«Остров сокровищ»

Если задать какому-нибудь юному существу такой вопрос: существует ли мультфильм, которые высмеивает абсолютно все (при этом очень бережно сохранив сюжет), в котором издеваются как над персонажами, так и над идеей, в котором рисованные герои уродливы настолько, насколько вообще это может быть, и при этом сделаны… не, может быть, не на коленке, но на кухонном столе, среди окурков, пепла и хлебных огрызков? Могут ли авторы, высмеивающие всех и вся, глумящиеся надо всем (и всеми) снискать зрительскую любовь?
«Нет, что вы, – скажет юное существо. – Как такое вообще возможно?» Возможно, дорогой мой. В Советском Союзе еще и не то возможно было. 
Честно говоря, я в небольшом затруднении – насколько приятно и легко было писать про «Маугли», например, настолько тяжело про «Остров сокровищ», да, который написал Роберт Льюис Стивенсон, где луидоров и пиастров звон, где разошедшиеся авторы не пожалели даже всеми обожаемый фильм «Семнадцать мгновений весны», а любой кадр мастерски доведен до абсурда.
Мультфильм, который наполовину фильм – меня, кстати, до сих пор раздражают эти вставки, – в котором мастерство глумления вознесено на высоту, до сих пор недосягаемую, в котором даже правильные, идеологически выдержанные песенки выглядят насмешкой.
Ни в одном мультфильме что советского времени, что после я ни видел такого количества, простите, полновесных круглых задов – в основном пиратских, но пару раз встречаются и лошадиные, – эти задницы являются основными действующими лицами пары эпизодов – почему? Не думаю, что виной тому какая-то нездоровая склонность художников, нет, скорее фига, очередная фига в кармане у творца.

Художники вовсю экспериментируют с перспективой, радуя зрителя то кадрами верха, то низа, то подкованных подошв, то вообще – птичьего моргающего глаза.
А про то, что в карлике-пирате волшебным образом проявляется Жерар Депардье, лучше вообще промолчать, чтобы не обижать хорошего актера. Ну да, вдохновил он художника, бывает. (Интересующимся: обратите внимание на кадр, когда Слепой Пью попадает в бочку и падает в ней же с обрыва. Пираты стоят, сняв шляпы, а самый маленький – вылитый Депардье.)
Гротеск и абсурд зашкаливают на самых верхних пределах разметок – я просто не знаю, как выразиться по-другому. На каждый кадр приходится один, а чаще два-три момента, которых при ближайшем рассмотрении вполне можно принять за оскорбление – как автора, так и его лирического героя, но почему-то такого желания не возникает. Просто смотришь, смеешься и наслаждаешься, по боку пуская даже весьма спорный стиль художественного воплощения.
Пираты меняются внешне и в размерах, хотя основные герои, при всех своих загадочных изменениях, конечно, узнаваемы. Честно говоря, я сам оценил этот мультфильм, уже будучи во вполне зрелом возрасте – когда я был молод, меня отвратили эти толстые морды, висящие носы, упитанные задницы, мистерия-буфф, к которой тоже надо быть готовым. Испугала нескончаемая пародия на все, что только можно спародировать. Но со временем я перестал быть столь щепетильным и смог насладиться этим, не побоюсь сказать, шедевром Киевской студии.
Я уже писал, что в советских мультфильмах каждый персонаж обладает своим характером, своими чертами, привычками и особенностями – что удивительно для небольшого метража и что, по сегодняшним взглядам, совершенно не нужно. Гораздо проще штамповать одинаковых злодеев и стандартных героев сотнями серий, не волнуясь об их правдоподобности, не то что об индивидуальности.

