Древний календарь земледельцев

Популярная народная игра нарды, как солнце, пришла с Востока… Возможно, из Туркмении, которая манит и манит археологов, и они делают здесь сенсационные открытия.

***

Человечеству известны десятки, если не сотни, интеллектуальных игр. Одно из ведущих мест среди них по своей интриге, азарту, разнообразию позиций занимает древнейшая игра – нарды.
Это – целый мир со своими законами и философией, логикой, мудростью и красотой.
Все ли из игроков, сидящих за столом напротив друг друга, знают, чем был некогда предмет их увлечения?!

***

Предположений и легенд, если вы достаточно любопытны, безусловно, очень много. Но все они, пожалуй, сходятся в одном: как солнце, эта игра пришла с Востока.
Оказывается, мы имеем дело с древнейшим иранским инструментом счёта времени, календарём земледельцев. который утратил своё первоначальное значение при переходе к современному зодиакальному году из 12 месяцев по 30 дней. 
Эта гипотеза была выдвинута известным археологом из Санкт-Петербурга, доктором исторических наук Игорем Николаевичем Хлопиным (1930–1994). Она основана на богатейшем материале археологических исследований в Южной Туркмении, которые велись им почти четыре десятилетия.
Исследования Хлопина завоевали международную известность, труды публиковались в Англии, Голландии, Австрии, Германии, Иране, США. 

И.Н. Хлопин 

В статье «Памяти Игоря Николаевича Хлопина (1930–1994)» (Российская археология. 1997. № 01. М.: Институт археологии РАН. – C. 238–245) В.М. Массон, А.Н. Кирпичников, в частности, касаются научных трудов учёного, связанных с Туркменией:
«<…> Кандидатскую диссертацию “Племена раннего энеолита Южной Туркмении (Геоксюрский оазис)” И. Н. Хлопин успешно защитил в 1962 г. В работе был обобщён материал памятников с расписной керамикой Средней Азии, Двуречья, Передней Азии, Северной Индии. Учёному удалось показать в этом произведении развитие племён Южной Туркмении в IV–III тыс. до н. э. и выявить локальные варианты их культуры. В 1964 г. диссертация была опубликована под названием “Геоксюрская группа поселений эпохи энеолита”. 
В этой и других работах проявился интерес И. Н. Хлопина к постановке основополагающих историко-археологических проблем, связанных с ранними земледельцами, их происхождением, расселением, культурой и религией. 
При этом учёный с завидной широтой использовал не только археологические, но и письменные источники, лингвистику, данные климата и почвоведения, уделял внимание демографии, этнокультурным связям и общественным преобразованиям. 
<…> И. Н. Хлопин работал необычайно увлечённо и плодотворно, мог месяцами не отрываться от рукописи. Начиная с 1957 г. опубликовал почти 170 печатных произведений, включая 9 монографий. Среди них “Памятники раннего энеолита Южной Туркмении” (М.; Л., 1964), далее “Памятники развитого энеолита Юго-Восточной Туркмении” (Л., 1969). 
В этих и других своих сочинениях И. Н. Хлопин впервые представил во всей полноте ранее почти неизвестные этапы в развитии оседло-земледельческих культур Юго-Западной Средней Азии IV–III тыс. до н.э.
Активной была полевая деятельность И. Н. Хлопина. Средняя Азия и её археология со спецификой раскопок глинобитных строений была совершенно новой стезёй для выпускника Ленинградского университета. 
Начиная с 1955 г. И. Н. Хлопин регулярно, иногда дважды в год, выезжал в среднеазиатские экспедиции. Уже в первый сезон 1955 г. на раскопках Кара-депе он, буквально вгрызаясь в землю, овладевал непростой методикой раскопочного поиска стен и полов древних домов и строений. 
Вскоре И. Н. Хлопин становится первоклассным профессионалом этой особой полевой методики. При развёртывании широких работ в Геоксюрском оазисе, связанных с изучением памятников эпохи энеолита, он в 1957–1958 гг. возглавил раскопки небольшого поселения раннего энеолита Дашлыджи-депе, которое впервые в практике таких работ было полностью раскопано на уровне всех трёх строительных горизонтов. С энтузиазмом и упорством он продолжал руководить раскопками других поселений Геоксюрского оазиса. 
При этом благодаря тщательности и скрупулезности раскопок ему удалось сделать важное открытие – на поселениях Ялангач-депе и Муллали-депе были обнаружены древние святилища и обводные стены, в периметр которых были включены круглые в плане строения. 
Раскопки Ялангач-депе вообще выявили новый тип вещевого комплекса, который с тех пор так и называется алангачским. Два сезона работ провёл он на раскопках эталонного памятника раннеземледельческих культур Средней Азии – Намазга-депе, руководя раскопками наиболее поздних наслоений, относящихся к периоду позднего бронзового века (тип Намазга VI).
С 1968 г. И. Н. Хлопин стал начальником Сумбарской археологической экспедиции ЛОИА АН СССР (по названию долины р. Сумбар Кара-Калинского р-на Туркмении). 
Экспедиции удалось открыть ранее неизвестные памятники эпохи энеолита и бронзы, которые ныне признаны эталонными. Результаты этих раскопок создали новую научную ситуацию, если так можно выразиться, стёрли белые пятна на археологической карте южной земледельческой зоны Средней Азии и Северного Ирана. 
Изученные экспедицией И. Н. Хлопина могильники Южной Туркмении дали превосходный массовый материал, который благодаря точности и тщательности исследования приобрёл качества важнейшего исторического источника не только для юга Средней Азии, но и для соседнего Ирана. Сумбарские могильники обогатили археологию этих регионов. 
Комплекс находок оказался настолько велик, а его историческое содержание настолько емко, что стало возможным восстановить ряд направлений хозяйственной деятельности населения, его семейные и родовые взаимоотношения, проникнуть в сферу идеологии. 
Результатом полевых и кабинетных изысканий явилась монография «Юго-Западная Туркмения в эпоху поздней бронзы. По материалам Сумбарских могильников», опубликованная в 1983 г. По этой тематике в 1984 г. И. Н. Хлопин успешно защитил докторскую диссертацию.
Занимался И. Н. Хлопин и проблемами истории Средней Азии античного и раннесредневекового периода. Его перу принадлежит книга «Историческая география южных областей Средней Азии» (Ашхабад, 1983). В этой книге автор предлагает свою локализацию ряда областей и племён древности, нарушая традиционные представления об этом периоде истории. Здесь же высказан ряд новых идей о маршрутах походов Александра Македонского.
<…> Обладая широким кругозором, И. Н. Хлопин касался порой неожиданных и очень разных сюжетов, таких, как появление ковроткачества, произрастание мандрагоры, семантика орнаментов на керамике, обряд похорон мужчин и женщин в древних обществах, истоки и специфика зороастризма. 
В некоторых главах библейской книги Бытия и легенде о всемирном потопе, которые обычно считали чисто мифологическими, И. Н. Хлопин усмотрел отголоски подлинных событий и очень длительных исторических процессов. Оригинальным образом он сопоставил эти свидетельства с археологическими реалиями древневосточных памятников. 
Эта и другие «вечные» темы истории человечества рассмотрены в его книге “А что было до потопа? Исторические корни древних мифов человечества” (Л., 1990) <…>».

