«Колумбы росские... Новый путь отворят на восток»
«Колумбы росские... Новый путь отворят на восток»
К 220-летию со дня выхода в море судов первого русского кругосветного плавания под руководством Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.
К 250-летию со дня рождения Юрия Фёдоровича Лисянского.
Какая похвала российскому народу
Судьбой дана, пройти покрыту льдами воду.
Хотя там, кажется, поставлен плыть предел,
Но бодрость подают примеры славных дел...
...Колумбы росские, презрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на восток,
И наша досягнет в Америку держава;
Но ныне настоит в войнах иная слава.
М. Ломоносов
Спустя 16 с лишком лет после первой попытки организации русской «кругосветки», о чём я ещё расскажу, случился у русских моряков этот день! 7 августа (по новому стилю) 1803 года два невеликих парусных судна с названиями «Надежда» и «Нева» вышли из гавани морской крепости России Кронштадта и устремились на простор Балтики. Путь их лежал между берегов Дании и Англии на юг, через Атлантический океан к Бразилии, и далее – вокруг мыса Горн в Тихий океан, который надлежало пересечь весь с с юга на север к берегам Русской Америки. Почти за триста лет до того португальский мореплаватель на испанской службе Магеллан впервые пересёк Тихий океан, но погиб в стычке с туземцами на Филлипинских островах. Английский мореплаватель Джеймс Кук не раз плавал в этих водах, но погиб также в стычке с туземцами в 1778 году на Гавайских островах. Есть веские доказательства того, что его не только убили, но и съели местные дикари. А ведь буквально за месяц до своей гибели он на своём корабле «Резолюшн» побывал на Алеутских островах, встретился там с русскими промысловиками и получил от них карты этой неведомой земли, что позже назовут Русской Америкой. Он даже доплыл до пролива, разделяющего Азию и Америку, и назвал этот пролив Беринговым, памятуя плавание российского командора Витуса Беринга, датчанина на русской службе и капитана Алексея Чирикова. Кстати, интересное совпадение – первая русская кругосветная экспедиция отправилась в путь в год 100-летия со дня рождения «первого русского Колумба» Алексея Чирикова, который вместе с Витусом Берингом в 1741 году и открыл Аляску, неведомую землю, которую, как полагают, уже посещали русские землепроходцы со времён Семёна Дежнёва, с середины 17 века. Почему же нужно было пройти десятилетиям, чтобы к берегам этой земли правительством России была бы организована новая полномасштабная морская экспедиция? Ведь Алеутские острова и Аляску уже активно стали осваивать русские промысловики и добытчики морского зверя. Предприниматель из Иркутска Григорий Иванович Шелехов с середины 70-х годов 18 века постоянно организовывал туда походы за ценным мехом морских котиков. Но не только добывал там шкуры животных, но и контактировал с местными жителями алеутами и не всегда эти контакты были мирными. Доходило дело до вооружённых стычек, но тем не менее, Шелехов сумел основать на острове Кадьяк первое постоянное поселение русских промысловиков, посёлок с церковью и русской школой для местных детей алеутов. Хотя современная американская «наука» изо всех сил пытается представить походы русских землепроходцев чем-то вроде истребительных войн Кортеса и Писсаро против индейцев, но верится с трудом в эти россказни о «страшных русских бородатых варварах», которые тысячами убивали мирных алеутов, а сам православный русский купец Шелехов, как водится у русских, живьём ел алеутских младенцев... Интересно, что подобные «исторические открытия» были сделаны американцами только в последние годы, в нынешнем 21 веке, когда отношения между Россией и США сильно испортились. А вот полтораста лет до того никаких подобных фактов известно не было, а было известно, что алеуты почти все приняли православие, все умели читать и писать по-русски, а многие из них и до сих пор остаются православными и помнят русские обычаи, несмотря на то, что американские власти без лишних разговоров выселяли алеутов с их островов, если их земля была нужна под строительство военных баз, да и вообще, с 1867 года, времени продажи (а по сути – отдачи даром) этой обширной и богатой земли русским императором Александром Вторым «Освободителем» (в России горько шутили, что он «освободил» Россию от Аляски) Соединённым Штатам, и до 1910 года коренное население этой земли – алеуты и индейцы тлинкиты официально назывались в США «нецивилизованным населением» (т.е. просто дикарями), не имели никаких прав, собственности и гражданства США. За это время численность алеутов сократилась там в 10 раз.
