Игорь Ильинский. По зову сердца вопреки отцовскому наказу

Советское кино

Сегодня трудно представить отечественное кино без Игоря Ильинского. «Волга-Волга», «Карнавальная ночь», «Баллада о гусаре» – эти киноленты хорошо известны каждому. А ведь всё сложилось бы совсем иначе, если бы актёр привёл в исполнение собственноручный приговор!..

Шёл 1907 год. В одном из любительских театров Москвы самодеятельные актёры ставили очередной спектакль. Шестилетний Игорь с замиранием сердца следил за происходившим на сцене. Он впервые в жизни видел, как играет его отец. Зрелище произвело на мальчика очень сильное впечатление.

Вернувшись домой, Игорь на одном дыхании сочинил историю о Геруа и Мирольфе, которую затем самостоятельно сыграл в домашнем театре. Мальчик предстал перед родителями в роли обоих персонажей, вызвав их бурные овации.

Пережитые эмоции настолько захлестнули детское воображение, что Игорь уже не мыслил себя вне сцены. Правда, впервые поделиться с родителями своей мечтой он решился лишь в подростковом возрасте. Реакция Владимира Капитоновича, для которого игра в театре была лишь хобби, оказалась крайне негативной. Он был убеждён, что у сына нет серьёзных актёрских задатков, поэтому строго запретил даже заикаться о явно неподходящей профессии.

Изрядно расстроенный Игорь основательно рассердился и на отца, и на себя – эдакого бездаря!.. Стремясь всеми силами выкорчевать из своей души даже малейшие порывы в сторону приглянувшейся профессии, он до изнеможения занимался различными видами спорта. Пробовал себя в теннисе, футболе, хоккее. Записался даже в секцию гребли – всё напрасно. Едва стоило расслабиться, в голову тут же лезли мысли о театре. И Игорь сдался.

ОТ СЕБЯ НЕ УЙТИ

Едва взяв в руки аттестат об окончании гимназии, Игорь Ильинский сразу же направился в студию сценического искусства Фёдора Комиссаржевского. Строгий запрет отца был нарушен лишь из-за того, что будущий актёр был убеждён в своём провале. Однако его неожиданно приняли. Впрочем, Владимир Капитонович о дерзком поступке сына так и не узнал – незадолго до этого у него случился сердечный приступ, и глава семейства умер.

Получив заветное образование, Ильинский с головой погрузился в театральную пучину. Он одновременно играл во множестве московских театров – как средних по значению, так и совсем маленьких. Параллельно актёр играл в оперетте, а также выступал на эстраде и в цирке.

В это же время Игорь Ильинский обучался у знаменитого в те годы Всеволода Мейерхольда, с которым судьба прочно связала их на долгие 14 лет. Оказавшись одним из лучших учеников Мейерхольда, Ильинский затем участвовал во многих его постановках. Сотрудничество двух гениев протекало довольно импульсивно – они несколько раз ссорились, обрывали сотрудничество, потом мирились и вновь радовали зрителей яркими премьерами. Так длилось до 1938 года, пока не произошёл окончательный разрыв.

ПЕРВЫЙ ВЗЛЁТ В КИНО

Когда молодой актёр стал весьма заметной фигурой в театральной среде, на него обратили внимание представители акционерного общества и недавно созданной советской кинокомпании «Межрабпом-Русь». Активисты едва зарождавшейся отечественной киноиндустрии горели желанием утереть нос своим западным коллегам. Режиссёр Яков Протазанов предложил Ильинскому сыграть сыщика Кравцова в фантастической кинокартине «Аэлита», снимаемой по одноимённому роману Алексея Толстого. Предложение было принято, и 25 сентября 1924 года состоялась премьера первой в СССР художественной киноленты.

Кинодебют принёс Игорю Ильинскому небывалую до того времени славу, а также спровоцировал первый конфликт со Всеволодом Мейерхольдом, который считал, что его ученик жутко фальшивит, не брезгуя даже плоским юмором.

Ильинский сильно обиделся на резкие замечания своего учителя. Тем более, что успех следующих кинолент наглядно говорил о несправедливости выдвинутых обвинений. Он свёл к минимуму собственное участие в театральных постановках, целиком сосредоточившись на кино.

Однако первый блин оказался всё же комом. Молодой киноконцерн довольно быстро снизил планку качества, и уже к 1927 году Игорь Ильинский был вынужден сниматься в низкопробных фильмах. Его активно критиковала пресса, уличая в бесконечных штампах и однообразной игре. Справедливость новых упрёков актёр прекрасно сознавал, что стремительно ввергало его в глубокую апатию.

