Море для космонавтов

Случайно в архиве нашел фотографии. Их мне в 1989 году подарили на Байконуре, после шуточного заявления генерала Шаталова о том, что он с опаской относится к морякам, которые стремятся полететь в космос. «Моряки даже в пустыне воду находят, не могут жить без моря, – вспомнил начальник Центра подготовки космонавтов приводнение экипажа с флотским офицером Рождественским в озеро Тенгиз.

Сделаны снимки на Черноморском флоте, который в советские времена активно участвовал в подготовке космонавтов. А взаимодействие Центра подготовки космонавтов (ЦПК) имени Ю. Гагарина с Черноморским флотом началось в 1963 году, когда начали отрабатываться варианты посадки спускаемых аппаратов на воду. Тогда летом в районе Феодосии группой космонавтов (В. Быковский, Б. Волынов и пять женщин-космонавтов) были выполнены прыжки с парашютом с приводнением на поверхность моря. Обеспечение безопасности работ и эвакуация космонавтов с водной поверхности осуществлялась командой военно-транспортного судна «Иргиз» Феодосийской ВМБ. Но, как рассказывали специалисты, подобная тренировка впервые была проведена в 1960 году с первыми шестью космонавтами. Первая же тренировка космонавтов по действиям после посадки на море была проведена летом 1969 года.
В дальнейшем члены будущих экипажей отрабатывали действия на случай нештатных приземлений, а точнее, приводнений в районе Феодосии. По плану тренировки космонавты должны самостоятельно покинуть упавшую в море спасательную капсулу корабля и продержаться на воде до прихода спасателей. Специальные скафандры позволяют провести в море до шести часов. Спасатели должны разыскать экипаж за 4 часа. Это суперсложное испытание. Но без этого экзамена космонавты однозначно не будут допущены к полету. Ибо все бывает при приземлении. Ведь только навыки, отработанные на тренировках, выдержка и стойкость спасли экипаж В. Зудова и В. Рождественского, совершивших посадку ночью в горько-соленое озеро и о которых вспомнил генерал Шаталов в разговоре с автором этих строк.

В те далекие времена об участии военных моряков в подготовке космонавтов было писать, мягко говоря, не принято. Это притом, что на Черноморском флоте существовала целая специальная бригада поисково-спасательных кораблей, которые работали на космос. Бригада дислоцировались в Донузлаве и корабли обязательно выходили в море во время полетов космических кораблей.
Еще и сегодня разве только специалисты знают и об эскадре для подъема космических объектов. В середине 60-х годов прошлого века советские ученые приступили к исследованию Луны. В 1965 году был разработан новый космический аппарат «7К-Л1» серии «Зонд», предназначенный для отработки техники полетов к Луне с возвращением на Землю. Для посадки аппарата были выбраны основной и запасные районы, один из которых располагался в акватории Индийского океана. Для обеспечения выполнения программы космических исследований Луны, в апреле 1967 года, в соответствии с приказом ГК ВМФ было сформировано нештатное управление специальной эскадры поисково-спасательных кораблей для поиска и подъема космических объектов и определен её состав. В него вошли: от Тихоокеанского флота – крейсер «Дмитрий Пожарский», экспедиционно-океанографические суда «Федор Литке», «Алексей Чириков»; от Балтийского – плавбаза «Виктор Котельников»; от Ленинградской военно-морской базы – экспедиционно-океанографические суда «Василий Головнин», «Андрей Вилькицкий», «Семен Дежнев»; от Черноморского флота – экспедиционно-океанографическое судно «Семен Челюскин».

Постановлением Совета Министров СССР в состав сил эскадры были выделены от Балтийского морского пароходства 6 лесовозов, от Министерства Морского флота – танкер «Ханой». Эти суда и корабли в период с марта по май 1967 года прошли переоборудование на судоремонтных заводах страны. В результате выполненных работ плавбаза «Виктор Котельников» и лесовозы были оснащены радиотехнической аппаратурой поиска космических объектов, средствами для их подъема, а также вертолетными площадками и комплексами для базирования вертолетов Ка-25пс.
Выделенные корабли и суда размещались на своих флотах, а в специальном отношении подчинялись командованию эскадры. Через год постоянным местом базирования эскадры стал Севастополь с подчинением командующему Черноморским флотом.
В сентябре 1968 года специально созданному соединению была поставлена первая задача по обеспечению запуска и посадки космического корабля «7К-Л1» № 9, который в открытой печати именовался «Зонд-5». К решению этой задачи были привлечены из состава эскадры: ЭОС «Ф. Литке», «В. Головнин», «С. Дежнев», «А. Вилькицкий», а также лесовозы: «Восток-3», «Тоснолес», «Выборглес», танкер «Ханой». Дополнительно эскадре придавалось судно «Боровичи» под флагом АН СССР, организовывалось взаимодействие с самолетом ТУ-95 РЦ Северного флота.
Запуск «Зонда-5» был осуществлен с территории СССР 15 сентября 1968 года. Ввиду отклонения траектории полета государственной комиссией было принято решение о посадке «Зонда-5» в районе Индийского океана 21 сентября. После ночи поиска в 7 часов 41 минуту 22 сентября 1968 года ЭОС «Василий Головнин» впервые в мире осуществил подъем космического аппарата с воды и 3 октября доставил автоматическую станцию «Зонд-5» в порт Бомбей для отправки военным самолетом в СССР.
Интересен факт: на этом космическом аппарате были первые живые существа Земли, совершившие межпланетный космический полет – черепахи. Так было положено начало практической деятельности флота по поисково-спасательному обеспечению космических аппаратов.