Но в начале 19 века эти земли только предстояло ещё осваивать и серьёзно изучать. Для того и было организовано в России это первое наше кругосветное плавание. Первая попытка такого плавания была предпринята ещё правительством «матушки-государыни» Екатерины Великой в 1787 году, когда для этих целей была снаряжена целая эскадра из пяти кораблей под командованием командора Григория Ивановича Муловского, а ему было тогда всего 30 лет, но он уже участвовал в сражениях в Средиземном море. Его отличала Екатерина, так как он был побочным сыном графа Ивана Чернышёва, особо приближённого к ней царедворца. Корабли для этой экспедиции к берегам Русской Америки были построены на русских верфях, прекрасно снаряжены, вооружены и для них был подобран отборный экипаж. Они уже стояли на кронштадтском рейде, как разразилась очередная война с Османской империей, в эту войну вмешалась и Швеция. Шведский флот двинулся на Петербург. Спешно собиралась флотилия для противодействия шведам, Муловский получил в командование фрегат «Мстислав», а в команду этого фрегата были зачислены совсем юные гардемарины, только что закончившие Морской корпус – Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский. Эта кампания стала для них боевым крещением. Фрегат «Мстислав» прославился в знаменитом сражении у острова Гогланд, где русская эскадра адмирала Грейга одержала трудную победу над шведским флотом, но не без потерь. Фрегат Муловского принял на себя главный удар артиллерии врага, сам держался отлично, но был весь разбит, палуба его была залита кровью русских моряков, но корабль продолжал следовать за флагманом и наносить ответные удары врагу. В легенду вошли слова Григория Муловского, сказанные тогда: «Пока мой корабль держится на воде, он не отстанет от своего адмирала». В следующем сражении у острова Эланд Муловский был убит... Так погиб человек, который мог стать «Колумбом росским», открыть для России новые земли, но два его воспитанника – Крузенштерн и Лисянский были отмечены адмиралом Грейгом и по окончании войны посланы на учёбу и стажировку в Англию. Кто же они были такие?
Как ни удивительно, но русскими по происхождению они не были. Иван Фёдорович Крузенштерн при рождении носил имя – Адам Иоганн фон Крузенштерн и происходил из старинного немецкого рода, т.н. «остзейских» немцев, из бывших ливонских рыцарей, имевших поместья в Эстляндии. Вместе с присоединением этих территорий при Петре Великом к России и они стали российскими дворянами, хотя и не православными, а лютеранами. Но с малолетства служа России, Крузенштерн стал вполне русским человеком, даже сменил имя. Он стал, так сказать, «русским немцем», что в ту пору было и неудивительно. А вот Юрий Фёдорович Лисянский был, так сказать, по рождению «русским украинцем», хотя и происходил из старинного шляхетского рода Лисов. Но его отец принял православие и забросил своё шляхетство, стал православным русским батюшкой, небогатым, но вполне достойным жителем города Нежина. Однако как потомок дворянского рода его сын был принят в Морской корпус. Вот оба этих молодых человека и отправились укреплять свои навыки в морском деле в Великобританию. Но расчётливые британцы сразу задействовали русских гардемаринов в своих опасных предприятиях. Пришлось русским мальчикам сражаться за «королеву морей» с французами, тогдашними врагами англичан, ходить походом в Америку, в Вест-Индию, в Южную Африку и в Индию, укреплять там владычество Британии. Ничего не поделаешь – за науку надо платить! Хорошо, из всех этих передряг вышли русские моряки живыми и набравшими большого морского опыта, ставшие из гардемаринов капитанами.
