Операция «Арийцы»

В ночь на 24 мая 1944 года линию фронта пересёк летевший из Румынии «Юнкерс-290». Целью находившейся на борту группы диверсантов было ни много ни мало организовать в тылу Красной Армии в Калмыкии масштабное восстание местного населения.

НАЦИОНАЛЬНАЯ КАРТА

Начиная войну с СССР, гитлеровцы рассчитывали закончить её в кратчайшие сроки. К концу 1941 года стало ясно, что блицкриг не получился и надо готовиться к затяжной войне. Германии много чего не хватало для длительной войны: материальных ресурсов, продовольствия, но больше всего не хватало пушечного мяса. 
И тут немцы вспомнили, что СССР – многонациональная держава, в которой кроме русских живут десятки больших и малых народностей. Гитлеровские эмиссары разъехались по оккупированным территориям и, опираясь на националистов, принялись в срочном порядке формировать батальоны и полки из местного населения. 
В сентябре 1942 года в Элисту прибыл зондерфюрер СС Отто Верба (доктор Долль), который быстро набрал добровольцев на два эскадрона, которые впоследствии свёл в кавалерийский корпус. Подспудно понимая, что истинная ценность этого корпуса невелика, гитлеровцы не отправляли его на фронт, предпочитая использовать калмыков в тылу для охраны объектов, несения патрульной службы, борьбы с партизанами. 

«НАЙТИ И УНИЧТОЖИТЬ!»

Ночью на посту воздушного наблюдения девушка с погонами младшего сержанта прижимала к уху наушники звукоулавливателя. Сквозь шум и треск она расслышала едва различимый равномерный тяжёлый гул. «Райка! – закричала она, – самолёт! Звони в батальон!» Девушки не только засекли нарушителя, но и сумели определить его курс: самолёт летел в бескрайние и безлюдные калмыцкие степи. 

Дежурный телефонист поднял трубку и протянул её офицеру: «Товарищ лейтенант, Вас».
– Докладывает старшая поста сержант Батаева! – начала было девушка и сорвалась: – Самолёт, товарищ лейтенант! Наверно бомбардировщик!»
«Молодцы девчонки!» – подумал дежурный по батальону офицер и повернулся к телефонисту: «Оповестить все посты наблюдения!» – «Есть!» Теперь самолёт, что называется, «вели». 

Около 5 утра с одного из постов доложили: «Самолёт сел. Место посадки – севернее п. Утта». Информация ушла в Сталинград, на аэродроме Бекетовка объявили боевую тревогу.
Задачей 933-й авиаполка было прикрывать военно-промышленные объекты Сталинграда от авианалётов. Но к 1944 году война ушла далеко на запад, какие тут бомбардировки? К командиру полка каждый день приходил кто-нибудь из пилотов и клал на стол рапорт с просьбой отправить его на фронт. Комполка ругался, демонстративно рвал рапорт, а потом сам писал точно такой же своему начальству. И вдруг: «Боевая тревога!» Четыре Харрикейна поднялись в небо с приказом «Найти и уничтожить!».
Лётчики пролетели более 250 км и нашли в степи Юнкерс, накрытый маскировочной сетью, вокруг которого сновали люди. Каждый Харрикейн имел по четыре 20-мм пушки и полный боекомплект. Идя на бреющем, истребители открыли огонь. Сделав один заход, истребители развернулись и пошли на второй. Диверсанты разбегались в разные стороны.
А на земле в это время отряды НКВД и НКГБ окружали район и приступали к его прочёсыванию. К 16:00 диверсионная группа была ликвидирована. В руки контрразведчиков попали 12 человек, в том числе члены экипажа, радист и командир группы. На первом же допросе командир назвал своё имя, фамилию, звание и оперативный позывной: «Эбергард фон Шеллер, капитан абвера, позывной Кваст». 
Кадровый офицер, из семьи потомственных военных, Шеллер когда-то был ярым приверженцем национал-социализма. Однако после того как под английской бомбой погиб его 4-летний сын, взгляды капитана резко изменились. Теперь он ненавидел Гитлера и вовсе не собирался отдавать жизнь за «обожаемого фюрера».

«РИМСКАЯ ЦИФРА ДВА»

– В октябре прошлого года сюда была заброшена группа из 5 человек. 
Контрразведчик кивнул головой: было дело, один диверсант разбился при выброске, двое схвачены. Двое сумели уйти, бандитствуют.
– Недавно командир группы Басанг Огдонов сообщил, что он жив, собрал вокруг себя людей, ведёт борьбу с Советами и вся Калмыкия поднимется на борьбу с коммунистами, нужно только оружие.

