Как принимали первую Сталинскую Конституцию

Словосочетание «Сталинская Конституция» привычно ассоциируется с документом, принятом в СССР в 1936 году. Однако задолго до «Конституции победившего социализма» именно Иосиф Сталин разработал проект самого первого Основного Закона Советского государства, принятого на V Съезде Советов 10 июля 1918 года после напряженной, и не только идейной, но и вооруженной, борьбы…

Считается, что любой стране, имеющей республиканскую форму правления, необходимо иметь основополагающее законодательство – Конституцию. Часто приводимый скептиками аргумент, что родина парламентаризма, Англия, до сих пор не имеет официальной Конституции, не совсем уместен: эта страна, как известно, является монархией. Пусть даже ее короли и королевы царствуют, но не правят, но формально высшую власть у них никто не отбирал.
Неудивительно, что после свержения монархии в России перед страной встала задача создания собственного Основного Закона. Правительство Керенского ушло от решения этого вопроса, переложив его на усмотрение Учредительного собрания, должного быть созванным в начале 1918 года. 
Впрочем, такая позиция была вполне объяснимой, ведь после Февраля в стране сложилось фактическое двоевластие – Временного правительства, образованного Государственной Думой, избранной еще при царе, и Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, представлявших собой подавляющее большинство и трудящихся, и армии.
Как известно, кризис двоевластия разрешился 25 октября (по старому стилю) 1917 года – Великой Октябрьской социалистической революцией, по итогам которой Советы и созданные ими органы стали единственной реальной властью в государстве. 
Вопреки антисоветским мифам, работа над выбором магистрального пути развития Советского государства отнюдь не представляла собой «тоталитарное единомыслие насильственно захвативших власть большевиков». Во-первых, до июля 1918 года в коалиции с ними находилась и партия левых эсеров, опиравшаяся на многочисленную поддержку на селе. Во-вторых, и среди самих большевиков не было абсолютного единства по поводу будущего Основного Закона.

***

Потому на рассмотрение соответствующей Комиссии было вынесено целых три конституционных проекта.
«Эсеры-максималисты» предлагали радикальный переход к социалистическим формам управления и жизни, при этом не забывая и о собственных партийных интересах, о всеобщем и равном избирательном праве при выборах в Советы. Ведь за счет крестьян, составлявших тогда около 80% населения страны, они без труда получили бы абсолютное большинство депутатских голосов, и, соответственно, всю полноту власти.
Чуть забегая вперед, можно заметить, что несогласие большевиков с таким требованием стало одной из основных причин начала левоэсеровского мятежа 6 июля 1918 года. Когда к этому времени эти так называемые «левые социалисты-революционеры» стали опираться прежде всего на мелкобуржуазные слои сельского населения, позабыв о прежде пафосно декларируемой скорейшей необходимости перехода к социализму везде и во всем.
Среди большевиков в Комиссии тоже не было полного единства. Проект Михаила Андреевича Рейснера, опытного юриста и кандидата права Варшавского университета, одного из старейших членов РКП(б), по сути, являлся не столько «большевистским» или «коммунистическим», а «анархо-синдикалистким». То есть переносил центр власти и ее основу на сотрудничество добровольных объединений трудящихся («синдикатов»), что грозило центральной власти превращением почти в фикцию. Недаром о структуре общегосударственных органов в этом проекте говорилось на удивление мало – акцент делался на тот самый «синдикализм», в такой форме действительно грозивший сползанием в самую настоящую анархию, безвластие.
К слову сказать, когда к работе конституционной комиссии подключился Наркомат юстиции, его сотрудники во главе с Наркомом – тоже старым большевиком, латышем Петром Ивановичем Стучкой – тоже отталкивались от проекта Рейснера. Хотя этот проект и не набрал большинства голосов, как, впрочем, и эсеровский.
«Фаворитом» же описываемого «конкурса» стал проект, разработанный под руководством Иосифа Сталина, тогда Наркома национальностей в правительстве Ленина. Именно этот документ, несмотря на все препятствия, и был принят 10 июля 1918 года на съезде Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов. 
Препятствий же было очень немало. И со стороны соратников по партии, не до конца понимающих важнейшую роль сильного централизованного государства в защите завоеваний революции, и со стороны лже-друзей, в конце концов предавших революционные идеалы в стремлении к безраздельной власти, для чего они и начали мятеж 6 июля, уже в дни работы V Съезда Советов…