Пока они этот опыт набирали, в России приведён был к власти путём переворота, убившего его отца Павла, «либеральный» царь Александр Первый, весь в планах скороспешных реформ. Но для того, чтобы проводить реформы нужно что? Правильно, деньги. А где их взять, когда казна пуста? А деньги, они у богатых людей, предприимчивых олигархов, а самый богатый олигарх в тогдашней России был основатель «Северо-Восточной кампании», упомянутый уже нами Григорий Иванович Шелехов, держащий в своих руках все промыслы на новоявленных заокеанских землях. Денег у него было много, а вот зацепки в Петербурге при императорском дворе не было, человечек был нужен там, прямо у самого кормила власти. И такой человечек нашёлся, и звался он Николай Петрович Резанов, как потом оказалось – герой-любовник на все времена. Он сам не чужд был Сибири, его отец долгое время был председателем судебной палаты в Иркутске, а сынка своего сумел пристроить в гвардию с 14 лет, да не куда-нибудь – в самый аристократический придворный лейб-гвардии Измайловский полк. Тут уж Резанов быстро в гору пошёл – красавец, молодец, кумир дам! Одно плохо – карман пуст. Но тут надёжное средство явилось – красавица, 15-летняя дочка самого наибогатейшего Григория Ивановича Шелехова, он же свой, иркутский. Григорий Иванович сметливым умом понял – вот она зацепка при дворе! И дочку свою гвардейцу сосватал, ну и миллиончиков с десяток в приданное – так, повеселиться зятю дал. А Николай Петрович ведь купцом-сквалыгой не был, он эти миллионы, что вместе с дочкой олигарха на него свалились, как-то так быстро между пальцев спустил, а что дальше? Но и тут дорогой тестюшка постарался, сделал зятя преемником своим на посту главы фирмы – этой самой Северо-Восточной компании. А Резанов тут совсем не без ума оказался, или кто подсказал ему – он быстро эту компанию развернул в грандиознейшее предприятие, которое теперь называлось Российско-Американская компания! И приняли в эту компанию на правах почётного члена самого государя императора Александра Павловича, пообещав ему большие куруры. Ну а чтобы эти курулы посыпались золотым дождём в царские карманы – надо было послать на Аляску государевы суда, закрепить эти земли окончательно за Россией. Тут и выплыл вновь на Божий свет проект кругосветного плавания.
Ну а кому вести суда в кругосветку, как не тем морякам, что прошли хорошую морскую школу на судах британского флота и уже побывали в самых дальних уголках океана. Конечно, собирать эскадру из пяти кораблей, как при «золотой Екатерине» государству уже было невмочь, но два судна можно купить в Англии, и, кстати, Крузенштерн с Лисянским были совсем и не против этого, они так привыкли к английским судам, что менять тут ничего не хотели. Лисянский сам поехал в Англию выбирать суда. Суда были куплены за 17 тысяч английских фунтов золотом. Суда были новые, но пришлось их русским мастерам подремонтировать, заново проконопатить, сменить мачты, и дали кораблям новые имена – «Надежда» и «Нева». «Надеждой» командовал Крузенштерн, а «Невой» – Лисянский. С самого начала было предусмотрено, что во время похода – через два океана! – к берегам Русской Америки суда могут разделиться, потерять друг друга, и потому каждому кораблю была поставлена своя задача – исследовать свои районы океана, острова и участки побережья Америки. Вот и получается, что это была не одна, а как бы две экспедиции, и оба капитана были на равных правах, строгого подчинения между ними не было. Крузенштерну тут не повезло – ему в «нагрузку», так сказать, на его корабль был навязан тот самый олигарх Резанов, он уже был камергером императора и назначен послом в Японию. Как личный представитель царя он имел большие амбиции