Ставка больше, чем риск

Опыт историко-философского обоснования неизменности ментальных основ западной антицивилизации.

Риск эскалации украинского конфликта для Североатлантического альянса несопоставим с опасностью победы России. Об этом заявил на днях генсек НАТО Йенс Столтенберг, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности. «Многие задаются вопросом, не несет ли военная помощь Украине риск эскалации конфликта. Я могу сказать: свободных от риска вариантов нет. Но риск победы Путина гораздо выше».

Риск в толковых словарях объясняется, как характеристика ситуации, имеющей неопределённость исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий. И Столтенберг далеко не первый на Западе, кто был готов пренебречь этой неопределенностью исхода и его негативными последствиями. 

Несколько раньше на шкале исторического времени существовал государственный секретарь США Александр Хейг, который вошел в мировую историю как автор фразы, очень похожей на то, что нынче провозгласил генсек НАТО: «Есть вещи поважнее, чем мир!». 

Для западного менталитета это не просто типично, но и является его критически значимым отличием от всех остальных. 

Взять, например, тот же поход Наполеона Бонапарта в Россию, который был изначально провальным мероприятием в силу колоссальных российских пространств, отсутствия необходимых материальных ресурсов и невозможности содержать в этих условиях массовую армию. 

Наверняка не все наполеоновские генералы были готовы нырнуть в этот омут вслед за своим императором и считали, что этого делать не стоит в целях безопасности самой Франции. Но Наполеон все-таки полез на Восток и получил те самые негативные последствия, которые всегда вытекают из неопределенности исхода. 

Адольф Гитлер оказался в этом смысле ничуть не лучше. Многие историки убеждены в том, что его решение атаковать Советский Союз было стопроцентной авантюрой. И строилось на совершенно неверной оценке соотношения сил. И это не просто догадки, но реальные исторические факты.

Заметки о совещании у Гитлера 5.12.1940, 15.00: 
«16. Россия: … Русские уступают нам в вооружении в той же мере, что и французы. Русские располагают небольшим количеством современных полевых артиллерийских батарей. Все остальное – модернизированная старая материальная часть; наш танк T-III с 50-мм пушкой (весной их будет 1500 шт.), как нам представляется, явно превосходит русский танк. Основная масса русских танков имеет плохую броню.
Русский человек – неполноценен. Армия не имеет настоящих командиров. Смогли ли они за последнее время серьезно внедрить правильные принципы военного руководства в армии, более чем сомнительно. Начатая реорганизация русской армии к весне еще не сделает ее лучше.
Весной мы будем иметь явное превосходство в командном составе, материальной части, войсках. У русских все это будет, несомненно, более низкого качества. Если по такой армии нанести мощный удар, ее разгром неминуем». 
 

Фактом является то, что нацистская Германия вступила в войну с СССР, имея совершенно недостаточные представления об экономических и военных возможностях Советского Союза. Да что там недостаточные, если немцы элементарно узнали, что у русских есть более совершенные и мощные, чем у них, танки только на поле боя: «25 июня 1941 г.: Получены некоторые данные о новом типе русского тяжелого танка: вес – 52 тонны, лобовая броня – 37 см (?), бортовая броня – 8 см. Вооружение: 152-мм пушка и три пулемета. Экипаж – 5 человек. Скорость движения – 30 км/час. Радиус действий – 100 км. …Получены сведения о появлении еще одного нового танка, вооруженного 75-мм пушкой и тремя пулеметами».

Повторяемость и неисправимость западных ошибок в отношении России, фатальная неспособность правителей Запада адекватно оценивать степень риска и свои возможности в противостоянии с ней, что весьма ярким образом неоднократно проявлялось в самых разных исторических ситуациях, дают основания для обобщающего вывода о наличии некой глубинной закономерности, объясняющей системность этих провалов. 
Такая закономерность, на наш взгляд, действительно существует. И в случае с Западом, она проистекает из характерных особенностей его исторической судьбы и той роли, которую он сыграл в мировой истории. 
Если не вдаваться в подробности, то механизм формирования специфического западного менталитета выглядит следующим образом. 
Изначально западной цивилизации не повезло. Ей достался один из самых ресурсно скудных и требующих больших усилий для поддержания жизни континентов планеты – Европа. Мягкий климат далеко не единственное условие для стабильного существования больших масс людей. Необходимы природные богатства – разные и в большом количестве. А с этим в Европе всегда была проблема. Оттого этот континент с самых ранних времен стал местом постоянных войн за кусок добычи между населявшими его скученными племенами и народами. 
В свою очередь, это порождало и закрепляло на генетическом уровне гипертрофированную воинственность европейских народов, немало способствовало развитию промышленности, созданию все новых видов оружия. Не случайно Европа, в течение многих веков, была мировым лидером в производстве самых передовых орудий истребления людей. 
Все это в конечном счете привело к экспансии европейцев во внешний большой мир. А поскольку их самым большим преимуществом была именно превосходящая военная сила, то и экспансия эта приобрела в основном военный, завоевательный, грабительский и колонизаторский характер. Начали еще во времена греческих и римских завоеваний, продолжили крестовыми походами на арабский Восток, а дальше география только расширялась. 
В ходе этой экспансии изначальная европейская цивилизация разрослась до размеров ряда мировых империй, которые не столько воевали между собой, сколько совместно «осваивали» окружающие океаны и территории. 
Вполне естественно, что такой образ жизни, по-своему довольно успешный, наложил глубокий отпечаток на западное элитное и массовое сознание. Его доминирующей чертой стала уверенность в собственном превосходстве, убеждение в отсталости и неполноценности других народов и в своем праве руководить «этим несовершенным миром». Наставлять его на путь истинный. Помните – «бремя белого человека»? 