***

Но вернёмся к нардам. По старинной легенде, игру в нарды изобрёл мудрец Важургмихр, советник персидского царя Хосрова I Ануширвана (509–579 годы н.э.). Ануширван (фарси: букв. «бессмертная душа») – частично мифологизированный царь из иранской династии Сасанидов отличался мудростью и справедливостью. Легенды о нём переданы в «Шахнаме» Фирдоуси.

Изобретение нард, по легенде, было ответом Важургмихра на присланную из Индии игру в шахматы. Мудрец так объяснил царю сущность новой игры:
«Из владык этого тысячелетия Арташир был самым действенным и мудрым, и я составил игру Неварташир, по имени Арташира. Доску Неварташира я уподобляю земле Спандармат, 30 камней я уподобляю 30 дням и ночам. Каждую кость уподобляю движению звезд и небосклона».
Спандармат восходит к дозороастрийской Матери-земле, супруге бога неба. В иранской мифологии – олицетворение возделанной земли, прародительницы жизни. 
Это одно из подтверждений гипотезы Игоря Хлопина о том, что нарды – древний календарь земледельца.

***

Археологические исследования первобытных поселений в Южной Туркмении позволили учёному утверждать, что мудрый Важургмихр использовал древний инструмент счёта времени иранцев (бытовавший и у северных соседей – туркмен), который давно вышел из употребления.

Уже в IV тысячелетии до н.э. был накоплен достаточный опыт для создания календаря – инструмента для счисления времени в течение года, а годы повторялись, следуя один за другим бесконечной чередой.
Опыт этот складывался из регулярных ежесуточных наблюдений звёздного неба многими поколениями людей, жившими на одном месте. Люди заметили повторяемость смены времён года, когда солнце поднималось летом высоко над горизонтом и было низким зимой. Они отмечали моменты равноденствий, наконец, поняли цикличность года.
Археологические раскопки Игоря Хлопина и других учёных показывают, что календарные системы на территории Туркмении – одни из древнейших в мире наряду с древневавилонскими, древнеегипетскими и другими.

