Союз меча и микрофона
Союз меча и микрофона
Промелькнула в прессе и Интернете новость: во Франции сбежавшие из России деятели создали «Антироссийский демократический клуб». Кто же эти Остап Бендер и Ко? В клуб вошли опальный олигарх Михаил Ходорковский*, признанные иноагентами Илья Пономарев* и Дмитрий Гудков*, а также артист Дмитрий Назаров* и его супруга Ольга Васильева — итак, компания изгоев, гордо назвавшаяся «Антироссийским демократическим клубом», не более чем «сборище беглоэмигрантов, иноагентов и русофобов». Однако так же, как все «временные правительства безвременья», члены клуба обладают непомерными амбициями.
Никому, если разобраться, ни на Западе, ни в России не интересные участники смехотворных мероприятий заявляют, что власти Франции и других европейских стран должны разговаривать с ними как с представителями России, а не с находящимися в стране (то есть законно избранными) «узурпаторами-упырями». И даже намерены заменить собою российский МИД, после чего вытеснить с политического поля всех, кто им не нравится — в частности, Василия Небензю. То бишь всякий, кто не разделяет антироссийских взглядов и намерений членов клуба, не годится в представители России.
Логика, конечно, специфически-артистическая: Россию могут представлять только те, кто мечтает о ее развале и гибели. «Предатели мечтали быть принятыми в компанию тех, кто мечтал уничтожить нас. Они добивались уважения от тех, кто считал нас “низшей расой”. И вот, с барского плеча им выделили стол и несколько стульев. Достойная награда нашла своих “героев”», — пишет в Телеграмм-канале Олеся Лосева. Хочется спросить — где именно выделили? В воображении этих «беглоэмигрантов»? Эдак и я могу назваться царицей Савской и потребовать соответствующих почестей.
Впрочем, речь, на деле, не о ничтожном объединении никчемных людишек, судорожно спасающих свое имущество нелепым шутовством. История их эскапад даже на сценарий комедии положений пока не тянет. Разве что на историю, повторяющуюся в виде фарса — фарса, претендующего на звание трагедии.
Белоэмигранты, среди которых было множество людей, обиженных на бывшую Родину, возненавидевших ее — и вполне заслуженно возненавидевших — все они были участниками трагедии, ужасающей исторической драмы. Страна была виновата перед ними — и перед многими своей вины так и не искупила.
Нынешние же, ринувшиеся за границу ни с того ни с сего, вероятно, в надежде получить от заграницы ту самую помощь, о которой говорил «Союзу меча и орала» Остап Бендер — они, несомненно, участники не трагедии, а фарса. Неизвестно, сознают ли они это; но поскольку среди них и актеры есть, должны сознавать, поскольку ситуация развивается тик-в-тик по законам жанра. Вполне вероятно, что всё это «правительство в изгнании» станет мыть посуду и печь пирожки, используя опыт, полученный в/на «Кухне». Не на сцену же им выходить? Туда их если пустят, то разве что со шваброй…
Опять-таки для попавшего в список иноагентов артиста возврата нет. Он скоро, чего доброго, и пенсии, и других доходов в России лишится — а доходы здесь у актерской братии космические, хоть пенсии и относительно небольшие. И разговоры о том, что стоило бы тех, кто рьяно ругает Россию, лишить даже таких выплат, не утихают. Ругатели своей бывшей родины под Богом ходят; вот-вот депутаты осерчают всерьез и…
Почуяв запах жареного (какие-то ассоциации всё кухонные), «беглоэмигранты» уже пытаются вернуться. Тихой сапой, делая вид, словно ничего не было, ничего «такого» они не говорили, никакими нехорошими словами Россию и Россиян не обзывали.
«Не хочу повторять за писателем Сергеем Михалковым про “наших хулят и бранят, а сало русское едят”, но это так», — в свое время сказал парламентарий Виталий Милонов. «Такие люди, когда уезжают, думают, что раз они все такие либеральные, то на Западе вдруг станут кому-то нужны. Сколько их уже туда уехало, а потом вернулось. Вон, начиная с депутата Госдумы Оксаны Пушкиной. Эмигрируют, рассчитывая, что там будет у них счастливая карьера, а потом возвращаются назад в Россию, потому что за границей никому не интересны».
Это-то понятно. Непонятно другое: неужто они были уверены, что публика за пару недель забудет оскорбления, излитые в СМИ и в Сеть, когда очередной «интересный загранице либерал» решал, что с Россией у него всё кончено? Неужто ни один из будущих «релокантов» никогда не расставался с надоевшей дамой сердца или ухажером и не знает, какой мстительной и злопамятной может быть брошенная «половинка»? А публика — это то же самое, возведенное в энную степень.
Потихоньку заскучавшие по «русскому салу» и разочарованные в западных перспективах артисты двинулись обратно. То комики Александр Ревва и Александр Гудков норовят восполнить падение доходов плясками и шутками на частных вечеринках — поскольку концерты Реввы были отменены в Краснодаре, Москве и Санкт-Петербурге, а Гудкова вообще неизвестно, пустят ли обратно на ТВ; и если певец SHAMAN не обиделся на пошлейшую гудковскую пародию — выступление Гудкова на концерте в Стамбуле в поддержку Украины уже тянет на более серьезные обвинения... То певица ртом Ани Лорак регулярно приезжает на частные концерты в России, выпускает песни, хотя еще недавно отменила свои концерты в России и уехала за границу, намереваясь завоевать европейский рынок — но, как все прочие, провалилась. На Западе таких рыбонек губастых целый рыбозавод, и не один. Теперь не складывается у Лорак с гастролями по России, их стали отменять по воле зрителя, а не певицы.