Чем больше говорил фон Шеллер, тем ярче разгорались глаза у смершовца. Группа Шеллера должна была провести разведку, подготовить место и базу для приёма повстанческих отрядов и крупных партий оружия. В Румынии на основе Калмыцкого кавалерийского корпуса спешно формируют десантные отряды, для которых уже собраны более 15 тыс. единиц стрелкового оружия, боеприпасы, обмундирование. Руководство абвера придаёт операции «Римская цифра два» исключительно важное значение. Ни много ни мало 36 эскадронов планировали забросить в Калмыкию гитлеровцы! Вполне достаточно, чтобы развернуть в тылу Красной Армии полноценную гражданскую войну.

– Вы успели сообщить о провале операции? 
– Нет. Но после приземления я дал радиограмму, что высадка прошла успешно, ведь именно это Вас интересует, господин офицер, не так ли?

Шеллер был прав: командир группы, готовый к сотрудничеству, взят в плен радист, Берлин уверен, что операция развивается успешно – не начать в этих условиях радиоигру было непростительной глупостью. 
26 мая нарком Берия на рапорте с предложением начать радиоигру поставил резолюцию: «Правильно! Тов. Абакумов, подготовьте соответствующее указание». Это был первый документ в папке «Операция “Арийцы”». 

ИГРА НАЧАЛАСЬ

Опасаясь, что радист-диверсант передаст сигнал о работе под контролем, его «убили» и на ключ посадили радиста Юнкерса, который должен был вернуться и потому вряд ли имел пароль на случай провала. 29 мая в Берлин ушла первая радиограмма: «Самолёт уничтожен русскими истребителями. Семь человек убиты, в том числе радист Мусин. Снаряжение спасли. Связались с партизанами Огдонова. Обстановка благоприятная. Жду указаний. Кваст». 
Первый самолёт прилетел на следующий день. СМЕРШевцы не были готовы к его приёму и решили не предпринимать никаких действий. Покружив над местом высадки и не увидев сигнальных огней, Ю-290 улетел обратно на базу. Благополучно вернувшийся Юнкерс убедил гитлеровцев, что группа Кваста «не засвечена» советскими спецслужбами.
Полетели радиограммы о диверсиях, о совместных с калмыцкими повстанцами операциях. И попутно шло: «Нужно оружие. Когда ждать самолёт?» Наконец, пришло сообщение: «Встречайте груз 11 июня». СМЕРшевцы срочно принялись готовиться к встрече: поперёк посадочной полосы рыли глубокие канавы, вокруг площадки оборудовали огневые пулемётные точки.

ИГРА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

В ночь на 12-е над площадкой появился Ю-290. Покружив и обменявшись сигналами с землёй, он выбросил 5 парашютистов, 20 тюков с грузом и пошёл на посадку. Попав колёсами в яму, экипаж понял, что попал в засаду и открыл огонь. Завязался бой. В порыве отчаяния экипаж поджёг самолёт, пошёл на прорыв и был частично уничтожен, частично взят в плен. 
В Берлин ушла радиограмма: «Самолёт не прибыл. Почему? Кваст».
Через несколько часов пришёл ответ, адресованный Квасту: «Назовите имя дочери, имя сына, место нахождения Вашего отца, фамилии унтер-офицеров из учебного лагеря». Потеря самолёта встревожила немцев, и абвер решил проверить, действительно ли радиограммы отправляет Кваст?

Шеллер прочитал текст радиограммы: 
– Записывайте. Имя сына…

Ответная радиограмма ушла через несколько минут. 
Успокоив абвер, СМЕРШ принял решение завершить операцию «Арийцы». Однако сделать это надо было умно, с максимальной пользой. 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АККОРД

В Центр пошли радиограммы, сообщающие о непрерывных боях группы Кваста с отрядами НКВД. Диверсанты «гибли» один за другим. «Погиб» верный слуга рейха Басанг Огдонов. Кваст сетовал, что калмыки отказываются «восставать» и вместо поддержки сотрудничают с НКВД. 
18 августа ушла тревожная радиограмма: «Бой с отрядом НКВД. Боеприпасов нет, спаслись на конях. Калмыки изменили. Остались одни без боеприпасов, продовольствия и воды. Кваст». 
20-го ушла последняя радиограмма: «Нас преследуют. Гибель неизбежна. Позаботьтесь о наших семьях». Передача была умышленно прервана, как будто произошло нечто неожиданное. Больше передатчик Кваста в эфир не выходил. Радиоигра закончилась.

ПОСЛЕДНИЙ РАПОРТ

В ходе операции «Арийцы» были отправлены 42 сообщения и получены 23, уничтожены 2 транспортных самолёта, захвачено оружие, продовольствие, два авиадвигателя, 21 агент задержаны, 12 уничтожены. Но главное, СМЕРШ сумел убедить противника, что попытка спровоцировать народное восстание в Калмыкии обречена на провал. Больше абвер попыток поднять калмыков на мятеж не предпринимал. 

5
1
Средняя оценка: 3.10811
Проголосовало: 74