Пророк «сферы разума» в обстоятельствах времени

160 лет со дня рождения русского геохимика и философа Владимира Ивановича Вернадского

Конечно, на меня сразу ополчатся адепты «самостийной» Украины. «Володимир Іванович Вернадський – это настоящий природный украинец и патриот самостийной!» – скажут они. И в доказательство покажут украинскую купюру в 1000 гривен, где располагается портрет учёного и его фраза о будущем величии Украины. А я отвечу им: величие Украины... уже было, когда Украина была в составе СССР, когда она была развитой в промышленном и научном отношении процветающей республикой, а первым президентом её Академии наук был именно он – Владимир Иванович Вернадский, рождённый 12 марта (по новому стилю) в столице Российской империи городе Санкт-Петербурге, сын действительного статского советника (чин, соответствующий генеральскому) и чиновника по особым поручениям при министерстве внутренних дел Ивана Васильевича Вернадского – верного слуги царя и Отечества Российского. Род его действительно шёл от запорожских казаков, от некоего полковника Верны, литовца по происхождению, который перешёл на сторону Богдана Хмельницкого, служил гетману, воссоединившему Украину с Россией, и был казнён поляками, когда попал к ним в плен. После потомки этого литовца жили в Чернигове, звались Вернацкими, а дед учёного вступил на российскую службу, выслужил себе дворянство и даже исправил свою украинскую фамилию на русский лад – стал зваться Вернадским. Будущий учёный рос в русской среде, закончил классическую гимназию в Санкт-Петербурге и поступил в столичный университет на отделение естественных наук, в дальнейшем став известным учёным в области минералогии. 
Лишь только в детстве он года три прожил в Харькове, но это осталось в его памяти, Украину он полюбил, но никогда не отделял её от России. Только обстоятельства времени – гражданская война в России, голод и лишения той поры – заставили его в 1918 году перебраться в Киев, где ему сразу предложили возглавить только что оформленную Украинскую Академию наук, ставшую впоследствии Академией наук Украинской ССР. Те же обстоятельства гражданской войны привели его в 1920 году во врангелевский Крым, где он, как видный деятель российской партии кадетов (конституционные демократы – яростные противники большевиков), был представлен самому барону Врангелю, который похвалил старого человека за его активную политическую деятельность по борьбе с большевизмом в составе правительства белого Крыма. Когда же удивлённый учёный сказал, что политикой он не занимается, а занимается исключительно только минералогией, то Врангель спохватился, он понял, что спутал Владимира Ивановича Вернадского с его сыном Георгием Владимировичем Вернадским – учёным-историком, активным участником белого движения, возглавившим во врангелевском правительстве отдел печати, он заведовал всей белой пропагандой во врангелевском Крыму. А его отец Владимир Иванович был выбран ректором Таврического университета, то есть мы видим, что уже во второй раз за время жестокой гражданской войны на юге России честный учёный пытался поднять народное образование, и это тогда, когда пули свистели вокруг и было не до университетов... Истинный подвижник науки, он не смог бросить свой университет и не эвакуировался вместе с армией Врангеля в ноябре 1920 года из Крыма, хотя сын его поспешил уехать, бросив отца «на растерзание большевикам», как думали тогда.

Большевики старого учёного не растерзали, хотя и подержали некоторое время в чекистском специзоляторе в Петрограде на Шпалерной улице в июле 1921 года. Тогда, после мартовского кронштадтского мятежа, в Петрограде шли поголовные чистки, а после известного «дела Таганцева» – профессора университета, обвинённого в подготовке мятежа, – стали хватать и учёных, и деятелей культуры. В августе того года был расстрелян великий русский поэт Николай Гумилёв, могли запросто шлёпнуть и всемирно известного геохимика Вернадского, но за него заступились в учёных кругах – пошли обращения к Ленину, к Луначарскому, к Дзержинскому... ЧК по настоянию Ленина освободило учёного, но память об этом скверном событии у него осталась навсегда и отразилась в его воспоминаниях о пребывании в камере предварительного заключения. Это интересно почитать – это обстоятельства времени: 