Приехал из-за океана, сделав невинные глазки, актер Данила Козловский. Говорил про СВО и российскую армию всякое — ну и что? Но не эмигрировал же! Ну вы подумайте, какой подвиг! Как будто актер средней руки Козловский — грандиозная потеря для российской сцены, и мы должны ему в ножки кланяться, что нас не бросил. А вот предатель Козловский, который в любой момент включится в информационную войну и снова будет поливать грязью свою страну — это потенциальная репутационная потеря. И, может быть, не стоит держать под боком бомбу замедленного действия?
Точно так же отрицает свою эмиграцию и Алексей Серебряков, до сих пор льющий грязь на Россию и россиян: «До сих пор ни знание, ни сообразительность, ни предприимчивость, ни достоинство не являются национальной идеей. Национальной идеей являются сила, наглость и хамство… Я перевез семью в Канаду, чтобы мои дети росли и воспитывались в принципиально другой хотя бы бытовой идеологии. Я хочу, чтобы они понимали, что могут цениться за свои знания, трудолюбие, что совсем не обязательно толкаться локтями, хамить, быть агрессивными и бояться людей. В любой цивилизованной стране уличная идеология строится на доброжелательности и терпимости, чего так не хватает в России. Как бы я их ни охранял и ни изолировал, я не могу защитить их здесь от хамства и агрессии. Это витает в воздухе. Хам победил». Он говорит это лет десять кряду. Раскаялся ли Серебряков хоть в одном своем слове? Станиславский уже ответил на этот вопрос своим «не верю».
Подумайте сами, стоит ли воюющей стране давать свободу действий подобным… существам.
Возмущение тех, кто предлагает «простить русофобов за талант», ругаясь, когда спектакль или концерт с участием очередного «клеветника России» отменяется за несколько часов до начала «по техническим причинам», можно понять… вроде бы. Но в то же время нельзя не спросить: а где у этой пропасти предательства дно? Может, уровни обозначим: «эмигрант в несознанке» — от Серебрякова до Козловского; «испуганный патриот» — от Урганта до Хаматовой; «кормилица всея СССР» — от Вайкуле до Пугачевой; «невольный иноагент» — от Галкина* до Макаревича*; «антироссийский демократ» — от Назарова* до Шендеровича* — и далее до бесконечности?
Мы и сейчас не знаем, куда зайдут эти господа, вначале, по их мнению, нечаянно сболтнув лишнего, потом без задней мысли уехав из страны (как выразился Шендерович*, «переждать снаружи» — или «в отпуск», как говорили многие «испуганные патриоты»), потом наговорив западной прессе на уголовную статью и звание иноагента (тоже без зазрения совести, как вечная пионерка Чулпан Хаматова), и лишь потом опомнившиеся. Или не опомнившиеся.
Сейчас, верно заметил в YouTube-шоу «Полный абзац» Михаил Шахназаров, «они говорят полную ахинею, но делают это якобы с чувством собственного достоинства, с пафосом и пренебрежением — мол, мы-то знаем, как лучше», но реально навредить России не могут. «Антироссийские клубы» их еще смешней, чем «Союз меча и орала». Брызжущие яростью старые певцы и певички, чье светлое будущее в далеком прошлом, разочаровывают, конечно; мы на их хитах росли, думали, они за Россию, за нас, советских людей, а они... Молодые артисты проходят под вопросом «А это еще кто?», так что их порицания не имеют никакой важности, как и их отъезд.
Однако никто не может дать гарантии, что эти людишки, вернувшись, не начнут снова отравлять информационное, а главное, культурное пространство, уже втихаря, опосредованно, аккуратно. Как та же Ахеджакова, чьи спектакли ощутимо пованивали русофобским душком — но поклонники заходились от восторга: «Эта актриса вытянет любой спектакль!» Вытянет. Какой бы патологической мутью не наполнила его, например, «Люся Улицкая», известная своей ненавистью к России.
С повальным прощением «творческих релокантов» мы рискуем заполучить не пятую колонну, а полноценное движение сопротивления, воспитывающее из российской молодежи бомбистов. По-прежнему получающее деньги из-за рубежа, только теперь уже по теневым каналам и криминальным схемам. Это вам будет не тупица Дарья Серенко*, гуляющая с плакатами в духе «Свободу кастрации малолетних!», и не доцент СПбГУ Михаил Белоусов, в реале гнобящий тех, кого он называет «рашистами», зато в вирте белый и пушистый, не имеющий отношения к антироссийским аккаунтам и страницам, заведенным, видите ли, от его имени. Это будут внедренные агенты, а возможно, и профессионалы. Запад так просто не сдастся.
Поэтому не стоит верить на слово. Проверять надо этих якобы ни в чем не повинных «просто запутавшихся». Чай не детушки, а некоторые так и вовсе дедушки. Поздновато путаться в трех соснах.
* Признан(а) в России иноагентом.