Майя Пегливанова: «Я хочу стать человеком…»

Партизанке было всего семнадцать лет, когда её жизнь трагически оборвалась. Измученную пытками девушку привезли к шурфу шахты № 5, а потом казнили. 

14 февраля 1943 года Краснодон был освобождён от фашистских захватчиков. Вскоре вскрылась страшная правда о подпольной организации «Молодая гвардия» и судьбе партизан. Когда солдаты добрались до здания полиции, то обнаружили камеры, в которых находились арестованные молодогвардейцы. В одной из них красноармейцы заметили с трудом читаемую, прерывистую надпись. Она гласила: «Нас увозят… Как жаль, что мы вас больше не увидим… Да здравствует товарищ Сталин». Удалось установить, что в той камере пред гибелью находились Майя Пегливанова, Александра Дубровина, Ульяна Громова и ещё несколько девушек. 
А вскоре советские солдаты узнали, где произошла казнь молодогвардейцев. Был организован подъём погибших из шурфа шахты №5. Все тела были изувечены и покалечены, поэтому оказалось сложно выяснить личности героев. Однако постепенно все имена были установлены. А затем героев с почестями похоронили в братской могиле на центральной площади Краснодона. 
Там покоится и семнадцатилетняя Майя Пегливанова. Девушка-партизанка не побоялась бросить вызов фашистам, за что и поплатилась жизнью… 

Майя Константиновна Пегливанова родилась 20 мая 1925 года в Ростове-на-Дону. Мама Анна Васильевна была по национальности русской, а отец – армянином. И внешностью девушка пошла в отца – смуглолицая, с тёмно-карими глазами и длинными вьющимися волосами. О том, что такое отцовская любовь и забота, Майя не узнала. Константин умер, когда дочери было всего десять месяцев. И вскоре Анна Васильевна с Майей перебралась на Донбасс. Семья обосновалась в посёлке Первомайка, где жила её мама, Мария Трофимовна. 
Проблем с работой на новом месте не возникло. Анна Васильевна стала трудиться в сберкассе, а воспитанием Майи занялись бабушка Маша и дедушка Вася. Когда девочка немного подросла, её начали приучать к труду. Вместе с Марией Трофимовной она занималась огородом, училась готовить и наводить порядок в доме. Затем освоила штопание, шитьё и вышивание. А свободное время проводила либо на улице с друзьями, либо за чтением. Особенно сильно Майя любила сказки и даже пыталась сочинять их сама. 
В 1932 году Майя стала первоклассницей Первомайской школы № 6. С учёбой, благодаря бабушке и маме, никаких проблем не возникло. Девчонка одинаково легко справлялась со всеми занятиями. При этом Майя постоянно участвовала в школьных мероприятиях и быстро превратилась в заводилу компании. И когда девочка стала шестиклассницей, её назначили пионервожатой в младшем отряде. С новой ролью школьница справилась блестяще, посвящая всё своё свободное время младшеклассникам. Она играла с ребятами в различные игры, готовила театрализованные представления, много читала, знакомя с творчеством Пушкина, Лермонтова, Некрасова, а также других поэтов и писателей. При этом многие поэтические произведения Майя знала наизусть. 
В старших классах девушка увлеклась химией. Произошло это благодаря учительнице Александре Емельяновне Дубровиной, которая была старше Майи всего на пять лет. Они много вместе занимались дополнительно и превратились в настоящих подруг. 

В 1940 году Пегливанова вступила в комсомол и вскоре стала секретарём комсомольской организации школы. А затем её приняли и в райком комсомола. Став комсоргом, Майя добилась высаживания деревьев возле родной школы, а также способствовала появлению каменного тротуара между двумя учебными зданиями. Во время летних каникул девушка отправлялась или в колхоз «Пятилетка», или в совхоз «Первомайский», где организовывала работу школьников. Ничего не изменилось в жизни Майи и после начала Великой Отечественной войны. Девушка, сохраняя трезвость ума, занималась общественной деятельностью, продолжала трудиться в полях, а затем ещё и организовала сбор подарков для фронтовиков.
Тогда, в 1941 году, люди сохраняли надежду на скорую победу. Но положение на фронте складывалось неудачно для Красной армии, однако народ просто верил. Верила в лучшее и Майя. Она хотела после окончания школы поступить в высшее учебное заведение, чтобы стать химиком. При этом мать советовала дочери связать жизнь с медициной, став студенткой Ростовского института. Но Майя отказалась. И однажды Анна Васильевна спросила: «А кем ты хочешь стать?» И на это получила многозначительный ответ: «Я хочу стать человеком…» 
Планам не суждено было осуществиться. Осенью 1941 года враг оказался на подступах к Краснодону. Началась эвакуация. Покинуло город и семейство Пегливановых. Однако вскоре они вернулись, поскольку Красная армия остановила продвижение фашистов. Но радость оказалась преждевременной. Зимой и весной продолжались ожесточённые бои. А враг продвигался всё дальше и дальше. Летом стало окончательно понятно, что ни Краснодону, ни всей Ворошиловградской области оккупации не избежать. На тот момент немцев было не остановить… 
Анна Васильевна и Майя решили эвакуироваться. Они успели добраться только до Новошахтинска, что в сотне километрах от Краснодона, когда появились фашисты на мотоциклах. Они остановили людей, устроили обыск. А те вещи, которые понравились, забрали себе. Какое-то время Анна Васильевна и Майя провели в Новошахтинске, а потом от немцев поступил приказ – всем возвращаться в города, сёла и деревни. И Пегливановым пришлось вернуться в Краснодон. 
Город к тому времени был уже оккупирован. 

