Заразительный привет от Рахманинова! Триумвират во власти звуков
Заразительный привет от Рахманинова! Триумвират во власти звуков
80 лет назад, 28 марта 1943 года умер Сергей Рахманинов. Русский композитор, пианист, дирижёр. Синтезировавший принципы петербургско-московской школ; смешение традиций западноевропейской, ближневосточной музыки. Создавший свой и только свой оригинальный стиль. Также к 150-летию со дня рождения (1 апреля 1873 г.). Чему будет посвящена ещё одна небольшая статья.
«И я люблю сей мир ужасный». Блок
«Его гениальная интерпретация других авторов дают подчас иллюзию, будто он сам сочинил исполняемое, — очерчивал композитор Н. Метнер рахманиновское “внедрение” в образ: — Мысль чувствует, а чувство мыслит».
Мнемоника «заразительный» в заглавии взята у Л. Толстого — из его философских сентенций о причастности пианиста к высотам человеческой сущности — наряду с Чеховым, Буниным. Станиславским, Шаляпиным. Поднимая ценность рахманиновского гения до уровня отечественных столпов культуры, не менее...
Заодно укажем московскую ветвь в творчестве Р-ва — Чайковский-Танеев. И питерскую — кучкисты (Балакирев, Мусоргский), тут же Лядов, Глазунов. Всё это мощно впитал в себя неутомимый дух новаторских исканий и решений нашего героя.
Начнём нетривиально. С четырёхминутной рахманиновской прелюдии соль-минор. Дабы войти в соответствующее настроение идущей за блестящей музыкой юбилейной статьи. Тоже, надеюсь, блестящей. (Шутка)
Но приступим…
Девятнадцатилетним, вслед окончанию Московской консерватории (1892) [с 9 лет учился в С.-Петербургской консе, правда, числился в неуспевающих «плохишах»], Рахманинов довольно быстро занял не на шутку видное положение в отечественной музыкальной жизни. На него сразу обратили внимание мэтры.
Тут и пятидесятилетний Чайковский, мой вятский земеля. Знавший Р-ва с 13 лет: по искусствоведческому пансионату проф. Н. Зверева.
Ученик Петра Ильича С. Танеев и вовсе считал Р-ва едва ли не самым многообещающим из своих питомцев, будучи в «консе» (как извека коротко называют консерваторию студенты) преподавателем по композиции.
Почему так получилось? В смысле, почему так рано и ярко? Давайте посмотрим, не торопясь (кратко) проследим путь великого композитора…
В фундаменте всего — жанровая стилистика Р-ва. Точнее, её бескрайнее разнообразие — вот «золотой ключик» к раскрытию рахманиновской популярности. Его произведения признавали и заслуженные профессионалы, и пришедшая на концерт рабоче-крестьянская, интеллигентская, скажем по-советски, публика.
Три пункта. Объясняющие причины быстрой, не понятной с кондачка популярности:
1. Чрезвычайная многогранность творческих интересов. Потребность высказаться в нетривиально-разносторонних формах. (И да — в бэкграунде, безусловно, Чайковский и ещё раз Чайковский.)
2. Фантастическое умение создавать вещи на все времена, так сказать, — даже впервые обращаясь к тематике разрабатываемого произведения. Вдогон чему последние начинали жить бурной жизнью в концертах, домашних, театральных выступлениях. Вплоть до импровизационных сабантуев на знаменитых телешовских «средах». Где «резвились», выдавая шедевры импровизации, Шаляпин, Васнецов, Левитан, Скиталец, Горький, Бунин, мн-мн. др.
3. Реальное чудо: молодой человек будто чувствовал, предвидел, как пишутся «взрослые» лирические романсы. Оттого они вмиг разлетались по прилавкам, кафешантанам и классическим театральным подмосткам.
1895-й. Ему двадцать два. Уже написан Первый фортепьянный концерт, посвящённый педагогу А. Зилоти: ритм, драма, напряжённость! Мучительно до содрогания сделано блистающее элегическое трио «Памяти Чайковскому».
Закончена монументальная Симфония № 1 (опус 13, ре-минор, юношеская). Тотчас сенсация! Критики сбились с ног «объяснять» в кавычках авторскую гениальность и меткое попадание в сердца и души.