Ну а в мультфильме (который, все-таки, вполне уважительное… нет, не совсем уважительное переложение книги) за характерами наблюдать сущее удовольствие.
Джим Хоккинг. Типичный очкарик с попой шире плеч, постоянно что-то жующий, гнусавенький и услужливый, как и положено содержателю трактира. Да, этот самый трактир – удивительное место, в котором падает даже то, что не может падать, стены, балки, лестницы, двери можно двигать и так далее. Ботаник, которые уделывает самого огромного пирата, превращая фигурально в мешок с картошкой и каратистским ударом пробивает его головой стену – стена, конечно, падает. Который, как мы помним, зачем-то угоняет судно (пиратская охрана на судне – отдельная тема).
Доктор Ливси. Гигант с лошадиным оскалом, прыгающей от хохота могучей грудной клеткой, неиссякаемым жизнелюбием и удивительным владением шпагой. С тремя пиратами он справился в прямом смысле одной левой, при этом похохатывая и нюхая ромашку. Кстати, всех пиратов авторы мультфильма уничтожают весьма изобретательно – Ливси, например, двух проткнул, и они сдулись, как воздушные шарики, с одного срезал по очереди одежду, усы и бороду, отчего тот, голый, застеснялся, убежал и упал с обрыва. 
Сквайр Трэлони. Характеристика ему дана исчерпывающая: туп, жаден, прожорлив, труслив, характер отсутствует. Милашка, на мой взгляд. Честно рассказал всем, что экспедиция ищет сокровища и радовался: «Все, абсолютно все, хотят нам помочь». Зафрахтовал судно и нанял бродяг кока Окорока. Когда пираты пошли на штурм форта, когда все выбили окна и стали стрелять – как упорно и усердно он выбивал висящий не стене пейзажик!!! До сих пор на этом месте не могу не засмеяться.
Который не умеет фехтовать, при этом трусоват, но отправляет большую часть пиратов в морскую пучину – это такая фишка создателей мультфильма, раз пират – значит, должен быть утоплен, за исключением тех, кто сдут. Как он это сделал, рассказывать не буду – сами посмотрите.
Капитан Смоллет – говорит всем правду в глаза, от чего очень страдает. Характер скверный, не женат, прямо как я. Видимо, автору мультика сильно досадил какой-нибудь бравый капитан или полковник – иначе ничем не объяснить жестокое глумление над положительным, в общем-то, персонажем.
Судите сами – брызгает слюной при разговоре, как Промокашка. Речь исключительно внятная: «Что? Да! Нет. Мне ничего не нравится» «Они выкатили пушку. Зачем? А!! Они будут стрелять!!»
Ну в самом деле, ребята, нельзя так относиться к защитникам Отечества, пусть это даже королевская Британия. Это единственный герой, который очень хочет битвы, но при этом даже не обнажил шпагу. Когда сквайр Трелони старательной выбивал картинку на стене, капитан вывалился в окно и так и провисел на каблуках, ожидая атаки. Стена от ударов сквайра рухнула – рухнула и придавила капитана. Лежит такая стена, из нее торчит тело и две ножки, которые изредка брыкаются. Пробегающий мимо пират стену приподнял, чтобы посмотреть, что это за чудо такое – невредимый капитан тут же наставил на него два пистолета и заявил: «А ну-ка, руки вверх!» Пират послушался, бросил стену и побежал дальше – капитан Смоллет так и остался придавленным. А когда все закончилось, стену эту несчастную поставили на место, капитан таки выпал из своего окна, поправил парик и заявил: «Ну что ж, неплохо, они получили свой паек на сегодня». Настоящий герой, в общем.

А пираты – не пираты вовсе, а какой-то размножившийся почкованием фокусник Кио. Таких чудес, какие они устраивают, не делал никто и никогда.
Билли Бонс, например – тот, который стырил карту острова. Много пьет и всегда простужен, как мы помним. Ну как простужен – постоянно чихает, и этот чих можно сравнить с ураганом, с торнадо. Он сносит не только прислуживающего котика (вольность сценариста) но и здоровенного Черного пса. От его чиханья падают стены и сотрясается земля. Он же может проткнуть пальцем гипс – так чихнул, что вылетел вместе с кроватью со второго этажа самовосстанавливающегося трактира, он ныряет в маленький сундук по пояс (впрочем, эка невидаль, так делают все пираты).
У Слепого Пью механическая тряпочка с орденами сама развернулась, сама же и свернулась.
Когда Били Бонс борется с Черным Псом – тот выдержал ураганное чиханье, – то сдвигает дверь, и бедный Пес бьется в стену. 
Но это ладно. Самый великий фокусник – Израэль Хенс. Пробивает стол кулаком. Пробивает дверь так, что другого бедного пирата (дурачок, решил всем телом дверь удержать) разрывает на две половинки, они так и качаются, туда-сюда, пока не останавливаются. Надо ли говорить, что офигевший от такого пират просто сползает на пол с вытаращенными глазами. Но ему вообще не везет. Когда он прячется за дверь, стоит, почесывая мясистый нос, что делает Изрэль? Он стирает тряпочкой тень. Понятно, что от флибустьера остаются две ноги. Хэнс на них топает – они шустренько так прыгают за борт. 
Один пират стреляет по лодке сбегающих с острова искателей приключений – Ливси, Смоллет, Трелони. Стреляет сначала одним ядром. Потом двумя. Потом заряжает ленту с ядрами и начинает палить длинными очередями – по лодке, по острову, в белый свет как в копеечку. Сначала раскаляется докрасна ствол, потом сам пират – в итоге на него выливают ведро воды, чтобы судно не спалил, и он превращается в кучку праха. 
В общем, настоящих буйных среди пиратов и не осталось – один косточкой подавился (это Джим вместо патронов лупил вишневыми и абрикосовой косточками), второй сгорел на работе, третьего стерли с лица палубы, четвертый оказался распят на такелаже, пятого отправили в космос, остальные утопли от алкогольной жадности.
Выжившая кучка бегала, как зайцы, от Джима к сквайру, от Бенн Гана к Ливси, а тот гоготал: господа, давайте я вас осмотрю… так, прелестно, прелестно, зубки гнилые, многих нет, замечательно, сердечко шалит, великолепно, вы слишком много курите, господа!!!
Озвучка, на мой взгляд, подвела – я вообще не люблю гнусавые дисканты, но зато бархатный бас Джигарханяна (Джон Сильвер, он же Одноногий, он же Окорок: «А меня, хехе, боялся сам Флинт») со всей палитрой актерского мастерства доставляет искренне удовольствие.
Да, там есть и настоящие пираты – музыкальные вставки с некоторыми модными фишками тех лет, например, аэробикой, девушки в купальниках и гетрах, беговые дорожки и прочее. Говорят, что на полноценный рисованный мультфильм не хватило средств – все-таки 88 год, закат советской империи – и авторы были вынуждены пойти на такой вот шаг. 
Как бы то ни было, «Остров сокровищ» остается одной из жемчужин советской мультипликации с замечательной музыкой, необычными решениями и очень смелыми ходами.

5
1
Средняя оценка: 2.97701
Проголосовало: 87