Владимир Куликов: художник, мечтавший стать лётчиком

Володя Куликов попал в непростую ситуацию. Он прекрасно рисовал и мог стать отличным художником. При этом, его мечты были связаны с небом и самолётами. Однако Великая Отечественная война изменила жизнь парня. Он ушёл в подполье и примкнул к «Молодой гвардии». 

Володя Куликов родился 14 февраля 1927 года в посёлке Изварино, что на Донбассе. Происходил он из обычной рабочей семьи. Его отец трудился на железной дороге, мать занималась хозяйством. Детство Володи было самое обыкновенное, как у всех мальчишек и девчонок того непростого времени. Родители были постоянно заняты, а дети быстро привыкали к самостоятельности. Рано повзрослел и Володя, которому часто приходилось помогать по хозяйству матери. Для него, как и для всех остальных советских мальчишек и девчонок, это было нормой. 
Осенью 1934 года Володя пошёл в первый класс средней школы №1 имени Горького. Учился хорошо, каждый раз получая в конце учебного года похвальные грамоты. Когда мальчишка немного подрос, у него появилось два серьёзных увлечения, которые, на первый взгляд, конкурировали друг с другом. У Володи «пробудился» талант художника. Сначала он просто перерисовывал какие-нибудь картинки, затем начал пробовать рисовать картины, что называется, «с нуля». И у него получалось. Учитель по рисованию, заметив способности ученика, начал настаивать на том, чтобы Володя старательно развивал талант. И, конечно, записался в кружок по рисованию. 
Талант художника познакомил Володю с Иваном Земнуховым. Тот, увидев рисунки Куликова, предложил ему принять участие в создании школьной стенгазеты. И юный художник не отказал. Так он попал в штат школьной редакции. 
Параллельно Володя увлёкся конструированием и моделированием, стал заниматься в соответствующем кружке. Книги про авиацию стали его настольными. Куликов неплохо разбирался в различных типах самолётов, научился читать и чертить схемы. И мечтал стать лётчиком. В этом его увлечении нет ничего необычно. Дело в том, что в 1930-х годах в Советском Союзе шла массовая пропаганда лётного дела. Героями у мальчишек и девчонок стали бесстрашные пилоты. Например, Чкалов и Водопьянов. Ребята читали о них в газетах, представляя, что вскоре тоже смогут совершать различные подвиги. 
Мечтал о подвигах и Володя. И поэтому сумел соединить воедино два своих увлечения. Он стал рисовать крылатую технику. А его рисунки назывались: «Взлёт самолёта», «Бой планера с орлом», «Силуэты самолётов» и так далее. Кроме этого, Куликов в своём блокноте делал большое количество зарисовок. И не смотря на художественный талант, ближе к окончанию «семилетки» Куликов уже «переболел» муками выбора. Он точно знал, что хочет стать лётчиком. 

В 1941 году Володя окончил седьмой класс. А 22 июня началась Великая Отечественная война. Летом Куликов вместе с одноклассниками на некоторое время уехал в Беловодский район, где занимался уборкой урожая. Но мыслями Володя был далеко от этого места. Он, как и все его сверстники, не мог просто жить, зная, что его Родину терзают нацистские полчища. Так прошёл первый фронтовой год. Враг стремительно продвигался в восточном направлении. 
Летом 1942 года Куликов решил – пришло время. Он попробовал поступить в спецшколу Военно-Воздушных Сил. В заявлении Володя написал: «Прошу принять меня в спецшколу ВВС, так как я окончил 7 классов и желаю учиться в данной школе, чтобы в будущем громить врага, посягнувшего на рубежи нашей Родины, с воздуха». Однако парню, конечно, отказали, ведь на тот момент ему было всего пятнадцать лет. 
А настроение людей, живущих на Донбассе, с каждым днём становилось всё тревожнее. Народ, уже не стесняясь, говорил о скорой оккупации. А когда через Краснодонский район прошли отступающие советские части, всё стало окончательно понятно. Никто не питал ложных иллюзий. Началась постепенная эвакуация местных производств, а также людей. Но мало кто покинул родные места. Люди понимали, что им предстояло пережить, но всё равно оставались. 
В июле 1942 года город Краснодон и весь район оказались под немецким сапогом. Началась новая глава жизни Донбасса. Люди по-разному отреагировали на катастрофу. Одни просто смирились с произошедшим, приняв факт, и продолжили жить дальше. Другие попытались извлечь из этого выгоду, предложив свои услуги оккупационным властям. И те быстро собрали из них полицейские отряды. Но были и такие, кто решил бросить вызов врагу и навязать им сопротивление. В основном, это была Краснодонская молодёжь, вчерашние школьники оказались храбрее многих взрослых. Так в районе появились подпольные партизанские ячейки, которые вскоре объединились в мощный кулак – «Молодую гвардию». 

