Председательство Швеции в ЕС посвящено... русофобии

С 1 января 2023 г. Швеция сменила Чехию на посту председателя Совета ЕС. Среди приоритетов шведского председательства – оказание всемерной поддержки режиму Зеленского и укрепление обороноспособности НАТО и ЕС.

В переводе с дипломатического языка это означает настрой Стокгольма на продолжение антироссийской политики в Балтийском регионе и на Украине, которая стратегически с ним связана. Не зря же Карл ХІІ в своё время пошёл войной на Россию через Украину.

Географически Украина граничит с Польшей, которая имеет выход к Балтике. На противоположном берегу Балтики – Швеция. Ось Стокгольм – Варшава – это перелицованный геополитический вариант экономического вектора Север – Юг, который должен заменить традиционный для Европы вектор Запад – Восток. Сторонниками разворота европейской экономики и политики с вектора Запад – Восток на новый вектор Север – Юг являются Польша, Чехия, Румыния, Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия. 

Таким образом они нивелируют влияние Германии и Франции как двух ведущих европейских держав, и минимизируют перспективы их сотрудничества с Россией, ибо ось Париж – Берлин – Москва проходит как раз с запада на восток. Зато они повышают значимость энергетической оси Осло – Стокгольм – Копенгаген – Варшава. США намерены заменить российский газ в Европе американским сжиженным газом и природным газом из Норвегии по газопроводу «Балтийская труба», который с участием Дании дотягивается до Польши. 

Ось Север – Юг – это не только про энергетику. Председательство Швеции в Совете ЕС, безусловно, будет окрашено в русофобские тона. В классической шведской геополитике существует два направления – традиционное восточное (поход Карла XII против России – это его проявление) и либеральное западное. Сторонники последнего призывали сосредоточиться не на мыслях о покорении России или Советского Союза, так как это затянет Швецию в политико-идеологическую парадигму прошлых веков, а на интеграции с США и Европой как в экономике, так и в военной сфере. 

Внешняя политика Стокгольма балансирует между этими двумя направлениями. Долгое время Швеция строго придерживалась либерально-западного направления, но сейчас явно перешла к традиционно-восточному, полностью встроившись в фарватер американской политики. Сложно ожидать, что всеобъемлющая интеграция в структуры коллективного Запада могла привести шведов к чему-то другому, кроме вражды с русскими.

Модное ныне слово «геополитика» обязано своим рождением шведскому учёному Рудольфу Челлену (Rudolf Kjellén). Челлен (1864-1922) рассматривал государство как живой организм, способный развиваться, умирать, расширять и сужать свои границы. Идеи Челлена позже извратили нацисты, доведя их до абсурда и провозгласив идею о жизненном пространстве на Востоке. Однако нельзя сказать, чтобы научным убеждениям Челлена была чужда идея пульсирования государственных границ в пространстве и времени. 

Как бы там ни было, сегодня Швеция в лучших геополитических традициях прежних веков участвует в очередном крестовом походе против России. Обоюдное желание Швеции и Финляндии присоединиться к НАТО не случайно, а продиктовано геополитическими соображениями. Финляндия много веков находилась под шведским господством, её территорией шведы отгораживались от России и пока Финляндия была шведской, шведы чувствовали себя в относительной безопасности.

Финны участвовали в шведских войнах против России, так что два вторжения финских войск в Россию в 1918 и 1921 гг., советско-финская война 1939 г. и война с Финляндией как союзницей Гитлера в 1941-1944 гг. – это далеко не все случаи боевого противостояния Финляндии и России. 

Независимая, но дружественная Финляндия тоже устраивает Стокгольм. Но сегодня речь идёт о появлении у северных рубежей России всё той же хорошо нам знакомой из прошлых столетий объединённой шведско-финской силы, пусть даже в виде двух суверенных государств как членов ЕС и НАТО.

Здесь неожиданным союзником Москвы выступила Анкара. Она требует от Хельсинки и Стокгольма запретить у себя деятельность Рабочей партии Курдистана, объявленной в Турции террористической. Финляндия в курдский вопрос никогда особо не вникала, в отличие от Швеции. Теперь Турция, имея право вето как давний член НАТО, не возражает против членства Финляндии, но выступает против членства Швеции.

В связи с этим председательство Стокгольма в Совете ЕС будет направлено на поиск союзников внутри Европы, которые могли бы повлиять на позицию Анкары. Это непростая задача, так как курдский вопрос имеет немаловажное значение в ближневосточной политике США, а Швеция, как говорилось выше, следует строго в фарватере американской политики. Помощь европейских союзников Швеции в её переговорах с Турцией должна помочь шведам, и одновременно не навредить американцам, которым невыгодна полная политическая изоляция курдов. Это будет нелегко.

Обостряя отношения с Россией, Стокгольм добровольно возвращается как минимум в XIX век, во времена последней русско-шведской войны 1808-1809 гг. В шведской и финской историографии эта война называется Финляндской. Финны, как всегда, тогда поддержали шведских русофобов. 

«Все финские поселяне — отличные стрелки, и в каждом доме были ружья и рогатины. Составились сильные пешие и конные толпы, которые под предводительством пасторов, ландманов… и финских офицеров и солдат… нападали на слабые русские отряды, на госпитали, и умерщвляли немилосердно больных и здоровых… Возмущение было в полной силе, и народная война кипела со всеми своими ужасами», – писал литературный критик Фаддей Булгарин. 

Россия пережила шестнадцать войн со Швецией, проиграла только одну – Ливонскую, когда шведы действовали вместе с поляками. Четыре войны закончились без явного победителя. Последняя война 1808-1809 гг. закончилась поражением шведов. Похоже, Стокгольм не усвоил уроки истории.

 

Художник: А. Кившенко.

5
1
Средняя оценка: 2.84173
Проголосовало: 139