СПАСИТЕЛЬНЫЙ ГОЛОС

В середине 30-х годов отечественное кино «научилось говорить», что стало настоящей трагедией для многих талантливых актёров, так и не сумевших перестроиться. Одни не смогли во время разговора должным образом управлять собственной мимикой, у других и вовсе оказался неподходящий для киноиндустрии голос. Для Игоря Ильинского нововведение напротив оказалось той самой пружиной, которая выбросила его из болота рутины и отчаяния. Актёр легко адаптировался к новым условиям работы, сумев при этом открыться с неожиданной стороны.

В 1937 году известный режиссёр того времени Григорий Александров предложил Ильинскому сняться в его новой киноленте «Волга-Волга». Музыкальная комедия имела огромный успех у зрителя. Игорь Ильинский, блестяще сыгравший бюрократа Бывалова, также получил свою долю популярности. И хотя на актёра сперва обрушилась лавина критики, его вскоре похвалил сам Сталин, что моментально табуировало любые попытки осуждения.

Примечательно, что на премьере киноленты Ильинский отсутствовал. Он сознательно пропустил данное мероприятие, ошибочно считая, что его персонаж никому не интересен, а все овации достанутся исключительно Любови Орловой.

Ещё во время съёмок киноленты Ильинский получил неожиданные предложения от Всеволода Мейерхольда и Ивана Судакова – оба звали его в свои театры. Немного поразмыслив, актёр сделал выбор в пользу Малого театра, что поставило окончательную точку в сотрудничестве с Мейерхольдом.

В ШАГЕ ОТ СМЕРТИ

Стоял хмурый осенний день. Отечественная война близилась к завершению. В воздухе уже витал пока ещё слабый запах столь желанной победы. Но для Игоря Ильинского жизнь, казалось, подошла к концу. Он ехал на свою дачу во Внуково, крепко сжимая в ладони холодный бутыль с усыпляющим газом. Он жаждал только одного: скорее оказаться вдали от людей и нажать на заветную кнопку.

Причиной такого решения стала смерть любимой жены Татьяны, с которой они прожили около 20-ти лет. Первые годы совместной жизни складывались не слишком хорошо. Ильинский не раз изменял супруге с другими женщинами. Она же, уйдя из театра, целиком посвятила себя дому и семье. Потом Игорь несколько остепенился, и между ними возникли очень тёплые, доверительные отношения. Но в полной мере насладиться счастьем, к сожалению, не получилось. Татьяна заболела тифом и умерла. Похоронив жену, Игорь понял, что его жизнь больше не имеет смысла. Тогда и возникло страшное желание – покончить с собой.

В тот день Ильинский всё же добрался до своей дачи, но суицид не состоялся. Что-то помешало совершить роковой шаг, и актёр ограничился двумя годами затворнической жизни.

ВТОРАЯ ТАНЯ

В 1948 году Ильинский вернулся в театр. В числе его новых работ оказалась постановка шекспировской «Двенадцатой ночи», в которой также была задействована Татьяна Еремеева. Знакомство двух актёров произошло 25 января – в Татьянин день. Девушка сразу же приглянулась Ильинскому. Между ними довольно легко возникла первая симпатия. Затем Ильинский пригласил коллегу к себе на дачу – это была исключительно дружеская поездка, во время которой состоялся очень искренний и душевный разговор. Игорь с Татьяной сильно сблизились, что не осталось незамеченным среди коллег. Встречи становились всё более частыми, и влюблённые актёры перестали скрывать свои отношения. В 1951 году они поженились и через год у них родился сын – будущий журналист Владимир Ильинский.

Не смотря на атеистическое время, родители были верующими, поэтому мальчика решено было крестить. Знакомый священник для этого приезжал к Ильинским домой. Но в КГБ всё равно узнали. Правда, не решились трогать любимчика Сталина.

ВЗЛЁТ С РЯЗАНОВЫМ

В 1965 году, преодолев собственное стеснение, к Игорю Ильинскому обратился тогда ещё начинающий режиссёр Эльдар Рязанов. Волнуясь, он предложил популярному актёру сняться в его новогодней комедии «Карнавальная ночь». Предложение было принято, а Рязанов легко нашёл общий язык с Ильинским. Для актёра новогодняя комедия стала феерическим возвращением в большое кино после многолетней паузы.
    
Эту же киноленту смотрела вся страна, когда 13 января 1987 года Игорь Ильинский тихо ушёл из жизни. А во время торжественной панихиды Эльдар Рязанов обратился к многотысячной аудитории Малого театра, попросив всех присутствующих проводить бурными овациями любимого актёра в его последний путь.

5
1
Средняя оценка: 2.84375
Проголосовало: 32