«И всё-таки мы победили!»

Непременно следовало бы показывать в прайм-тайм большой массив замечательных – и памятных, и полузабытых – фильмов, посвященных нашей Великой Отечественной войне и, в частности, собственно Великой Победе. 

Удивительно, что эти фильмы и сейчас не очень-то увидишь, скажем, и по Первому каналу в России. Хорошее советское кино если и показывают, то почему-то в утреннее время, а в наиболее смотримое – наряду с идиотскими, болванящими умы и опустошающими души ток-шоу, транслируют то голливудщину, то телесериалы, один за одним, сработанные на новый лад, как по вражескому заказу и лекалу, с неприкрытым умыслом: замазать грязью советское, вплести разрушительные ложь и подлог даже (или в первую очередь) в то высокое, светлое, патриотичное и созидательное, что наполняло сердца и жизни наших сограждан десятилетиями.

Нашим кинозрителям воплощенное на художественном экране взятие рейхстага запомнилось, пожалуй, с двухсерийной картины «Падение Берлина», киноэпопеи, поставленной в 1949 г. режиссером М. Чиаурели по сценарию П. Павленко. Этот фильм, один из представителей сталинианы на экране, по итогам 1950-го года занял 3-е место в отечественном прокате – его посмотрели 38,4 млн зрителей. Образ Верховного главнокомандующего создал в нем народный артист СССР, лауреат четырех Сталинских премий Михаил Геловани, сыгравший Сталина в целом в 16-ти (!) фильмах. После смерти И. С. Сталина картина была снята с экрана.

Кадр из фильма «Падение Берлина»

В этой сцене из фильма «Падение Берлина» виден памятник кайзеру Вильгельму, который был разобран и уничтожен в 1950 г. На этом месте через годы также будут сняты сцены для телесериала Т. Лиозновой «17 мгновений весны» (съемки 1969–1971, показ 1973) и для киноэпопеи Ю. Озерова «Освобождение». 

Сердечно сопереживали советские зрители главному герою щемящего фильма Р. Чхеидзе «Отец солдата» (1964), в котором грузинский крестьянин (актер Серго Закариадзе) проходит солдатом через всю войну в поисках сына и, в конце концов, находит его, героя-танкиста, погибающего при штурме Берлина. 

Запомнился и фильм «Был месяц май» (1970) Марлена Хуциева по сценарию прозаика-фронтовика Григория Бакланова. Название – говорящее. События происходят, а можно сказать, замирают уже после грохота канонад и бомбежек, на бауэрской ферме в Германии, где расквартирована – в нашем победном месяце – небольшая группа советских военнослужащих. Горячая война сквозит во всем, несмотря на ее вроде бы завершенность. Она длится в живой памяти героев и свидетельствах окружающего пространства. Очень тонкая и пронзительная хуциевская нота. 

Кадр из фильма «Был месяц май»

Масштабная киноэпопея «Освобождение», героическая хроника, известная нам в пяти фильмах, повествует о наиболее важных сражениях Великой Отечественной, начиная с Курской битвы, где произошла самая крупная танковая битва за всю историю войны. Фильм стал ярчайшим событием духовной и идеологической жизни тех лет. Автору этих строк, рожденному через 14 лет после окончания войны, довелось ребенком пережить танковую битву чуть ли не вживе – на премьере первого фильма эпопеи, «Огненная дуга» (1969). И фильм был внове широкоформатным, и кинотеатр широкоформатного кино «Радуга» в Белгороде, городе Первого салюта, был открыт под эту премьеру. Мы, мальчишки Курской дуги, всей сущностью чувствовали и понимали, что нам показывают. Мы словно сами сидели в советских танках или поднимались с пехотой в атаку, «мы смерти смотрели в лицо» под потрясающую музыку Ю. Левитина. Да и музыка ли это была, а не собственно трагический звук Великой войны?