Внезапные крещендо, внезапные пианиссимо, внезапные «нелогичное» переходы из мажора в минор. Нелогичные модерновые построения-конструкты, перетекающие в невероятную мелодичность… Так мог Мусоргский. Так, или почти так, мог ровесник-импрессионист Скрябин.
Концептуальность. Эпичность. Национальная идентичность, — вплетённая в трагедию русской жизни. Но… То говорю я сегодняшний, восхищённый, —совместно с когортой музыковедов-историков.
Тогда же — самое первое исполнение «Первой» А. Глазуновым публика (в отличие от критики) не приняла категорически! Не принял Свет, общество, двор. Всё по Пушкину — и по маэстро Мусоргскому. Чья опера «Борис Годунов» пролежала долгое время на полке. Так же, как и пушкинская трагедия. Ставшие, — в свой черёд, — наряду с непринятой «Первой» Р-ва, очередными сокровищами русского искусства драмы и симфонизма.
1900-й. Расцвет.
Второй, Третий фортепьянные концерты. Соната «Весна» на сл. Н. Некрасова. Романсы. Прелюдии. Оперы (в том числе одноактные): пушкинские «Франческа да Римини», «Скупой рыцарь». Кантаты, хоровые циклы. Песенные творения. Симфонии — особенно Вторая (оп. 27, посвящена теме Родины). Премии, награды, поощрения. Европа, Америка, Канада. Большой театр (1904–1906) — о чём ещё мечтать?
Б. Асафьев и вовсе назвал Второй концерт глобальной «встревоженностью начала века».
1917-й. Эмиграция. Десятилетний духовный кризис. Молчание… Схожее с ахматовским довоенным, послевоенным трагическим молчанием. По коим сделаны сонмы музыковедческих, филологических диссертаций: об обоих русских гениях.
Советское музыкознание (которым с удовольствием пользуюсь в источниках) тщательно и скрупулёзно и, в общем-то, абсолютно верно обрисовывает тот период с точки зрения нехватки душевных, художественных средств, сил, питательных соков. Что не лишено правды. И смысла. Ведь любая вынужденная эмиграция — драма.
Спасло обращение именно к начатым в России произведениям. Что насыщало Р-ва утраченной привязанностью к Отчизне, живительным соком новгородского детства, воспоминаний… Отсылая разум к почве, на которой взрос.
Финал 1920-х–1930-е. Наконец оживают пейзажи родины, мальчишеского счастья, материнской любви. Дают о себе знать отцовско-дедовские музыкально-артистические, преподавательские семейные корни. «Симфонические танцы», «Рапсодия на тему Паганини», Третья симфония.
Мало того, исполнения Моцарта и Глинки, Бетховена-Чайковского, Шопена-Бородина зазвучали свежими красками-фиоритурами. И как отмечено в увертюре текста — взыграли чисто по-рахманиновски: будто им сочинённые…
Вообще таких, как Р-в — в узконаправленном ракурсе ремесленников — немного. Имеется в виду триумвират в едином лице: профессии композитора, пианиста, дирижёра. С их магическим взаимопроникновением, инфильтрацией одного в другое.
Ну, разве что Ференц Лист отвечал тройному статусу полигистора-энциклопедиста. Да упомянутая акмеистка, «царица поэтов» Анна Ахматова — соответствовала экспертному статусу с точки зрения вселенской интертекстуальности: в своей литературной ипостаси.
Меж тем поколенческих рывков, прыжков с «неба на землю и обратно» у Р-ва не наблюдалось, как у иных творцов. Подобно славившимся метаморфозами Стравинскому со Скрябиным, Андрееву с Блоком. Иль декаденту Сологубу с модернистом Белым...
Рахманинов же — чётко следовал в фарватере неких старомодных, раз навсегда себе назначенных классических течений, тенденций. Не изменяя в муках наработанному с ученичества кредо.
Тем не менее именно Р-в отразил в музыке эпоху, пульс великого перехода. Эру фетовского «шлагбаума веков». Пульс российской жизни. Подобно Серову — в живописи. В литературе — Чехову. Учёным Жуковскому и Павлову — в аэродинамике и физиологии. [Условно, конечно. И тех, и тех было неизмеримо больше количеством.]