«В тюрьме попадаю – в темноте – в камеру 245, кажется; ватерклозетный запах, три постели, где спят; приняли дружественно, как будто полуинтеллигенты, называли «папаша», «отец». Один предложил примоститься рядом на скамье и табуретках; решил сидеть до 8 утра (было, должно быть, около 4), когда утром Родин, один из арестованных, обещал освободить койку. Впечатление пытки. Прикорнул, вынув подушку. Тяжелый запах клозета. Окно открыто, но воздуху недостаточно. Это уже настоящее не только моральное, но физическое истязание. К утру начал писать бумагу в ЧК обо всём этом, настаивал на допросе. Между прочим, и раньше на Гороховой всё время разговоры о допросах; там вызвали одного; все ждут дольше недели, сидят без допроса. Разговоры о невероятных следователях, трагикомичные анекдоты, подобные тем, которые раньше шли о цензорах. Но тут уже не губители мысли, но губители и мысли, и жизни».

Но стоило ли уважаемому Владимиру Ивановичу уж так обижаться на большевиков? Он сам и при «царе-батюшке» не чужд был бунтарского духа и приветствовал, к примеру, революционные события 1905 года, что явственно выявляется в записях его дневников того времени:

«17 ноября. Москва. Всюду чувствуется большая реальность осуществить республику. Кто же может быть выставлен как кандидат в президенты от социал-демократов? – Ленин?.."

Но именно Ленин спас учёного (и одного из видных деятелей кадетской партии – заметим) из чекистской тюрьмы в 1921 году, а мало того – вскоре ему было разрешено выехать за границу, в Париж «для чтения лекций в университете в Сорбоне». Конечно, никто в СССР не рассчитывал на его возвращение – это была форма легальной эмиграции. Три года, прожитые Вернадским в Париже, стали для него основополагающими как для философа, он обобщил свои прежние идеи и создал своё самое выдающееся творение – учение о ноосфере, «сфере разума», к чему стремится всё человечество! Заметим, что это учение, далеко заглядывающее в будущее Земли, было создано учёным именно после всего пережитого им в годы революции, гражданской войны и разрухи в России, после мировой войны, после всего того, что записано было им в своих дневниках – не зря я их цитировал! Можно ли было поверить в торжество разума на планете Земля, в подобных обстоятельствах? Ни один человек обычного нашего мирского сознания в это бы не поверил. Но на то и нужен светлый ум истинного учёного и гуманиста, чтобы выйти за рамки обстоятельств и тяжких реалий прискорбной действительности. На это нужно высокое сознание философа, который «свободен и в цепях», как говаривал незабвенный любитель парадоксов Вольтер. Что же предложил русский учёный человечеству для лучшего будущего? Вот основные его тезисы:

«Заселение человеком всей планеты. Резкое преобразование средств связи и обмена между разными странами. Усиление связей, в том числе политических, между государствами Земли. Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере. Расширение границ биосферы и выход в Космос. Открытие новых источников энергии. Равенство людей всех рас и религий. Увеличение роли народных масс в решении вопросов и внутренней политики. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в общественном и государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли. Подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания, голода, нищеты и ослабить влияние болезней. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать способной удовлетворять все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения. Исключение войн из жизни человечества».