В психологическом плане такое состояние ментальной сферы Запада не могло не привести в конечном счете к высокомерному пренебрежению по отношению ко всем незападным цивилизациям, которых стали уверенно относить к категории второразрядных и недоразвитых.
А коль скоро это так, психика подсказала и следующий логический шаг – не следует слишком серьезно воспринимать этих чужаков, которые оказались слабее нас, которых мы поработили. Они нам не ровня и не способны нам противостоять. 
Вот эта-то европейская ментальная закваска и является основой основ их пренебрежительного отношения к окружающему миру и вытекающих из такого облегченного отношения хронических ошибок, просчетов и, наконец, поражений Запада. 
И очень похоже на то, что этот психологический механизм настолько глубоко укоренился в западном массовом человеке, что даже его пресловутый рационализм и легендарная расчетливость, оказались не способны выкорчевать из этих ментальных глубин столь фундаментальный дефект. И к сегодняшнему дню Запад в целом и его лидеры, в частности, подошли примерно в том же умственном состоянии, в каком пребывали всегда на протяжении уже многих веков. 
Иначе говоря, и сегодня глубоко укоренившееся отношение к другим, якобы неполноценным народам и цивилизациям, фактически запрещает им трезво оценивать свои шансы и побуждает вновь и вновь становиться на путь явных авантюр, пренебрегая неопределенностью их исхода и его негативными последствиями. 
Уже в наше время события, которые привели к началу Специальной военной операции России, полностью подтвердили этот диагноз. Запад сначала категорически отказался прислушаться к абсолютно законным требованиям РФ о гарантиях её безопасности. Отказался, будучи полностью и, как вскоре выяснилось, ошибочно уверенным в том, что Россия не рискнет перейти к активной самозащите. 
После того, как СВО стала фактом, на Западе все так же самоуверенно взялись предсказывать её неизбежный и скорый провал, неустанно твердили, что у русских со дня на день закончатся ракеты, солдаты и танки. И что вообще Россия рухнет, погребенная под завалами западных санкций. 
Но Запад только в очередной раз доказал полную неадекватность своих оценок окружающего мира и той же России. Ракеты у русских не кончились, солдат стало даже больше, а вот шансы самого Запада выйти из этой войны победителем существенно сократились в течение этого года. 
Но западный человек не может просто взять и вылезти из своей шкуры и стать другим, обретя какой-то иной, более уравновешенный тип менталитета. Так просто не бывает. 
И потому выползают на трибуны очередные Столтенберги, Боррели, Бербоки и Блинкены и вещают такое, как будто за их спиной маячат Наполеон и Гитлер и суфлируют их речи. Которые настолько похожи на их собственные, что, кажется, просто списаны оттуда. И опять Россия у них колосс на глиняных ногах, который обязательно скоро развалится. И опять западная цивилизация носитель всего самого лучшего и гуманного, а русские, как всегда, самые противные потому, что не хотят признавать «светлоликих» своими господами. 
И эта давно и многократно отыгранная пьеса была бы просто скучной, если бы не была такой кровавой. Но, увы, это не театр. И Запад всё тот же, что и был. И времени от Наполеона и Гитлера, по историческим меркам, прошло всего ничего. Во всяком случае, явно недостаточно для того, чтобы Запад стал качественно иным и осознал, что его фирменное неуважение и презрение к другим народам всегда ведет к их фатальной недооценке. А та, в свою очередь, к знамени нашей Победы над куполом очередного рейхстага. Так было, так есть и так будет. 

5
1
Средняя оценка: 3.07463
Проголосовало: 134