Сейчас опять по пунктам
(Когда раскладываю сим манером, почему-то думаю о молодёжи, которая будет читать. Для студентов крайне важны именно краткие выжимки — навроде приснопамятных шпор мелким шрифтом.)
Итак…
• Эмоциональные контрасты. Не модерновые, — а именно трагико-лирические, как бы внеземные. Потусторонние.
• Стихия. Героика. Натиск.
• Фатализм: от интима — до мрачной фонтриеровской меланхолии, замкнутой в себе.
• Торжество добра и света: приятие жизни, беспрекословное приятие прекрасного в человеке.
• Социально-психологический фактор: корреляция общественного бытия с внутренним миром художника, поэта, дирижёра.
• Новизна: без комментариев. Ну как объяснить тотальное реформаторство чистой воды?
• Реализм-романтизм. Это можно представить, условно, как борьбу низменно-будничного с иллюзорно-фантастическим. Как «конфронтацию» в кавычках Блока с Гумилёвым. З. Гиппиус с тем же Блоком. Мережковского с Философовым — в беспричинной борьбе за Гиппиус… И так далее.
В отличие от упомянутых Мережковских Р-в не увлекается возвеличиванием сверхличностей, сверхгероев, сверхбогов.
Доводя сюжет до крайнего предела, Р-в уходит в кульминацию общечеловеческих компетенций. В апофеозе приводя зрителя не к мировому Апокалипсису онтологических значений, — а к «проросшей», изменённой концепции личности, воплощённой в хоровом фундаменте: постаменте галактических сфер.
Да, его клавишно-оркестровые экзерсисы, порождённые веком «социальных бурь» (Горький), становятся точкой концентрации тысяч и тысяч воль, сотен тысяч гимнующих… красот. И только красот! Как, допустим, в финале «Второго», «Третьего» концертов.
«Переходная ночная эпоха», — говорил Блок о революционном подъёме 1905–1906 гг. Въяве предчувствуя беду, следующую за Россией по пятам. Ощущал это и Рахманинов…
Повлияло на предчувствие-предвидение — вплоть до ведовства — научно-литературные открытия «русского средневековья» тех лет.
Архитектура, иконопись, фрески. Пётр, Елизавета, Екатерина. Изучение научным миром, философско-литературными кругами их «нерусского» — сплошь «прозападного» Петербурга. Напитанного национально-художественным содержанием.
Блок это нарёк «новым русским возрождением». Его мысль эмоционально подхватила столичная богема. Художники: Левитан-Коровин, Васнецов-Врубель. Композиторы: Лядов-Глазунов, Прокофьев-Стравинский, Кастальский. Подхватили историки, поэты-писатели: взрывным апофеозом абрамцевского кружка — восхитительной мамонтовской оперой.
Чувствовалось встречное, в некоем роде реверсивное движение всех видов искусств той поры. «Это так похоже на музыку, — говорит К. Коровин об атмосфере того времени: — Похоже на “историю души” в написании пейзажа».
Ему вторит Рахманинов, изображая в партитурах звуки колокола, церковные песнопения, массовые колядочные шествия, ярмарочную суету...
И вот уже по-гоголевски становится жгучим ветром «разорванный» Рахманиновым в куски воздух. И «внеземное» молитвенное хоровое пение оборачивается эпическим провозвестием перемен. И мимо проходят древнерусские отряды из исторических повестей и народных песен. И плачут женщины, провожая солдат на фронт…
Р-в, подобно Мусоргскому, проецирует из прошлого настоящее. Завещая грядущей музыкальной классике: Мясковскому, Прокофьеву, Шебалину с Шапориным — азбуку традиционализма Украины, Закавказья, Средней Азии. Из рук в руки передав их молодым неуёмным — прогрессивным Хачатуряну, Плетнёву, Клейберну. Их не счесть…
Передав технические приёмы и свой проникновенный «струнный», клавишный нарратив. [Консерваторские учителя говорили, что Р-в буквально рвёт струны фортепьяно!]
Напутствие, оказывающее плодотворнейшее, глубокое воздействие на сегодняшнее и наверняка завтрашнее(!) развитие отечественного, также европейского исполнительского искусства в частности. И мирового — в особенности.
Обложка: портрет работы К.А. Сомова