***

Из анализа орнаментации керамических сосудов и глиняных фигурок Матери-земли Хлопин вывел определенную закономерность во взаимосвязанности чисел 6, 15, 24 применительно к счислению времени. Он реконструировал прибор, с помощью которого можно было фиксировать каждый день и знать определённую позицию, и при том только эту.
Древние земледельцы Южной Туркмении и Северного Ирана считали, что обитаемая земля была квадратной. Поэтому такой же формы Хлопин представил основу календаря. То была, по его мнению, либо квадратная доска, либо обожжённая глиняная площадка (традиции зороастризма) в виде столика.
Поскольку месяц был условный, то на поверхности отмечалось 24 дня. Скорее всего, на каждой стороне доски было по шести лунок. В году древние земледельцы насчитывали 15 месяцев, значит, должно было быть 15 таких досок, или 15 круглых фишек, символизирующих солнце. 
Видимо, отмечал Хлопин, второе. Каждая фишка обходила месячное поле за 24 дня. Когда были переставлены все фишки, очередной год завершался, и цикл начинался заново.
Итак, квадратная форма доски соответствовала представлению того времени о Земле, а круглый подвижный камень в древнем землевладельческом календаре повторял форму и подвижность солнца.

***

Сегодня нарды необычайно распространены во многих странах на всех континентах (а вовсе не только на Кавказе и в Средней Азии, как думают иные!).
Всё большую популярность приобретает эта игра и в России.
Интересно, что ещё в Средневековой Руси играли в нарды – тавлеи (кстати, очень похоже называют игру в Турции: тавла), хотя во многих источниках указывают, что это были шашки.
Сегодня на чемпионаты мира и розыгрыши кубка, которые организует ежегодно Международная Федерация нард, собираются 500 – 600 игроков из различных стран, в том числе и из России.
Эти турниры проводятся по коротким нардам. Как официальное принято американское название разновидности нард – «бэкгэмон».

***

По словам одного из сильнейших нардистов России, неоднократно участвующего в международных соревнованиях, Константина Некрасова, своим распространением короткие нарды во многом обязаны русским, точнее князю Оболенскому.
После революции он эмигрировал в Турцию, где пристрастился к этой игре, а потом сделал много для популяризации нард. Именно Оболенский, отметил Некрасов, сумел организовать первый международный турнир, ставший фактически чемпионатом мира.
И ныне заслуги князя не забыты – одно из престижных соревнований по «бэкгэмону» назвали Кубком Оболенского.

***

Президент Московской Федерации нард Юрий Акопов, с которым я встречался в конце 1990-х, так размышлял о дальнейшей популяризации нард в России:
«Почему нарды добрались до нас из глубины веков? Скорее всего, потому что интригу поединка за доской определяют два фактора – интеллект и везение. Но это не казино, где присутствуют только Его Величество Случай и интуиция. И не шахматы, где нужен интеллект и мастерство. 
Говоря научным языком, игра в нарды носит случайно-стратегический характер. Если к этому прибавить относительно недорогой инвентарь – специально размеченная доска, зары и 30 шашек (15 белых и 15 чёрных) – проблема общедоступности решается удивительно просто. 
Вот причина повсеместного распространения нард. И неудивительно, что на всех материках, кроме Антарктиды, из всех мыслимых настольных игр нарды по популярности уступают только бильярду».

Московская Федерация нард, созданная в 1997 году, проводит открытые чемпионаты Москвы. Из наших ближайших соседей в них участвовали игроки Армении, Грузии, Азербайджана, Украины.
Авторитет турниру принесли также известные игроки из США, Германии, Испании, Бразилии, Италии, Румынии... Позиции этих стран особенно сильны в мире.
Под эгидой Московской Федерации нард в столице открыт специальный клуб. В планах – перевод и издание на русском языке многочисленных книг по теории нард, которые будут способствовать росту мастерства российских игроков.

***

В чём заслуга легендарного Важургмихра – изобретателя игры в нарды?!
По мнению Игоря Хлопина, он удвоил количество камней в отслужившем свой век календаре, предназначив новую игру для двоих, и ввёл игральные кости – зары – для определения величины хода.
«Игра-время» забирает с тех пор много свободного времени у азартных игроков.
…Победное шествие нард по планете продолжается, соединяя за игровой доской эпохи, страны, людей богатых и бедных разных национальностей.

 

Художник: Дж. Розати.

5
1
Средняя оценка: 2.9604
Проголосовало: 101