«Звёздное десятилетие Дворжецкого»
«Звёздное десятилетие Дворжецкого»
Советское кино
28 мая 2023 года – 45 лет со дня кончины выдающегося мастера советского кино
Один из самых невероятно талантливых, самобытных и харизматичных советских актёров Владислав Вацлович Дворжецкий (1939–1978) в своих ролях умел передать нюансы личности любого характера – героя и антигероя.
Он не шёл, а бежал по жизни. Несмотря на свою трудную и кроткую жизнь, он успел вписать своё имя в историю советского кинематографа.
…В день памяти актёра мы вспоминаем главные роли из его фильмографии: генерал Хлудов («Бег», 1970), Михаил Иванович Карабанов /«Граф»/ («Возвращение «Святого Луки», 1970), Анри Бертон («Солярис», 1972), Ярослав Гайдай («До последней минуты», 1973), Дмитрий Дмитриевич Львов («Открытая книга», 1973), Николай Никитин («Возврата нет», 1973), Сергей Руднев («За облаками – небо», 1973), Александр Петрович Ильин («Земля Санникова», 1973), Вальтер Хольц («Единственная дорога», 1974), Капитан Немо («Капитан Немо», 1975), Филипп II («Легенда о Тиле», 1976), Николай Васильевич Лобанов («Однокашники», 1978).
***
Он родился 26 апреля 1939 года в Омске в артистической семье. Отец – Вацлав Янович Дворжецкий до ареста и ссылки был актёром польского театра в Киеве, мать – Таисия Владимировна Рэй – была балериной.
Замкнутость и одиночество у Владислава были из-за отца – актёра Вацлава Дворжецкого.
В детстве мальчишки во дворе дразнили Владислава, что его отец немецкий шпион и сидит по лагерям. Из-за этого он всех сторонился и избегал.
Его отец, вернувшись из лагерей, ушёл к другой женщине. Сложные отношения с отцом станут лейтмотивом всей жизни Владислава.
Отец был суров с Владиславом. Он никогда не называл его хорошим артистом и не хвалил. Говорил, что хороший актёр может быть только в театре, а не в кино.
И всё же Владиславу на роду было написано стать актёром, продолжить артистическую династию Дворжецких.
Но он пытался убежать от судьбы…
***
Об актёрской карьере отпрыск польских дворян не задумывался. Владислав хотел стать врачом и претворил в жизнь своё желание, окончив Омское военно-медицинское училище.
После службы в армии на острове Сахалин Владислав Дворжецкий решил учиться дальше. Хотел поступить в 1964 году в медицинский институт, но опоздал со сдачей документов.
По совету матери, чтобы не терять год, Владислав поступил в студию при Омсксом ТЮЗе.
И в медучилище, и в армии он принимал активное участие в самодеятельности. Сказывались гены, и потому в студии Владислав учился с охотой, постигая премудрости актёрской профессии.
После окончания студии молодой актёр был принят в труппу Омского драматического театра.
…Ни отец, ни преподаватели театральной студии при омском ТЮЗе, ни коллеги по театру не находили во Владиславе таланта. Он играл в массовке и не рассчитывает на большее.
С отцом Вацлавом Дворжецким
***
Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба актёра, но его фотографию «за смешную пучеглазость и лобастость» неожиданно отбирает ассистент режиссёра с Мосфильма.
…Фото Владислава Дворжецкого попадает к выдающимся режиссёрам Александру Алову и Владимиру Наумову, подбиравшим в 1968 году актёров для знакового советского фильма «Бег» по мотивам произведений классика русской литературы Михаила Булгакова «Белая гвардия», «Бег», «Чёрное море».
Первоначально они хотели предложить ему роль Голубкова. Но, пригласив его в Москву на пробы, пообщавшись с вчерашним фельдшером, начинающим провинциальным актёром, они предложили ему одну из основных ролей – белогвардейского генерала Романа Хлудова.
«Владислав Дворжецкий абсолютно кинематографический актёр, – говорил Владимир Наумов, – его нужно смотреть близко, в упор, лицо в лицо. Мельчайшие нюансы, движения век, глаз…
Он прежде всего нёс в себе мужское начало – оно в нём было ярко.
Второе – в нём была порода. Военная косточка. Его тема – это тема очень сильного человека».
***
Двухсерийный фильм «Бег» стал событием в кинематографической жизни нашей огромной страны.
«Бег», так ярко показавший на широком экране трагедию Гражданской войны, я смотрел в главном кинотеатре родного Ашхабада – кинотеатре «Мир» – раза два или три.
В фильме, как известно, звёздный актёрский ансамбль. Изумительно воплотили на экране свои образы величайшие актёры Михаил Ульянов и Евгений Евстигнеев. Блистательны были Алексей Баталов, Людмила Савельева, Николай Олялин…
Однако центральной, полной трагизма фигурой в картине стал генерал Хлудов.
