Надежда Петрачкова: «Мы будем бороться до тех пор, пока будут биться наши сердца…»
Надежда Петрачкова: «Мы будем бороться до тех пор, пока будут биться наши сердца…»
В октябре 1942 года Надя присоединилась к «Молодой гвардии». Девушка не смогла смириться с оккупацией, поэтому стала партизанкой.
20 июня 1924 года в семье Петрачковых произошло пополнение – родилась дочь Надя. В то время Никита Степанович и Евдокия Тарасовна жили в городе Кадиевке (сейчас город Стаханов), что в Ворошиловградской области. Мама занималась домашним хозяйством, а отец являлся партийным коммунистом и обладателем ордена Ленина. За плечами Никиты Степановича были трудные годы, когда ему часто приходилось бороться за жизнь. Он вспоминал: «Отец мой в 1908 году погиб во время взрыва в шахте на Рыковском руднике, и в том же году умерла мать. Тяжело было жить без родных, без отца и матери, потому что мне всего было 12 лет. Сначала мне пришлось идти по сёлам, просить себе хлеба. Идёшь по селу, бывало, где собака во дворе, в ту хату не пойду, боялся собак. Как сейчас вспоминаю, как мне ещё маленькому тяжело пришлось переживать. А потом я пошёл до помещика пасти лошадей». Потом Никита Степанович устроился на шахту, где вручную добывали уголь. Вскоре грянула Гражданская война, которую он прошёл от начала и до конца, вступив в ряды Красной гвардии добровольцем.
Спустя три года после рождения дочки, Петрачковы перебрались в посёлок Краснодон. Мать занялась обустройством хозяйства на новом месте, отец – начал работать на шахте. Когда Надя подросла, стала учиться в местной школе № 22. С учёбой у девчонки проблем не возникло. Ей одинаково легко давались как точные, так и гуманитарные науки. Выяснилось ещё, что Надя хорошо пела, поэтому каждый школьный праздник сопровождался её выступлением. Затем девчонка научилась ещё играть на гитаре. Учителя, видя выступления Нади в художественной самодеятельности, утверждали, что у неё огромный талант. И будущее Петрачковой нужно связать со сценой. Однако Надя на подобные советы всегда отвечала одинаково, мол, баловство всё это и не более того.
В 1939 году девушка вступила в комсомол. И началась новая глава её жизни. Теперь уже Надя была занята различными поручениями, поступавшими от ВЛКСМ. Но главной ей работой стали занятия с октябрятами, у которых девушка являлась пионервожатой. Яркая, умная Надя постоянно была в кругу друзей и подруг. Наиболее тесные отношения у неё сложились с Ниной Кезиковой, Лидой Андросовой, Валей Стрежовой и Ниной Старцевой. Девушки, в силу возраста, много мечтали. Мечтали о будущем, о взрослой жизни. В то время в Советском Союзе произошёл настоящий авиационный бум, молодёжь грезила небом. Парней и девушек манила «крылатая романтика». Надя не хотела становиться лётчиком, хотя, как и все, зачитывалась газетными статьями, в которых рассказывалось о новых подвигах и рекордах советских пилотов. Петрачкова мыслила более приземлёнными категориями – она хотела стать врачом. Но 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война и планы резко пришлось пересмотреть.
С началом войны в Краснодонском районе появилось несколько госпиталей, куда доставляли раненых советских солдат. В одном из них стала работать Надя. Она ухаживала за красноармейцами, писала письма их родным. Кроме этого Петрачкова несколько раз выезжала в колхозы на полевые работы.
В заботах пролетел страшный 1941-й год. Люди, оказавшиеся в прифронтовой зоне просто жили. Они верили в то, что Красная армия сумеет остановить немецко-фашистских захватчиков. Однако ситуация складывалась трагическая. Враг прорывался всё дальше и на дальше в восточном направлении.
Весной 1942 года нависла угроза над Ворошиловградской областью. Началась повсеместная эвакуация предприятий и колхозов. Пришлось покинуть Краснодон и Никите Степановичу. Он вспоминал, что перед отъездом к нему подошла Надя и сказала: «Так, папа, надоело терпеть нашему народу такие муки и надругательства, смотреть как проливают рекой кровь наши отцы, братья и сёстры, смотреть на сожжённые города и сёла». И девушка не могла сдержать слёз. Что на это мог ответить отец? Он всё прекрасно понимал, но был бессилен что-либо изменить. Никита Степанович с тяжёлым сердцем покидал семью, зная, что скоро Краснодон окажется в оккупации. И на прощание сказал дочери: «Надя, будь осторожной, когда придут немцы».
