Герои с заслонки

Земля всё возвращает нас к памяти, извлекая из своих недр поразительные находки.

Удивительна история, случившаяся несколько лет назад на Белгородчине, где Анатолий Иванович Антонюк среди остатков военного металла, вывезя восемь тележек при выкорчёвывании старого сада, откопал с сыном Альбертом на своём огороде в селе Шопино заслонку-вьюшку от русской печи, на которой удалось прочесть печатными буквами строго процарапанную или выбитую каким-то непростым инструментом надпись, частично затёртую чернозёмом за семь десятилетий, однако читаемую: «Гвардейцы – истребители танков пали смертью храбрых в бою с фашистскими танками под х. Шопино, 20-3-1943 г.

1. Кутиков И. Р. (Саратовская область, Жерновский р-н, с. Мокрое)
2. Васильев С. И. (Ленинская ж/д ст.Вишняки, Н.Кузьменский пос., ул. Чапаева 18/42)
3. Алексанян Г. Х. (Грузия, Ахалкалакский р-н, Кардыкашский с\с, г.Пузов)
4. Грозь С. Х. (Полтавская обл., х. Санжаровский)
5. Кулаков В. С. (Саратовская обл. Жерновский р-н, с. Мокрое)
6. Шуленин Н. В. (Калмыцкая АССР, д. Сухая Буйволовка)
7. Малков А. С. (Вологодская обл. г. Устюжна )
8. Тимофеев И. А. (г. Тула, ул. Герцена, д. №37)
9. Тихонов К. Н. (Луганская обл. Ново-Айдарский р-н. ) 
10. Тишкин А. И. (Рязанская обл.)
11. Бахтин Н. Р.(Кировская обл.)
12. Замотаев К. Б. (г. Москва)
13. Репченко Л. Т. (Смоленская область, Сафоновский р-н)
14. Тетенькин А. А. (Кировская обл., Половский р-н, Гоголевский с/с, д. Коберцы)».

(Места призыва в списке приведены белгородскими исследователями в соответствии с данными райвоенкоматов.)

Табличка-заслонка

Доброхот-изыскатель, член Союза журналистов России Ольга Владимировна Северина, по зову сердца занимающаяся поиском родственников павших воинов, немало времени и сил отдавшая «истории с заслонкой» и увековечению памяти упомянутых на ней воинов, заверяет: «Каждая фамилия, выбитая на табличке, прошла проверку на сайтах Министерства обороны “Мемориал” и “Память народа”. За каждой стоит образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом доблесть, мужество и стойкость, дисциплина и организованность, воинское мастерство и героизм личного состава. География поисков родственников павших героев обширная: Россия, Украина, Грузия, Калмыкия».

Истребители танков 57-го отдельного гвардейского истребительно-противотанкового дивизиона 52-й гвардейской стрелковой дивизии, которая потом получит наименование Рижско-Берлинской орденов Ленина, Суворова и Кутузова, геройски погибли в марте 1943-го г. под Шопино. И 73 года они считались пропавшими без вести. Матери не дождались своих сыновей, жёны мужей, дети отцов, сёстры – братьев, невесты – женихов.

По документам Центрального архива Министерства обороны и сайту «Память народа» доброхотам удалось разыскать список безвозвратных потерь, оперативные сводки, карту боя и журнал боевых действий, где, в частности, сказано: «…20.03.1943 г.: “Дивизия продолжает прочно оборонять занимаемую полосу обороны. С 13.10 вела бой с танками противника и пехотой в районе Шопино… После прорыва переднего края обороны ПО153 ГВСП в р-не Шопино полк принимал участие в отражении танковой атаки противника. В результате боя полк имеет потери: убито 187, ранено 8 человек”…»