Очень глубокая работа неизвестного тогда зрителям Советского Союза Владислава Дворжецкого в роли Хлудова особенно мне запомнилась, как, наверное, и многим тогда.
Владислав Дворжецкий сумел гениально передать все тончайшие нюансы человека, который из военного превратился в палача, вынужден был покинуть Россию и как мучительно переживал эмиграцию.
Выпукло показывая всю патологическую жестокость Хлудова, Владислав Дворжецкий вместе с этим раскрыл перед зрителями его безмерную любовь к Родине, его понятия об офицерской чести и достоинстве.
Сколько нервов ощущаешь в каждой сцене! Но больше всего мне нравится умение Владислава Дворжецкого молчать. Актёр мог минуту или две просто жить в кадре, ничего не говоря, а к горлу ком подходит.
Его глаза и лицо надолго врезались тогда в мою память.
Я полюбил Владислава Дворжецкого, ждал его новые и новые работы и сразу спешил в кинотеатр.
***
Так состоялся дебют в большом кино выдающегося актёра, которому на тот момент шёл 32 год.
После премьеры «Бега» он проснулся знаменитым – его узнала вся страна.
Владиславу Дворжецкому оставалось восемь лет жизни и восемнадцать ярчайших ролей на киноэкране.
Кадры из фильма «Капитан Немо»
Позднее этот период в истории отечественного кино назовут «звёздным десятилетием Дворжецкого».
…Владислав Дворжецкий существовал в каком-то своём жанре, отдавал всего себя и выделялся в каждом фильме. Он стал феноменом нашего кино. Ни на кого не похожий, яркий, талантливый и немножко не от мира сего.
Необычность, которая цепляет и приковывает взгляд, нравилась режиссёрам.
Друзья и коллеги называли его «инопланетянином» из-за его необычной внешности и абсолютного неумения общаться с людьми.
«Возврата нет». Кадры из фильма «Земля Санникова»
Кадры из фильма «До последней минуты» и «Возвращение "Святого Луки"»
***
В перерывах между съёмками актёр ездил по стране со спектаклями и концертами и встречался со своими преданными поклонниками.
…Приезжал он и к нам в Ашхабад. Он сыграл в Русском драматическом театре имени Пушкина в спектакле по повести Бориса Лавренёва «Сорок первый» об истории любви, которая рождается вопреки миру и времени.
Эта невероятная любовь вспыхивает в условиях почти фантастических, зыбких. Медное солнце, синь-море, бескрайняя пустыня, кораблекрушение. На необитаемый остров закинула Гражданская война двух непримиримых классовых врагов.
Юная тоненькая Марютка, девочка-воин, пишущая нелепые стихи о революции и Ленине, бывшая рыбачка, а теперь революционный снайпер, ведущая счёт убитым ею врагам (уже сорок!) – и Вадим Говоруха-Отрок, поручик белой армии с синими как море глазами, белая кость, враг из другой жизни, другой культуры, которая исчезает безвозвратно в страшной Гражданской войне.
…Тогда, у нас в Ашхабаде, я и увидел Дворжецкого единственный раз.
***
Когда он был уже очень популярным, Владисла Дворжецкий перебрался в Москву, где скитался по углам без прописки. У него не было ни кола, ни двора.
Кадры из фильма «Солярис»
Кадры из фильма «Легенда о Тиле»
Пока не смог купить перед своей ранней кончиной кооперативную квартиру в столице, он даже ночевал на вокзалах, когда уже неудобно было злоупотреблять гостеприимством друзей.
***
Постоянные съёмки и концерты… Будто он боялся что-то не успеть.
Он всем помогал во всём. Не мог отказать друзьям, знакомым и даже прохожим. Мог отдать все деньги, что заработал.
…Первый инфаркт Владислав Дворжецкий перенёс на ногах и узнал о нём, только когда попал в больницу со вторым.
В декабре 1977 года Владислав Дворжецкий снимался в Ялте в фильме «Встреча на далёком меридиане».
29 декабря его свалил второй инфаркт, и Новый год ему пришлось встречать в Ливадии в кардиологии.
После выписки актёру был рекомендован полный покой. Врачи запрещали Владиславу Дворжецкому работать. Умоляли хотя бы пару месяцев отдохнуть, отлежаться. Но Владислав так не умел.
Уже в апреле, нарушив запреты врачей, Владислав Дворжецкий отправился в большое гастрольное турне в Белоруссию.
…26 мая 1978 года они с товарищем ночью мчались на машине по трассе в Гомель. Недалеко от города попали в аварию: не заметили огромный трейлер на дороге.
Сильный удар страшно покорежил машину, но водитель и пассажир (им был Дворжецкий) чудом остались живы. Однако пережитый стресс не остался без последствий.
…Спустя два дня, 28 мая 1978 года, после удачного выступления Владислав Дворжецкий скончался от острой сердечной недостаточности в своём номере гомельской гостиницы.
Ему было 39…
Похоронили кумира миллионов на Кунцевском кладбище в Москве.
Фото из открытых источников.