Тупик отчуждённости
Тупик отчуждённости
Сейчас много и справедливо говорится о глубокой внутренней разобщенности нашего общества, об отсутствии бытийного единства народа, который, по идее, сегодня должен особенно сосредоточиться и сплотиться перед вызовами враждебного внешнего мира. С течением времени эта тенденция усугубляется, несмотря на бодрые мантры мастеров пропагандистского жанра. Материальное неравенство, на протяжении долгого времени считавшееся главной причиной тлеющих социальных противоречий, за последние годы дополнилось другими факторами, также весьма действенными и разрушительными для народного согласия. Следует сказать, что современное мироустройство выработало механизмы определённого сглаживания материальных противоречий, по крайней мере, в мегаполисах и крупных городах. Нынешние актуальные противоречия имеют более глубокую и сложную систему причин и следствий, для устранения которых необходимо как минимум осознание их наличия.
На протяжении многих лет на самых разных уровнях идут разговоры о необходимости выработки государственной идеологии, дающей смысл существованию как отдельного человека, так и всего народа. Тема эта давно набила оскомину, и её уже как-то неловко касаться. С одной стороны, большинство нормальных людей согласно с тем, что государственная идеология в той или иной форме нужна, с другой – ситуация в этом отношения сохраняет полную неизменность. В то же время, все люди тихо про себя знают, что неформально идеология всё же существует. Если попытаться её определить в нескольких словах, то один из вариантов может выглядеть так: агрессивный индивидуализм, брутальный гедонизм и «квалифицированное» потребление. Вся остальная словесная шелуха, обрамляющая эти системообразующие понятия современной идеологии, предназначена для того, чтобы скрыть её дегуманизирующую сущность.
Жизнь убедительно показывает, что та система ценностей и бытийных координат, которая была навязана нам либеральной идеологической машиной, на протяжении многих лет с успехом выполняла разрушительную, деморализующую функцию, превращая просвещённый и сознательный в прошлом народ в собрание индивидуумов, объединённых исключительно материальными, потребительскими мотивами. В то же время, для людей, тяготеющих к сознательной жизни, к традиционным ценностям, на протяжении долгого времени создавалась квазипатриотическая идеологическая модель, главное отличие которой состояло в её принципиально антисоветском характере. Именно идеологическая установка о том, что якобы в Великой Отечественной войне наш народ победил не «благодаря», а «вопреки» своему высшему политическому и военному руководству, внедрялась в общественное сознание всей мощью либеральной пропагандистской машины, деморализуя и разобщая народ, отнимая у него право на историю и национальную гордость. Эта установка во многом способствовала расщеплению патриотического сознания, особенно у молодых поколений. Культ Солженицына, подспудное и явное навязывание представлений о «неоднозначности» тех или иных изменников и предателей России, огульная клевета на Советский строй, размытие традиционной системы нравственных ценностей посредством демагогии и цинизма, откровенная русофобия, наконец, – эти и подобные факторы сыграли роковую роль в ухудшении морального состояния нашего народа в его многонациональной полноте.
С началом Специальной военной операции ситуация изменилась качественно, проявив и обозначив новые требования времени. Необходимость единения всего многонационального народа России перед поднявшим голову нацизмом потребовала честного взгляда на наше прошлое, причём в его максимальной полноте и сложности, со всеми его диалектическими противоречиями. С каждым днём противостояния становится всё более очевидно, что для нашей победы необходимо признание безоговорочной правомерности всей отечественной истории XX века. Те бытийные принципы, которые позволили нашему народу построить великое многонациональное советское государство и победить нацизм, остаются неизменными и, в сущности, вечными для России. Возврат к этим принципам неизбежен, необходимо это понять и принять.
Художник: В. Ланский.