и по ходу плавания даже неоднократно предъявлял претензии на руководство всей экспедицией, так что у него возник острейший конфликт с Крузенштерном. Ну а на корабле такого быть не может, тут должно быть строгое единоначалие, капитан – «первый после Бога» в море, так что пришлось Крузенштерну посадить распоясавшегося нувориша, хозяина «Русской Америки» под арест в его каюту и общаться с ним только через записочки. Когда «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский, Крузенштерн решительно потребовал удаления Резанова с корабля, иначе он сам оставляет командование судном. Камчатскому губернатору едва удалось примирить соперников, ведь предстояло плавание в Японию, где Резанов, как-никак, должен был представлять особу российского императора. «Надежда» пришла в японский порт Нагасаки, единственный тогда открытый для иностранцев порт в этой стране, там наш корабль японцы мурыжили больше месяца, экипажу не разрешали сходить на берег, Резанова только как посла поместили в городе в отдельный дом, который строго охранялся, в конце концов от японского микадо (императора) пришёл грубый ответ (а говорят, что японцы тактичные люди!), что владыка Японии его принимать не будет, отношений дипломатических с Россией устанавливать не хочет, подарки русского императора возвращает с пренебрежением, русских из «Страны восходящего солнца» изгоняет. Миссия Резанова полностью провалилась. История показывает, что «цивилизованные» страны Запада обращались с японцами совсем иначе: когда США стало нужно принудить Японию к сношениям, они просто послали военный флот в Токийский залив, навели орудия и пригрозили, что если микадо будет кочевряжиться, то они разнесут артиллерией всю японскую столицу, камня на камне не оставят! И что же? Японцы сразу уступили, сразу стали сюсюкать и приседать в поклонах перед западными господами. Россия так никогда не действовала на дипломатическом фронте. Отказали? Что ж, у Резанова были свои задачи в русских колониях в Северной Америке, он отделился от экспедиции Крузенштерна и на отдельном судне из Камчатки отплыл к владениям своей Российско-Американской компании.
А Лисянского не было при всей этой катавасии. Он ещё в Тихом океане, выполняя, как я уже замечал, свою отдельную задачу, отделился со своей «Невой» от «Надежды» Крузенштерна и ушёл к русской крепости Архангельской на острове Ситка, у берегов Америки. Были получены сведения, что крепость осаждают местные индейцы тлинкиты и грозят вырезать всех русских. Тлинкитов подначивали британские дельцы из британской Канады, которые сами хотели овладеть этой территорией, а в русских видели опасных соперников. Они привезли оружие тлинкитам, дали денег и «огненную воду» их вождям – всё как полагается делать, когда «цивилизованный» Запад покупает очередного туземного князька для своих целей, разве мы не видим этого на нынешней Украине? В 1802 году тлинкиты захватили крепость Архангельскую, или Ситку, как называли её иногда, убив всех русских поселенцев... Лисянский со своим кораблём пришёл на помощь местному губернатору, начальнику русских колоний Александру Андреевичу Баранову, человеку очень предприимчивому, организовавшему военный поход против дикарей. Русские корабли, из которых самым внушительным был корабль Лисянского, подошли к Ситке и 1 октября 1804 года произошёл штурм, захваченной индейцами русской крепости. Индейцы были прекрасно вооружены английскими ружьями и фальконетами (маленькими пушками) и даже отбили первый штурм, погибли три русских матроса из команды «Невы»... Но моряки Лисянского и промысловики Баранова (среди которых было много и алеутов) предприняли второй штурм, и индейцы бросили укрепления и ретировались в горы.