О. Северина показывает табличку-заслонку

Ольга Северина рассказывает автору этой статьи: «Когда я стала заниматься этими ребятами, искать родных, разговаривать с чиновниками, доказывать, объяснять простые вещи, ночами сидеть в интернете и искать, искать, искать... В какой-то момент было так тяжело, что боялась, не выдержу. Пошла в храм в честь иконы Божией матери “Всецарица”, к священнику Владимиру Мироненко с просьбой освятить эту табличку, рассказала предысторию, плакала, просила помощи и поддержки. А в ответ услышала: “Это ваш крест. Несите”. Опешила. И вдруг почувствовала, как исчезла усталость бессонных ночей, ушла с сердца тяжесть и стало светло и легко. Улыбнулась, вытерла слёзы, взяла из рук батюшки освящённую табличку и пошла. И всё стало складываться. И помощники появились, и пресса подключилась, и родственники воинов отозвались…»

Ольга Владимировна и сегодня звонит, пишет, ищет, участвует в радиоэфирах, помогает тем, кто обращается к ней за помощью отыскать пропавших без вести. Она уже помогла многим найти незаслуженно потерянных и забытых. На достигнутом не останавливается. Работает со списками бойцов 375 сд, 1090 человек которой только за один день боя все эти 75 послевоенных лет числятся пропавшими. А за каждой фамилией – место призыва, год рождения… А кому сообщить в случае гибели? Может быть, уже и сообщать некому… В таком случае, считает О. Северина, пусть о своих героях узнают если не родственники, потомки, то земляки. Совместно со средней школой № 19 города Белгорода, в которой находится музей 375 сд, она ведёт работу со списками. 

На сегодняшний момент белгородскими доброхотами установлены контакты с потомками нескольких шопинских бойцов-противотанкистов. В частности, родственники Николая Васильевича Шуленина отозвались из Сухой Буйволы Ставропольского края, Григория Хачатуровича Алексаняна – из Грузии. Александра Тищкина из Москвы и Рязани, Александра Малкова из Устюжны и С-Петербурга, Тетенькина – из Кировской     области…

Ольга Северина проводит выставки, посвящённые «героям с заслонки». В частности, с экспозицией «Пропавшие без вести. Поиски и находки», ею была выставлена и подборка рисунков павшего Александра Малкова «Несозданные шедевры», предоставленная родственниками воина. О. Северина рассказала: «Вологодскому пареньку из небольшого городка Устюжна Саше Малкову в бою под Шопино было двадцать лет. Единственный ребёнок в семье. Рано потерял отца, воспитывала его мама да два отцовских брата. Любил Саша рисовать карандашом и масляными красками. Весёлый, добрый – мухи не обидит. Только школу закончил. А тут война. Ушёл, да так и не вернулся. Дом, в котором он жил, стоит до сих пор. Одна из его двоюродных сестёр, Альбина Шентякова, живёт в Устюжне, другая, Людмила Рыскова, в Санкт-Петербурге. Сёстры сохранили Сашины рисунки. И не знали, что брат погиб под Белгородом. Вместо похоронки Марии Николаевне тогда пришло извещение, что её сын пропал без вести. Теперь мы разыскали в документах, что 20 марта 1943 г. наводчик Александр Малков под ураганным огнём противника подбил близ Шопино из своего орудия тяжёлый немецкий танк и бронемашину. И только через 73 года Устюжна узнала, где погиб герой и что он посмертно награждён орденом Красного Знамени».

Поиски остальных связей продолжаются. Отправлены официальные запросы, в работу включились архивы, школы, краеведы и СМИ. Откликались также одноклассники и соседи, сообщали, кто и куда выехал. Благодаря этому потомки теперь знают не только о том, что их родные не пропали без вести, а геройски погибли, но и как и где именно проходил последний их бой, что ребята стойко держали оборону против 30 танков, не давая прорваться фашистам к трассе, ведущей на Обоянь. 

Найденное в Шопино ПТР 1943-го. Затвор работает!

