло, а скорее, наоборот, способствовало азартному ожиданию следующего выпуска. Да и сам формат передачи не просто знакомил с самыми важными новостями науки, но и делал зрителей как бы соучастниками беседы с уважаемыми и умными людьми, крупными учёными.
После развала СССР для «Очевидного – невероятного» наступил не самый лучший период. Программа была вынуждена уйти с «первой кнопки» сначала на Российское телевидение, потом на ТРК «АСТ-Прометей», на рубеже нулевых – на ТВЦ, потом возвратилась на РТР, снова была перемещена на РТР-культуру.
Последний её выпуск был в эфире летом 2012 года. После смерти бессменного ведущего Сергея Петровича Капицы (14 августа 2012 г.) передача больше не возобновлялась.
Видимо, причин тут много. В первую очередь – это рыночный подход к телевидению, на основе принципа «спрос рождает предложение». В отличие от подхода советского, когда наше телевидение, не исключая, конечно, и потакания зрительским вкусам, в первую очередь старалось эти самые вкусы формировать с учётом действительно высоких стандартов.
Понятно, что спрос телезрителей, из которых с начала 90-х начали усиленно формировать «идеальных потребителей», был не слишком настроен воспринимать без иронии элитную передачу о науке в качестве «товара первой необходимости». Тут ведь даже если бы руководители того или иного канала решили бы повысить уровень эрудиции своей аудитории, поставив в «прайм-тайм» программу Сергея Капицы, так каналы-конкуренты (а их ведь десятки) тут же предложили бы зрителям альтернативу в виде чего-то лёгкого и развлекательного.
Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов и значительной конкуренции «Очевидному – невероятному» со стороны других научно-популярных программ ряда российских телеканалов. Они, в основном, более узкой тематики, но тоже достаточно глубокие и интересные для целевой аудитории. Например, циклы передач о российской и зарубежной истории.
Да и тот же Ютуб, другие популярные видеосервисы с каждым годом составляют все большую конкуренцию классическому телевидению. Зачем ждать две недели до выхода в свет очередного авторского продукта, если, войдя в Интернет, можно за считанные часы просмотреть хорошую подборку видеороликов разной продолжительности по нужной теме, пусть даже и снятых первоначально по заказу тех или иных телеканалов?
Так что ныне «Очевидное – невероятное» смотрят преимущественно ценители канала «Ностальгия». Впрочем, на том же Ютубе старых выпусков программы предостаточно. Что, помимо прочего, лишний раз свидетельствует о востребованности этого незаурядного проекта советского телевидения и научно-популярной кинодокументалистики, успешно формировавшего у советских людей именно достойный образовательный уровень, а не жалкую «образованщину» известного образца.