В июле 1942 года самые страшные опасения сбылись – фашисты оккупировали Краснодон. Они вели себя, как настоящие хозяева, всячески демонстрируя власть. Первым делом немцы решили запугать мирное население. Благодаря помощи предателей, оккупанты арестовали несколько десятков партийных коммунистов, поскольку в них они видели своих главных врагов. А затем привезли их в городской парк и заживо закопали в могилу. Параллельно шла жестокая расправа с евреями. Таким образом, фашисты хотели запугать людей, чтобы у них не возникло мысли о сопротивлении.
Вот только немцы ошиблись. Несмотря на все ужасы, которые они творили, в Краснодоне нашлась сила, не побоявшаяся бросить им вызов – местная молодёжь. Парни и девушки, ушедшие в подполье, сначала действовали разобщённо, но уже осенью объединились. Так появилась организация «Молодая гвардия».
***
Все молодогвардейцы произнесли клятву: «Мы будем бороться до тех пор, пока будут биться наши сердца, всё равно отомстим врагу». И они старались как можно сильнее испортить жизнь оккупантам. Сначала молодогвардейцы собирали оружие, боеприпасы и медикаменты. Затем начали распространять агитационные листовки, призывая народ не верить фашистам и саботировать их приказы.
Той же осенью немцы решили отправить часть краснодонской молодёжи в Германию на каторжные работы и начали «обрабатывать» население. Спастись от неминуемой гибели (никто не верил, что можно живым вернуться из логова врага) можно было двумя способами: либо получить справку о нетрудоспособности, либо официально устроиться на работу. Надя выбрала второй вариант. Никита Степанович вспоминал о тех трагических днях: «Когда фашисты заняли поселок, Надя с подругами пошла работать на шахту, ведя агитацию среди девушек и женщин не ехать на работу в Германию, прятать продукты, вещи, чтобы они не достались врагу».
Получив официальное место работы, Надя начала устраивать на шахте диверсии. Она выводила из строя различные механизмы, чтобы производство тормозилось. Немцы сильно злились из-за этого, но сами в шахту не лезли. Боялись.
Однажды молодогвардейцы узнали, что на станции Семейкино фашисты устроили склад зерна, чтобы отправить его в Германию. Партизаны не могли этого допустить. И стали думать, что предпринять? Поначалу они хотели поджечь склад, но это было слишком сложно и опасно. И тогда решили заразить пшеницу паразитом – клещом. И благодаря помощи местных партизан план был осуществлён.
Устраивали молодогвардейцы и другие диверсии. Например, перерезали провода связи. Для этого девушки уходили в поля и под видом сбора хлебных колосьев разведывали обстановку. А когда находили провода связи, перерезали их. Однажды подпольщикам удалось захватить немецкую радиостанцию. Её отдали коммунисту Конюхову, который также являлся партизаном. Кроме этого, на счету подпольщиков было несколько взорванных немецких машин.
Особую гордость у молодогвардейцев вызвала диверсия, которую они подготовили в честь 25-й годовщины Великого Октября. Тогда, в ночь на 7 ноября, партизаны вывесили на самых высоких зданиях Краснодона красные флаги. И это произвело эффект взорвавшейся бомбы. Мирное население воодушевилось, впервые за несколько месяцев люди начали улыбаться. Фашисты и их пособники пытались по горячим следам найти партизан, но у них ничего не получилось.
Однажды ночью в квартиру, где жила Надя вломилось несколько пьяных фашистов. Они потребовали еды, но у девушки ничего не было. Разозлившись, немцы начали угрожать расправой. И тогда Надя сказала, что быстро напечёт им пышек. Фашисты уселись за стол и стали ждать. А алкоголь скрасил им ожидание. Надя быстро напекла пышек, только с нюансом – в муку она добавила стекла… Тогда девушке сильно повезло. То, что фашисты вломились к ней никто не видел, иначе её бы казнили.
В начале января 1943 года в Краснодоне начались массовые аресты молодогвардейцев. До Нади фашисты добрались двенадцатого числа. На протяжении нескольких дней партизанку допрашивали, избивали, пытали. А 16 января девушку и ещё нескольких молодогвардейцев фашисты пригнали к шахте № 5 и казнили, сбросив в шурф.
14 февраля Краснодон был освобождён. Вскоре тела молодогвардейцев были подняты со дна шахты. Партизан похоронили в братской могиле на центральной площади Краснодона. Там же покоится и храбрая Надежда Никитична Петрачкова.