Потом эпопея показала форсирование Днепра, освобождение Белоруссии и взятие рейхстага. Как пишут критики, «в картине, наряду с реальными персонажами (Сталин, Жуков, Власов, Гитлер и другие) действуют и собирательные, в судьбах которых отразились трагедия, боль, переживания и наши неисчислимые потери. Действие изобилует съемками батальных сражений, которые то и дело перекликаются с действиями тыла армии, как советской, так и фашистской». Фильм снимался с 1967 по 1971 год непосредственно на местах великих событий. Съемки последних частей эпопеи, «Битва за Берлин» и «Последний штурм», проходили в столице Германии. Главного героя, капитана Цветаева во всех пяти фильмах ярко сыграл киевский актер Н. Олялин. Еще одна весьма запомнившаяся роль Олялина тех лет – в телевизионном трехсерийном фильме о партизанах, «Обратной дороги нет» (1970).
 
Видим мы в наших фильмах и советское знамя над рейхстагом, установленное утром 1 мая 1945 г. Напомним, что Знаменем Победы новые Законы России, Белоруссии и Украины определяли штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, водруженный около 3-х часов утра 1 мая 1945 г. на крыше здания рейхстага в Берлине военнослужащими Красной Армии Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария. 

Кадр из фильма «Женя, Женечка и “Катюша”»

До Берлина мы дошли и с необычным героем неожиданного фильма «Женя, Женечка и “Катюша”» (1967). Любопытно и то, что после столь характерно названной как раз по именам (ведь даже грозное ракетное оружие получило в войсках ласковое прозвище «катюша») картины В. Мотыля по сценарию фронтовика Б. Окуджавы исполнитель роли русского солдата Жени Колышкина О. Даль практически одновременно снялся в замечательной военной ленте «Хроника пикирующего бомбардировщика» Н. Бирмана. В которой, несмотря на более сухой заголовок и весьма трагический финал, содержалось тоже немало солдатских шуток и трагикомических историй – и она собрала в прокате 1968 г. почти такое же количество зрителей: 24,4 млн. Фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика» был, увы, несколько затенен фильмом Л. Быкова «В бой идут одни старики» (1973), использующим реминисценции из предшественника и ставшим, меж тем, картиной всенародно известной.

Взятием Берлина в первые дня мая, как мы помним, дело не закончилось, нашим воинам пришлось освобождать еще и Прагу. Существует художественный кинофильм «Освобождение Праги» чехословацкой студии «Баррандов», снятый в 1976 г., рассказывающий о том трагическом и героическом моменте в мае 1945-го, когда советские воины спасли столицу Чехословакии от неминуемого уничтожения. В фильме режиссера Отакара Вавры вместе с чехословацкими актерами снимались известные советские киноартисты П. Вельяминов, Н. Гринько, В. Стржельчик. 

Кадр из фильма «Освобождение Праги»

Но об освобождении советскими войсками Чехословакии Станислав Ростоцкий снял фильм раньше, в 1959-м, – «Майские звезды», где в одной из четырех новелл в пражском предместье в молодую чешку влюбляется молодой советский офицер (роль В. Тихонова), а в последней – в Праге гибнет молодой и смелый танкист (роль Л. Быкова).

Кадр из фильма «Майские звезды»

А между 2 мая – официальной датой падения Берлина, и 8 мая 1945 г. – днем освобождения Праги, был день, когда Русская Церковь торжествовала Пасху и день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, к слову, небесного соименника маршала Г. К. Жукова. А именно – 6 мая 1945-го. Сегодня мы обращаем внимание, что Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии был подписан на третий день Пасхи, 8 мая 1945 г.

Завершим наш краткий обзор фильмом того же незабвенного Петра Тодоровского, уроженца г. Бобринец Кировоградской области (УССР), сыгравшего у Марлена Хуциева в фильме «Был месяц май» одну из главных ролей, дошедшего до Победы молодого офицера. Что бы ни снимал П. Тодоровский, он всегда рассказывал о пронизавшей его Великой войне. Как пишут, «судьба наградила Петра Тодоровского именно в День победы, подарив ему сына, ныне известного кинорежиссера». 
В 1986 г. Тодоровский-старший снял фильм «По главной улице с оркестром», в финале которого актер Олег Борисов духоподъемно исполняет песню, написанную самим создателем фильма на стихи поэта-фронтовика Григория Поженяна «И всё-таки мы победили!».

5
1
Средняя оценка: 3.01709
Проголосовало: 117