Впоследствии был заключён мир с вождями племени, им были предложены выгодные условия торговли мехами. Тлинкиты поняли, что лучше им жить в мире с русскими, больше таких инцидентов не повторялось. Кое-кто из индейцев даже принял православие, наши монахи-миссионеры, не страшась ничего, шли к самым отпетым язычникам со словом Божиим. Лисянскому с его русскими моряками довелось поучаствовать в строительстве новой крепости на Ситке и положить основание новому городу – Ново-Архангельску, который на полвека стал столицей русских владений в Америке. Корабль «Нева» обследовал побережье, были нанесены на карту досель неизвестные берега континента. Сам Лисянский даже совершил поход в глубь американской земли и покорил гору Эджкомб, которая оказалась потухшим вулканом. Зиму 1804-1805 гг. экипаж «Невы» провёл на острове Кадьяк, где имелось большое русское поселение, основанное ещё Шелеховым. Зимовка прошла без происшествий, продовольствия хватало, экипаж отдыхал, были даже праздники, отмечались Рождество и Масленица, русские моряки устроили ледяную горку для местных детей алеутов. Монах Гедеон служил службы, проповедывал Евангелие. С наступлением весны, загрузившись мехами на Кадьяке и в Ново-Архангельске «Нева» ушла в Китай, в порт Кантон, где должна была встретиться с «Надеждой» Крузенштерна. После чего корабли первой русской экспедиции должны были вернуться в Россию. И то сказать – прошло уже почти три года со времени выхода из Кронштадта!
Тут надо сделать небольшое отступление и рассказать об участи первого руководителя Российско-Американской компании Николая Петровича Резанова, 42-летнего солидного мужчины, правда, довольно ветреного красавца, избалованного вниманием дам ещё в Петербурге. Он к тому времени остался вдовцом, его жена, дочь Шелехова, умерла при родах третьего ребёнка. В Америке, в Сан-Франциско, его посетила последняя сильная страсть, он влюбился в 16-летнюю дочку начальника порта Кончиту, полное имя – Консепсьон Аргуэльо, девицу из строгой католической семьи. Сделал ей предложение, получил согласие родителей девушки, но с непременным условием – требовалось согласие самого Папы Римского, ведь невеста должна была перейти в православие... Глава Российско-Американской компании, бросив все дела, пылая любовью, устремился в кругосветное, по сути, путешествие, ведь ему нужно было пересечь всю Сибирь, прибыть в Петербург, испросить разрешение царя на брак с иностранкой, затем в Рим, испросить согласие Папы, затем в Америку, добраться до Сан-Франциско. По тем временам такое странствие во имя любви должно было занять 2 года! Резанов уезжает, прощается с невестой, девушка обещает ждать и каждый день выходить на морской берег и ожидать прихода русского судна с возлюбленным... Она исполнила своё обещание, каждый день выходя на берег... пока не узнала, что её наречённый умер от воспаления лёгких, простудившись во время переезда по Сибири, провалившись под лёд одной речки возле Красноярска. Могила его там и доселе. Но кто виноват в этом, не сам ли Резанов? Ведь он мог бы возвращаться домой не пешком и на лошадях через всю Сибирь, а на кораблях экспедиции. Но после его нелепой ссоры с Крузенштерном, он уже не хотел ступать на корабли и ринулся очертя голову через зимнюю Сибирь напролом!.. Хоть бы пожалел свою девушку. Кончите было 18 лет, когда она узнала, что стала невестой-вдовой... Она ушла в монастырь и прожила монахиней ещё долгую жизнь.
Что делать, любовь! А корабли русской эскадры Крузенштерна и Лисянского плыли в это время в Россию из Китая, пересекая Индийский и Атлантический океаны без единого захода в промежуточные порты. Они снова в непогоде и туманах потеряли друг друга из виду и добирались домой самостоятельно. И так уж получилось, что «Нева» Лисянского пришла в Кронштадт на неделю с лишком ранее «Надежды» Крузенштерна. Значит, именно Юрий Фёдорович Лисянский и его героический экипаж и стали первыми в истории русскими путешественниками, обогнувшими земной шар. Закончилось это беспримерное плавание 5 августа 1806 года, то есть почти день в день спустя три года, как началось.
Художники: Е. Войшилло, Б. Стародубцев.