***

В оккупированном Краснодоне Майе пришлось мириться с новыми порядками, установленными фашистами. Однако наглое и жёсткое поведение немцев девушка не смогла принять. И решила, что нужно действовать. Вскоре Майя узнала, что по всему Краснодонскому району появились ячейки сопротивления. Они состояли из парней и девушек, который отважились бросить вызов оккупантам. Понятное дело, что лоб в лоб с фашистами никто воевать не собирался, силы были неравны. Однако партизаны нашли способ – устраивали диверсии и проводили агитационную работу среди запуганного мирного населения. И Майя примкнула к подпольной организации «Молодая гвардия». 
Осенью Майя влилась в работу. Она начала собирать оружие, боеприпасы и медикаменты. Но главное – девушка занялась агитационной работой. Вместе с другими молодогвардейцами она сочиняла тексты «агиток», а потом распространяла их. А параллельно часто и много разговаривала с жителями Краснодона. Майя призывала народ не верить фашистам и не сотрудничать с ними. Позже, набрав опыта, Пегливанова уже стала участвовать в подготовке диверсий. А однажды она вместе с боевыми товарищами спасла советских военнопленных. 
Осенью немцы стали отбирать молодёжь для отправки на принудительные работы в Германию. Избежать трагической участи можно было двумя способами: раздобыть справку о нетрудоспособности или же устроиться на официальную работу по месту жительства. 
Майя выбрала второй вариант. Она стала трудиться в клубе имени Горького. Правда, тот клуб на самом деле был местом, где тайно заседал штаб «Молодой гвардии». Но для прикрытия все проводили занятия. Майя, например, вела струнный, драматический и хоровой кружки. 

Большой переполох произошёл в Краснодоне 7 ноября 1942 года в день 25-летия Октября. Тогда молодогвардейцы вывесили несколько красных полотен на самых высоких точках города. Диверсия произвела большой резонанс. Фашисты и их пособники-полицейские сильно разозлились. Они пытались выяснить, кто это сделал, но так ничего и не узнали. Зато горожане в очередной раз убедились, что в Краснодоне есть сила, несогласная с оккупационным режимом. 
В борьбе с фашистами прошла осень. Наступил декабрь. Молодогвардейцы к этому времени окончательно поверили в свои силы. Они собрали мощный арсенал и готовили атаку на полицию. Партизаны знали, что Красная армия с боями движется по Донбассу. До освобождения оставалось потерпеть совсем немного, поэтому ребята решили подготовиться ко встрече с советскими солдатами. А именно – взорвать здание и уничтожить предателей. Вот только молодость и чрезмерная вера в себя сыграли с молодогвардейцами злую шутку. Они расслабились, посчитав, что полицейские их не найдут. И ошиблись. 
Уже в начале января 1943 года начались массовые аресты молодогвардейцев. Арестовали и Майю. Несколько дней её допрашивали, избивали, пытаясь выяснить информацию о том, кто ещё состоял в «Молодой гвардии». Однако девушка, несмотря на страшные пытки, ничего не сказала. В ночь с 15 на 16 января её и ещё несколько десятков молодогвардейцев привели к шахте № 5. А потом сбросили в шурф… 
1 марта Майя и её боевые товарищи были похоронены в братской могиле, расположенной на центральной площади Краснодона. Посмертно бесстрашная партизанка удостоена ордена Отечественной войны 1-й степени и медали «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. 

5
1
Средняя оценка: 3.02198
Проголосовало: 91