Сковать, обездвижить, уничтожить!
Сковать, обездвижить, уничтожить!
Рациональная оперативно-тактическая предусмотрительность российских войск существенно ограничивает боевую ценность западной военной помощи.
В последние дни внимание местных СМИ было привлечено к высокоточным ударам по капитальным мостовым сооружениям в украинском тылу.
«ВКС РФ нанесли повторный удар по мосту через реку Судость в Черниговской области. После вчерашнего удара ракетой Х-29ТД, запущенной с самолета Су-34, мост стал непригоден для перемещения техники, однако по уцелевшей половине пролета могла пройти пехота. Судя по новым кадрам, появившимся сегодня, повторным ударом переправу удалось добить. Этот мост использовался противником для недавнего рейда ДРГ в Брянскую область. Второй удар по данному объекту показывает новый подход российского командования к уничтожению вражеской инфраструктуры. Теперь для снабжения группировки и переброски подразделений противнику придется сооружать понтонную переправу либо перемещаться в зоне огневого поражения артиллерии. Три удара по мостам за последние 24 часа говорят о новом подходе к применению высокоточных авиационных боеприпасов с целью нарушить логистику противника».
В связи с тем, что местный «аналитикум» довольно расплывчато говорит о новом подходе к уничтожению вражеской инфраструктуры и к применению высокоточных боеприпасов, считаю необходимым кое-что уточнить.
Во-первых, ничего особенно нового в этом нет. Российские войска и ранее весьма эффективно применяли высокоточные боеприпасы. Что же касается разрушения инфраструктуры, то превращенная в хлам российскими ракетными ударами добрая половина энергетики Украины говорит сама за себя.
Действительно, не совсем обычным выглядит именно сосредоточение нынешних ударов на весьма специфических объектах. А именно на капитальных мостовых сооружениях, способных выдержать достаточно большие и сверхбольшие нагрузки. И в этом, на наш взгляд, и заключается разгадка специфики этих ударов.
Российское командование вполне очевидным образом заблаговременно принимает весьма эффективные меры для снижения боевой эффективности западной бронетехники, прежде всего тяжелых танков, которые уже начали поступать на Украину. И которых в обозримом будущем может появиться здесь достаточно много.
Между тем, все западные основные боевые танки являются достаточно массивными машинами с весьма большим боевым весом.
Вот конкретные цифры:
– Леопард 2А4 – 55 тонн
– Леопард 2А6 – 63 тонны
– Челленджер 2 – 62, 5 тонн
– Абрамс М1А2 – 65-67 тонн
Западные издания ранее уже выражали опасения в связи с тем, что маневренность западных танков на Украине может быть существенно ограничена нехваткой мостовых переходов, способных выдержать такой вес.
«Т-72, который является наиболее широко используемым основным боевым танком в мире, весит около 45 тонн, как и более поздняя модель Т-80. По данным армии США, M1A1 может весить от 67 до почти 74 тонн.
«Это влияет на то, какие мосты транспортное средство может безопасно использовать, что, в свою очередь, влияет на то, где оно будет развернуто и насколько легко оно может маневрировать на поле боя», – сказал Newsweek военный и военный эксперт Майкл Пек.
Мосты советской эпохи были спроектированы так, чтобы выдержать вес танков того времени и региона, сказал Newsweek бывший военный офицер Фрэнк Ледвидж. «Многие украинские мосты могут не подходить» для гораздо более тяжелых западных основных боевых танков, которые теперь предназначены для линии фронта Украины, сказал он.
Мостовое оборудование, используемое украинскими военными, также будет разработано с учетом танков советской эпохи, а не Abrams, Challengers или Leopards, добавил он.
Еще в феврале 2020 года военное издание Breaking Defense писало, что в то время как западноевропейская инфраструктура «часто укреплялась во время холодной войны, чтобы справиться с весом 60 с лишним тонн танков НАТО, Восточная Европа не могла позволить себе строить так же надежно и, в любом случае, должна была разместить только гораздо более легкие советские танки, такие как 45-тонный Т-72».
Таким образом, только очень немногие капитальные мосты на Украине способны выдержать вес западных танков. И именно на эти мостовые переходы будут в первую очередь ориентироваться украинские войска, оснащенные такой сверхтяжелой техникой.
Именно поэтому уничтожения подобных штучных объектов и становится приоритетной задачей ВС РФ.
Что же касается сопутствующей танкам западной инженерной техники, в том числе мостоукладчиков и понтонно-мостовых парков, то они будут существенно увеличивать громоздкость танковых группировок и являться дополнительным фактором риска для их безопасности. Кроме того, далеко не вся эта техника способна равноценно заменить капитальный мост.
«Германия передала Украине танковые мостоукладчики Biber на шасси танка Leopard 1. Между тем их сочли неспособными выдержать самоходные артиллерийские установки (САУ) Panzerhaubitze 2000 (PzH 2000). Отмечается, что мост Biber может выдержать проход техники массой до 50 тонн, а масса самоходных гаубиц PzH 2000, которые также поставили на Украину, составляет 55,3 тонны».
Что уже говорить про «Леопарды 2 А4-6», вес которых еще больше.
Российское командование, очевидно, учитывает данную ситуацию и заблаговременно принимает меры для вывода из строя подходящих для таких танков капитальных переправ. С тем, чтобы сковать их на небольших участках фронта, лишить возможности для маневренных действий, а затем и уничтожить.
В этом действительно присутствует очевидная новизна оперативно-тактических решений, которые представляются особенно эффективными ввиду их упреждающего характера.