***

Сам итоговый текст Конституции относительно компактен и состоит из 17 глав и 90 статей. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1918.htm
Первые из них провозглашали Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, учрежденной на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик. 
Несмотря на национализацию земельных угодий, поместий, сельхозоборудования, в остальной экономике документ был не столь радикален, как требовали (пусть больше демагогически) эсеры: «Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской рабоче-крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами».
То есть, как сказали бы сейчас, «менеджмент» на фабриках и заводах в целом оставался прежним, но переходил по общий контроль трудовых коллективов и правительственных органов в целом.
Однако никакой политической власти все еще собственники производственных мощностей уже не имели. Все без исключения представители крупной и средней буржуазии, «рантье», мелкие собственники, имевшие наемных работников, права избирать и быть избранными в Советы были лишены. 
Также его лишались и просто любые «тунеядцы», жившие не за счет собственного труда, монахи и священники (на тот момент руководство РПЦ уже изрядно поругалось с Советской властью, фактически не желая выполнять заповеди Нового Завета «молиться о власти, которой несть не от Бога»), сотрудники царской полиции и жандармерии, а также заключенные. Примечательно, что инвалиды, не могущие сами зарабатывать на жизнь, никакой политической дискриминации не подвергались.

***

И в те времена со стороны тех же «левых эсеров», и поныне, если не резкую критику, то недоумение зачастую вызывают и вышеупомянутые запреты на политическую деятельность, и отличающаяся в разы норма представительства в Советы от городских и сельских избирателей. Для первых она составляла (на Всероссийский съезд Советов) 25 тысяч человек на одного депутата, а для сельчан – 125 тысяч. Дескать, зачем же было допускать такую дискриминацию, да еще Советской власти, борющейся за равные демократические права для всех трудящихся?
С чем же сравнивают те или иные критики избирательные нормы первой Конституции РСФСР? С современными и якобы «вековыми» нормами «один человек – один голос» и правом граждан страны избирать высшую власть своего парламента непосредственно?
Но граждане США лишены последнего даже и в XXI веке – ведь выборы их президента (официально, по крайнее мере) проходят в два этапа. Когда вначале жители сообщают о своем выборе «коллегии выборщиков» в своем штате, а те уже и голосуют за конкретного кандидата в президенты. 
Например, женщины и в Российской империи (за исключением Финляндии с 1906 года), и в большинстве стран мира в то время вообще не имели никакого права голоса. Даже в «старой доброй Англии» они его получили в 1918 году лишь очень избирательно – для замужних дам старше 30 или имевших университетский диплом. А полностью их уравняли в правах с мужчинами-избирателями лишь 10 лет спустя…
И в якобы «благословенной России, которую мы потеряли» (по мнению «любителей хруста французской булки»), депутатов в Думу тоже избирали не напрямую, а лишь «многоступенчато», в Губернских собраниях. Причем в эти собрания, опять же, напрямую выбирали представителей только самые зажиточные классы общества – землевладельцы.
К тому же, царские избирательные законы отсекали от участия в выборах не только женщин, но и мужчин до 25 лет, не имевших собственного жилья, и даже просто не отделившихся от родительской семьи. Да на этот фоне распространения избирательного права на всех (кроме указанных чуть выше) категорий мужчин и женщин старше 18 лет выглядело колоссальным прогрессом!

***

А что один депутат в итоге приходился на количество горожан, впятеро меньшее, чем жителей сельской местности, так ведь Советская власть и не скрывала своей главной задачи: «Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти».
Здесь не зря делается акцент на именно «беднейшем крестьянстве». Потому что даже «середняки» на селе, не имевшие наемных работников, и потому формально не считавшиеся «эксплуататорами», все равно были хозяевами, пусть и мелкими. И большая часть из них была не прочь выбиться в «хозяева крепкие», то есть в «кулаки». А значит, остаться носителем не социалистических, а мелкобуржуазных взглядов.
Отсюда и неизбежная необходимость «модификации» избирательного законодательства с целью повышения шансов на избрание в Советы носителей именно пролетарских, а не мелкобуржуазных взглядов.
К слову сказать, Сталин вполне обосновано сделал вывод об исчезновении прежнего определенного антагонизма между рабочими и немалой частью крестьян, и норма о разном представительстве от сельских и городских избирательных округов была убрана. Хотя, конечно, тезис об «исчезновении государства» так и остался недостижимой мечтой – в условиях столь враждебного окружения Страны Советов, только и ожидавшего повода развязать опустошительную войну… 
Наконец, в первой Конституции РСФСР было зафиксирован четкий порядок и иерархия органов власти, начиная с высших. Ими стали, соответственно, постоянно действующий, в отличии от созываемого каждые полгода Съезда Советов, ВЦИК, сформированный ВЦИКом Совет Народных Комиссаров и подоотчетные им Советы на местах с формируемыми ими Исполкомами.
Хотя первая Конституция Советской России формально действовала чуть меньше 7 лет, большая часть заложенных в ней принципов с небольшими изменениями продолжала действовать вплоть до 5 декабря 1936, когда вступила в силу «Конституция победившего социализма». Основополагающие же принципы документа, ставшего Основным Законом страны летом 1918 года, продолжали действовать практически до самого конца Советского государства… 

5
1
Средняя оценка: 2.88136
Проголосовало: 59