Двое противотанкистов – из Луганской (тогда Ворошиловградской) области (с территорий, долго находившихся под контролем Киева): Тихонов Кирилл Гаврилович, 1904 г.р., (Новоайдарский р-н, с. Гришино, жена Тихонова Анна Борисовна), гв. красноармеец, номер ПТР, убит в р-не х. Шопино 20.3.43 г.; Волгин Петр Дмитриевич, 1912 г.р., (Серговский р-н, д. Ирмино, пос. Н. Быт, жена Волгина Мария Павловна), гв. кр-ц, заряжающий, убит 23.3.43 г. в р-не с. Стрелецкое, остался на поле боя. 

Благодаря замечательному небезучастному человеку Владимиру Семёновичу Надаенко, директору луганского музея МВД, подполковнику милиции в отставке, родственники и этих двух бойцов были недавно найдены.

Один из списка – малоросс, уроженец Полтавщины Грозь Семён Григорьевич, 1911 г.р., (Полтавская область, Маченковский р-н, х. Санжаровский, отец Грозь Григорий Петрович), гв. мл. сержант, наводчик, убит в р-не х. Шопино 20.3.43 г. По понятным причинам связаться с полтавским военкоматом пока что невозможно.

Два бойца с таблички пока так и остались для белгородских поисковиков «безродными». Не проходят они по документам ни живых, ни погибших. 

Зачем ей эти хлопоты, Ольга Владимировна поясняет так: «Уходят ветераны, пополняя небесные полки и дивизии. А те, кто ещё остался на этой грешной земле, пытаются изо всех сил достучаться до умов, душ, сердец тех, кто не видел войны и знает о ней только по компьютерным играм. И каждый день – как на передовой. И каждый день – как в бой. Бой с грубостью, хамством, лицемерием, равнодушием. Чтобы успеть сказать то, что не сказано. Чтобы успеть сделать то, что не сделано».

«Мы никогда не узнаем имени солдата, который на печной заслонке выбивал зубилом фамилии своих боевых товарищей, – говорит Ольга Северина. – Остался он жив или погиб, неизвестно. Но пока мы можем хоть что-то сделать, надо делать. Это наш долг.
У Анатолия Ивановича Антонюка отец был пограничником в Великую Отечественную. Вернулся контуженый, весь израненный. Чудом остался жив. Спасибо его товарищу, что не бросил. Как только тот очнулся после взрыва, увидел в воронке от снаряда торчавшие из земли пальцы, бросился друга откапывать. Вот поэтому и болит у Анатолия Ивановича душа за солдат, которые жизни свои положили за землю, на которой он дом отстроил, в котором его внукам и правнукам жить». 

Если ехать в Шопино, на места боёв, следует непременно заехать в Покровский храм, стоящий на героической «высоте 225,9 метра» над Шопино. Храм поставлен тут в 1815–1817 гг. в честь победы в той Отечественной войне, он пережил прицельную стрельбу и танковые атаки 1943-го, годы безбожия. 

 

Покровский храм в Шопино

Обходя вокруг храма, увидите белгородские дали – почти такими их видел в 1943-м с колокольни старший лейтенант М. Ф. Тульчинский, оборудовавший тут наблюдательный пункт командира батареи 932-го артполка и 6 июля вызвавший на себя огонь наших артдивизионов, когда 40 немецких танков атаковали наши рубежи. Герой погиб, но 10 вражеских машин сгорели на высоте. М. Ф. Тульчинский был посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени.

Покровский храм в Шопино и белгородские дали.

А на месте найденной таблички Анатолий Антонюк посадил фруктовый сад. 
Печная вьюжка-заслонка уже передана в государственный музей в Прохоровке «Третье ратное поле России». На месте, где держали оборону гвардейцы, установлена памятная доска. В день их гибели, 20 марта, к ней возлагаются цветы. 

Новая мемориальная доска противотанкистам на Ерике под Шопино

80 лет отмечаем мы в этом году с момента Курской битвы, подумать только! Уже и до столетия рукой подать, а земля всё выдаёт и выдаёт нам тайны десятилетий, продолжает рассказывать о страшной войне, прошедшей огненным смерчем по нашим просторам.

 

Фото автора.

 

Художник: П. Кривоногов.

5
1
Средняя оценка: 3
Проголосовало: 69