С 1 ноября 1968 года управление эскадры начало прием лесовозов в состав Военно-Морского Флота, которые были оборудованы и переведены в класс экспедиционно-океанографических судов и получили названия «Апшерон», «Диксон», «Донбасс», «Даурия», «Баскунчак», «Севан», «Тамань», «Ямал». Танкер «Ханой» был переименован в танкер «Ахтуба». Комплектование экипажей возлагалось на Черноморский, Северный, Балтийский и Тихоокеанский флоты. Таким образом, к концу 1968 года было завершено формирование постоянного состава эскадры специального назначения.
В 1974 году штаб эскадры был переведен в подчинение Тихоокеанскому флоту во Владивосток, а из судов эскадры была сформирована 3-я бригада кораблей поисково-спасательного обеспечения полетов космических объектов, входившая в состав Черноморского флота. Одной из задач этой бригады было обеспечение безопасности полетов пилотируемых космических кораблей типа «Союз» с возможной их посадкой в северо-западной части Черного моря, а также проведение морской части испытаний новой космической техники и морской подготовки экипажей космических кораблей. 
К началу 80-х годов советская космонавтика вплотную подошла к созданию космического корабля многоразового использования. Необходимо было провести испытания с целью определения температурного режима управляемого спуска и качества теплозащиты. 

По словам капитана 1 ранга Александра Жбанова, возглавлявшего в те годы Аварийно-спасательную (Поисково-спасательную) службу ЧФ, именно черноморцам довелось принимать участие в испытаниях весогабаритных макетов многоразового космического корабля «Буран», совершившего 15 ноября 1988 года единственный полёт в космос в беспилотном режиме.
Как известно, американцы потеряли два «Шаттла» – «Челенджер» и «Колумбию». Одна из возможных причин гибели «Колумбии», по мнению специалистов, – нарушение термоизоляционной оболочки корабля. Подобную термоизоляцию испытывали конструкторы на макетах «Бурана», которые было решено сажать на воду, чтобы не повредить теплозащитные плитки.
Макеты представляли собой уменьшенную копию «Бурана», сделанную из легких сплавов, начиненную телеметрической аппаратурой и защищенную от воздействия высоких температур термостойкими пластинами. Задача моряков состояла в том, чтобы обнаружить приводнившийся макет и поднять его на палубу поисково-спасательного корабля, не повредив этих самых плиток, над которыми буквально дрожали представители конструкторских организаций. На «Буране» насчитывалось 38.000 термоизоляционных плиток из кварцевых и органических волокон.
Первые два макета из тех, которые планировалось посадить на воду, были запущены в мае 1982 г. и в марте 1983 г. Посадка осуществлялась в Индийском океане, западнее Кокосовых островов. Оба раза макеты без единого повреждения были подняты на борт ПСК «Ямал». Третий из макетов был запущен в космос 27 декабря 1983 года, а приводнился и был успешно поднят на борт все на тот же ПСК «Ямал» в северо-западной части Черного моря.
Черноморцы обеспечивали посадку и четвертого из «морских» макетов в конце 1984 года. К сожалению, как отмечал Жбанов, четвертый макет «Бурана» либо сгорел в плотных слоях атмосферы, либо вдребезги разбился от удара о поверхность воды. 

…Тренировки космонавтов на море проводятся и сейчас. Спасение космонавтов после вынужденной посадки в безлюдной труднодоступной местности или водной акватории – задача, которой в настоящее время уделяется большое внимание. Но пишут и рассказывают об этом, к сожалению, мало. 

5
1
Средняя оценка: 2.98182
Проголосовало: 55