Мы видим, что весь XX век человечество действительно пыталось идти по этому пути, намеченному Вернадским, но какие-то злые и деструктивные силы постоянно сбивали всё развитие человеческого общества с этих магистральных направлений и, по сути, весь прошлый век и начало века нового идёт беспрерывная и ожесточённая борьба между этим магистральным путём развития человечества и силами реакции и распада. Ноосфера (а это есть «сфера разума») утверждалась Вернадским как «геологическая сила», родственная основополагающим силам природы, создавшим Землю. Сфера разума, по представлению великого русского учёного, закономерно возникает из биосферы – сферы жизни вообще. Как только жизнь появилась на планете Земля (а учёный был сторонником теории «панспермии» – заноса жизни на Землю из космоса), она постепенно, но неуклонно стала преобразовывать планету, менять её внешние оболочки, сама превращаясь в творящую силу, ничуть не меньшую, чем силы геологических стихий. Жизнь изменила атмосферу Земли, обогатив её кислородом. Жизнь создала почвенный покров на планете, который в свою очередь создал мир растений, которые стали кормовой базой для развития мира животных, из которых вышел и человек. Человек, став разумным существом, стал создавать мир цивилизации, эксплуатируя биосферу, и в свою очередь – изменяя её уже в интересах своей разумной деятельности. Так возникает сфера разума – ноосфера, которая сама становится творящей силой, но уже не слепой, а подчиняющейся интересам человечества, и сама в свою очередь изменяющая и Землю, и ближний Космос.
Развитие идей Вернадского привело бы к такому состоянию человечества, которое описано в научно-фантастических (лучше сказать – футурологических) произведениях Ивана Антоновича Ефремова, который не случайно ведь избрал одну из отраслей биологии – палеонтологию – сферой своей научной деятельности. Сам Вернадский нигде не утверждал, что общество будущего, где осуществлятся его идеи, будет называться коммунистическим. Ефремов также не называет общество будущего, представленное в его основном футурологическом произведении – «Туманности Андромеды», таковым, но оно построено точно по основополагающим идеям Владимира Ивановича Вернадского. Сфера разума, ноосфера, в которой пребывает планета Земля будущего, планета, перестроенная по законам разума, распространяется по Ефремову уже и на дальний космос, включает в себя и иные цивилизации далёких звёздных систем, образуя т. н. «Великое кольцо» разума, охватывающее уже всю Вселенную. Эра, в которой живёт это будущее человечество называется ЭВК – «Эрой Великого Кольца», в отличие от нашей нынешней эры – ЭРМ «Эры Разобщённого Мира», в которой нам, дорогой читатель, увы, привелось жить! Путь от Эры Разобщённого Мира до Эры Великого Кольца – очень труден, он идёт словно по «лезвию бритвы», один неверный шаг – и сваливание в историческую пропасть, из которой можно выбраться только путём невероятных жертв. Вот мы сейчас и пытаемся из неё выбраться...

Все эти теории ложатся в общую парадигму идей «русского космизма» – необычного научного явления, характерного именно для русского «всемирного» сознания, о чём писал ещё и Достоевский. Научные построения русского геохимика Вернадского, который от изучения минералов пришёл к глобальным идеям развития мироздания, и стали краеугольным камнем «русского космизма», предложившего человечеству выход из тупика неразрешимых проблем. Думается, от современного состояния разобщённости и вражды, царствующего сейчас в мире, человечество должно выйти к осознанию этого единственно правильного пути своего развития, предложенного именно русскими умами. Собственно, иного пути в будущее у людей Земли и нет. Иначе – только гибель и самоуничтожение.
Все эти мысли и привели Владимира Ивановича Вернадского к решению вернуться в 1926 году в Советскую Россию, где он пережил столько горького и обидного от большевистских властей, но которая была его Родиной, а от Родины он никогда отказаться не мог. В отличие от своего сына, учёного историка Георгия Владимировича, который в том году принял приглашение уехать в США и занять должность профессора в Йельском университете. Мог бы сделать это и Владимир Иванович, крупнейшие научные центры мира рады были бы видеть его в своих стенах, но он предпочёл жить и работать на Родине. Так он навсегда расстался со своими детьми – ведь и его дочь Татьяна также уехала в США. Уже в глубокой старости, в 1943 году, уже похоронив жену Наталью, с которой прожил более полвека, он, чувствуя приближение кончины, просил разрешения на выезд в Америку, к детям, но его не пустили – и это понятно – долгие годы учёный возглавлял Радийный институт – то научное учреждение, где разрабатывалась урановая программа, лёгшая в основу дальнейшего производства ядерного оружия в СССР. О каком выезде за границу могла идти речь? Его не пустили за границу, а дали Сталинскую премию первой степени за 1943 год, которую учёный отдал на нужды обороны страны. Он скончался в январе 1945 года, когда видна уже была наша Великая Победа, но до будущего совершенного мира, до торжества Сферы Разума – главной идеи учёного – было ещё так далеко... Как и сейчас.

 

Художник: И. Грабарь.

5
1
Средняя оценка: 2.89011
Проголосовало: 91