*** 

Среди противников оккупационной власти был и Володя. Он примкнул к «Молодой гвардии» в сентябре 1942 года по рекомендации своего старого знакомого – Ивана Земнухова. Ваня вспомнил, что Куликов был хорошим художником и потому отрядил его на создание агитационных листовок. Володя взялся за дело. 
По ночам он вместе с другими молодогвардейцами слушал по радио сводки Совинформбюро. А затем составлял тексты и записывал их на агитационные листовки, подкрепляя обязательным рисунком или надписью. Чаще всего Володя рисовал или флаг Советского Союза, или большую красную звезду. Иногда добавлял надписи. Например, «Долой фашизм!»
К работе Куликов подходил серьёзно, основательно. Он понимал, что листовки являются грозной силой, способной влиять на настроения людей. Молодогвардейцам нужно было показать народу, что их положение, конечно, тяжёлое, но не безвыходное. И рано или поздно, Красная армия придёт. Именно агитация являлась главным оружием подпольщиков. На листовках они писали об успехах советских солдат и призывали людей не верить оккупантам. Естественно, немцы с большим раздражением относились к этому. И поэтому обязали патрули, состоящие из предателей, отправлять за решётку всех, кто занимался пропагандой. 
Молодогвардейцы об этом знали, но не боялись. Они распространяли листовки по самым людным местам: центральной площади Краснодона, рынкам – и разбрасывали просто у жилых домов. На «дело» обычно выходили или ночью, или ранним утром, ещё до рассвета. 
Кроме составления и распространения листовок, Володя добывал медикаменты, вооружение и боеприпасы для молодогвардейцев. Радий Юркин, который тоже являлся подпольщиком, вспоминал: «Нас послали на шахту № 22, где находился склад с боеприпасами, за патронами и гранатами. На шахту пришли после обеда. Сняли полицейского, охранявшего склад. Перед вечером, "получив" боеприпасы, направились домой». 
Принял он участие и в спецоперации, посвящённой 25-летней годовщине Великого Октября. В ночь перед знаменательной датой молодогвардейцы повесили красные полотна на некоторые здания в городе. Утром немцы устроили рейд, пытаясь найти партизан, но у них ничего не получилось. Эффект от спецоперации был мощным. Люди воочию убедились, что надежда жива. 

Кроме этого, Володя участвовал и в более серьёзных операциях. Например, взрывал вражеские машины, поджигал скирды хлеба, чтобы они не отправились в Германию. За то, что Куликов всегда был в первых рядах молодогвардейцев, осенью 1942 года его приняли в Ленинский комсомол. На торжественной церемонии присутствовали многие партизаны. А удостоверение Володе вручил Олег Кошевой, секретарь молодёжной организации. 
Однако в январе 1943 года над молодогвардейцами нависла серьёзная опасность. Через Краснодон начали проходить отступающие вражеские части: немецкие и румынские. А жители оккупированных территорий, благодаря листовкам, знали, что под Сталинградом произошёл перелом. Вражеская атака захлебнулась, Красная армия смогла не только устоять, но и начать контрнаступление. И оккупанты решили отомстить. Началась охота на молодогвардейцев. 
Полицейские-предатели, понимая, что им придётся расплачиваться за свои преступления, всю злость выместили на подпольщиков. Володю арестовали одним из первых, уже четвёртого января он оказался за решёткой. Его допрашивали, избивали, пытали, снова допрашивали. Но он молчал, не назвав ни одного партизанского имени. А через несколько дней Куликова казнили, сбросив в шурф шахты №5. 
Краснодон и район были освобождены 14 февраля 1943 года, в день рождения Володи. Советские солдаты узнали о «Молодой гвардии», подняли тела героев и захоронили их в братской могиле на центрально площади города. 
Посмертно Владимир Куликов был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Вместе с наградами родители Володи получили письмо от председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Ивановича Калинина: «Ваш сын Владимир Тихонович Куликов в партизанской борьбе за Советскую Родину погиб смертью храбрых. За доблесть и мужество, проявленные Вашим сыном в борьбе с немецкими захватчиками в тылу врага, он награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. Орден передается Вам для хранения как память о сыне, подвиг которого никогда не забудется нашим народом».

5
1
Средняя оценка: 2.91935
Проголосовало: 124